Почти как свои: известные зарубежные группы, ставшие в СССР народными
Недавно я уже писал о знаменитых западных рок-группах, которые пользовались большой популярностью в Японии. Но ведь подобный список можно составить для любой страны – и наша не исключение.
В случае с СССР он получится даже более интересным, так как существовал в его истории один любопытный феномен: многие иностранные коллективы не просто почитались в Советском Союзе больше отечественных ВИА, а со временем становились в нем по-настоящему народными, каким-то неведомым образом умудряясь затрагивать потаенные струны русской души.
Ими с удовольствием заслушивались тогда, а большинство советских меломанов горячо любит их до сих пор. Поэтому предлагаю вспомнить, какие зарубежные рок-группы не только прогремели на весь мир, но и в какой-то степени стали частью нашего культурного кода.
“Битлы”
Повторю в который раз: трудно найти страну, где “Битлз” не перевернули бы устоявшиеся представления о музыке и не были бы любимы. Но связь группы с СССР – все равно особая.
С “Битлз” не только начался советский рок и творческий путь многих музыкантов от Александра Градского до Виктора Цоя. С появлением коллектива перевернулась страница в жизни каждого советского гражданина, по-настоящему интересующегося музыкой.
По большому счету “Битлз” – интернациональны, так как их главный язык никогда не нуждался в переводе. Оттого добрые и искренние голоса ливерпульской четвёрки всегда звучали по-родному, по-свойски. К тому же у группы были мелодии (и еще какие!), что только добавляло ей популярности в народных массах.
Еще в 60-е поползли слухи о том, что однажды по причине поломки самолета “Битлы” были вынуждены совершить экстренную посадку в одном из московских аэропортов, где якобы и организовали небольшое выступление. К сожалению, подобные рассказы являлись не более чем легендой, так как на самом деле ни один участник “Битлз” в СССР никогда не был (хотя альбомом “Снова в СССР” Пол Маккартни все же отметился). Но если бы группа все-таки посетила Союз, ее точно ждал бы самый теплый прием!
Примечательно, что их главные конкуренты “Роллинг Стоунз”, наоборот, в СССР особо не прижились, так как базировались на совершенно другом музыкальном фундаменте – блюзе и ритм-энд-блюзе.
“Хипы”
С “Хипами” вообще все интересно: на западе при всем величии группы явлением мирового масштаба ее никто особо не считал, хотя в СССР она неизменно входила в “большую четверку хард-рока” – Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep – и ценилась на уровне, а то и выше перечисленных коллективов.
Почему же группа так запала в душу советскому слушателю? На самом деле ответ прост: большинство песен Uriah Heep имело минорный окрас, который, так уж вышло, всегда находил особый отклик у русского человека. Добавив сюда драматический вокал Дэвида Байрона и уникальный композиторский талант Кена Хенсли, получим просто беспроигрышный вариант.
Не зря “Хипы” были одной из первых западных хард-рок-групп, выступивших в СССР: в 1987 году они дали целых 10 аншлаговых концертов в московском спорткомплексе “Олимпийский”. А с развалом Союза стали регулярно наведываться в Россию, где встречают огромную поддержку фанатов до сих пор.
“Скорпы”
Как признанные короли красивейших рок-баллад Scorpions также не могли не стать в СССР всенародными любимцами. А тут еще, посетив в 1989 году Московский международный фестиваль мира, они выпустили свой знаменитый гимн Перестройки “Wind Of Change“, окончательно расположив к себе советскую, а тогда уже без пяти минут российскую, аудиторию. В конце концов “Скорпионс” – любимая группа Михаила Горбачева.
“Криденсы”
Даже несмотря на то, что ее участники были родом с далёкого и чуждого нам американского западного побережья, а в рамках своего творчества и вовсе прикидывались выходцами с юга, Creedence Clearwater Revival удалось стать поистине народной советской группой. Едва ли можно было найти двор, в котором на гитаре не игралась бы “Have You Ever Seen The Rain?” или из окон домов не звучали другие песни коллектива. Кто-то начинал с них свое знакомство с рок-музыкой, кто-то обращался к “Криденсам” уже опытным меломаном. Но тех, кто не любил бы эту группу, по-моему просто не существовало.
В чем же кроется магия “Криденс”? Прежде всего в том, что её участники никогда не пытались казаться теми, кем они не являются. А оставались собой: простыми честными парнями, играющими такую же честную, позитивную и что самое главное – душевную музыку без всего лишнего. Что не могло не подкупать.
И пусть “Криденс” исполняли традиционные американские песни и активно высказывались о Вьетнаме – у нас они всегда были своими. Что называется, не по национальности, а по духу.
“Шокинг Блю”
“Шизгара” – и этим все сказано. Кто не знает этот по-настоящему вездесущий хит Shocking Blue и хотя бы раз не пел его под гитару – с переделанным русским текстом или же на “тарабарском”? Именно эта песня, знакомая всем и каждому, сделала голландскую группу “Шокинг Блю” в СССР народной. Однако “Шокинг Блю” – группа отнюдь не одного хита, и многие поклонники рока назовут с десяток других замечательных композиций коллектива.
Как же “Шокинг Блю” удалось завоевать сердца советских меломанов? Возможно, все дело в пленительном голосе Маришки Вереш, имевшей, кстати, русские корни. Возможно – в прекрасной музыке из не таких уж далёких, по сравнению с Англией и США, Нидерландов. А, скорей всего, во всём сразу.
Окончание следует