Ответные санкции

Ответные санкции

Что будет, когда запретят иномарки?

С прилавков магазинов уже исчезла норвежская сёмга и польские яблоки, а страна мгновенно выучила новые слова «антисанкции» и «импортозамещение». Что будет дальше? Аналитики предвещают, что следующая волна ответных санкций против Европы, Японии и США затронет автопром: дескать, российское правительство может запретить ввоз иномарок. По одной информации — стоимостью до 800 тысяч рублей, по другой — вообще всех. Чем это грозит рядовому автомобилисту?

Можно ли прожить без иномарок? Можно, даже не имея своего автопрома. В 1959 году власти Кубы ввели запрет на импорт и розничную продажу новых автомобилей. Чем это закончилось, может увидеть каждый турист: за полвека автопарк страны стал музеем на колёсах

Для начала давайте посмотрим, что вообще покупают россияне. В рекордном для отечественного авторынка 2008 году, когда наши соотечественники, потратив $69 млрд, приобрели 2,74 млн новых легковых автомобилей, охотнее всего расходились иномарки зарубежной сборки: их доля составляла почти 54%! Потом бахнул кризис, подорожали кредиты (доля «кредитных» продаж снизилась вдвое — до 25%), рубль пережил очередную девальвацию. Но главное — резко выросли пошлины.

Вначале была объявлена война «отвёрточной сборке»: за каждый ввезённый кузов таможня стала просить не меньше 5000 евро (исключение сделали для производителей, которые пообещали создать заводы полного цикла). Так исчезла масса «китайцев». Затем выросли таможенные пошлины на готовые автомобили. Это окончательно убило рынок подержанных иномарок, ввозимых из-за границы, а импортёрам иностранной техники пришлось повысить цены. Параллельно было разморожено знаменитое постановление № 166, при помощи которого автопроизводителям прозрачно намекнули: стройте свои заводы здесь и сейчас!

И они построили. В России сейчас существуют 16 площадок, где собирают иномарки! Даже оплот отечественного автопрома — АвтоВАЗ — нынче штампует Renault и Datsun, на мощностях Горьковского автозавода закрепились сразу несколько марок. В результате в прошлом году доля иномарок российской сборки составила 55% тогда как привозные машины выбрали 29% россиян, а ещё 16% продаж пришлись на исконно российские марки. Эти цифры означают только одно: стратегия правительства сработала, заграничных машин становится всё меньше.

Теперь давайте представим, что ввоз иномарок запрещён. Целиком и полностью. Что будет? Снова взглянем на цифры статистики. В России самые популярные машины — это легковушки сегментов «В+» и «С+», на которые суммарно приходится почти 51% рынка. Ещё 26% проданных автомобилей — это компактные внедорожники и кроссоверы. В этих трёх сегментах лидеры продаж — техника российской сборки! Поэтому, если правительство решится запретить ввоз транспортных средств из-за границы, для большинства наших сограждан ровным счётом ничего не изменится.

Пострадают лишь любители экзотики. И под словом «экзотика» скрываются отнюдь не роскошные седаны! Возможные санкции первым делом убьют класс минивэнов (2,5% рынка за вычетом тольяттинской Lada Largus), а также поставят крест на современных малышах класса «А+». Почему? Из легковых машин повышенной вместимости нашими заводами выпускаются только вышеупомянутый Ларгус, Chevrolet Orlando да Opel Zafira обоих поколений. В свою очередь, выбор компактной городской малолитражки будет ограничен между узбекским Daewoo Matiz и черкесско-китайским Lifan Smily.

Рейтинг популярности автомобилей класса В+ (длиной до 4,5 м) за 2013 г.
Марка и модель Объём продаж, тыс. Страна сборки
1 Lada Granta 167,0 Россия
2 Hyundai Solaris 114,0 Россия
3 Renault Logan/Sandero 94,6 Россия
4 Kia Rio 89,8 Россия
5 Volkswagen Polo 72,6 Россия
6 Lada Kalina 68,0 Россия
7 Lada Priora 57,7 Россия
8 Lada Samara 40,1 Россия
9 Daewoo Nexia 28,9 Узбекистан
10 Chevrolet Aveo 23,9 Россия

Также перестанут существовать как класс кабриолеты и всевозможные купе. Несладко придётся и любителям больших внедорожников. В первой десятке самых популярных больших полноприводников надпись «Made in Russia» несут только Volkswagen Touareg, Ford Explorer и Nissan Murano. Хотя, например, роскошные седаны для «успешных господ» — за исключением Мерседесов — уже давно собираются руками российских рабочих. Точнее «подсобираются»: для премиум-машин российская сборка ограничивается прикручиванием колёс и бамперов. По такой схеме выпускаются Audi A8, BMW 7-й серии и Hyundai Equus.

Рейтинг популярности автомобилей класса С+ (длиной до 4,7 м) за 2013 г.
Марка и модель Объём продаж, тыс. Страна сборки
1 Ford Focus 67,1 Россия
2 Chevrolet Cruze 54,4 Россия
3 Kia Cee’d/Cerato 46,0 Россия
4 Skoda Octavia 45,8 Россия
5 Toyota Corolla/Auris 32,9 Турция
6 Volkswagen Jetta/Golf 30,8 Россия
7 Opel Astra 23,9 Россия
8 Renault Fluence/Megane 23,2 Россия
9 Nissan Almera 16,6 Россия
10 Geely Emgrand 14,5 Россия

Впрочем, все эти выкладки весьма условны. У всех главных игроков рынка имеются автозаводы на территории нашей страны, где никто не мешает наладить выпуск любых моделей. Так что если «антисанкции» будут введены, то, например, Тойоте вполне по силам начать выпуск любимого россиянами Land Cruiser 200 на Дальнем Востоке (где сейчас делают Prado), а Mitsubishi легко сможет штамповать пикапы L200 под Калугой. В проигрыше будут только Mercedes-Benz, Suzuki, Land Rover, Subaru, Volvo и пяток эксклюзивных марок вроде Maserati и Ferrari — упомянутые бренды не обзавелись сборочными площадками.

В общем, с легковушками всё понятно. Затронь очередная волна «торговой войны» автомобили, без машин россияне не останутся, поскольку бестселлеры российского рынка уже давно собираются силами российских автозаводов, а для не слишком массовых, но пользующихся стабильным спросом моделей пока существует такая лазейка, как «отвёрточная сборка». В Россию также можно зайти через калиниградский Автотор, который до 2016 года свободен от обязательств по локализации выпускаемых машин: прикручивать бамперы там можно хоть на Jaguar, хоть на Jeep.

Рейтинг популярности компактных кроссоверов и внедорожников (длиной до 4,6 м) за 2013 г.
Марка и модель Объём продаж, тыс. Страна сборки
1 Renault Duster 84 Россия
2 Chevrolet Niva 53 Россия
3 Lada 4×4 52 Россия
4 Nissan Qashqai 41 Россия*
5 Toyota RAV4 40 Россия
6 Kia Sportage 33 Россия
7 Hyundai ix35 32 Корея
8 Volkswagen Tiguan 28 Россия
9 Nissan X-Trail 27 Россия
10 Mitsubishi Outlander 27 Россия

На самый крайний случай для марок, которые ввозят все без исключения модели из-за границы, имеется и другая брешь. Россия не собирается ссориться… с Китаем. А там сегодня выпускается масса разнообразных машин! Поэтому, например, Мерседесы и Вольво можно ввозить не из Европы, а из Поднебесной. Причём вынужденную меру можно обставить весьма эффектно: для азиатского рынка выпускаются длиннобазные версии таких машин, как например, Volvo S60 и Mercedes-Benz E-класса. И, поверьте, таким «лонгам» нувориши простят не слишком благородное происхождение.

А если «антисанкции» коснутся грузовиков? Сегмент лёгкого коммерческого транспорта этого не заметит: лидер класса — Газели генераций Бизнес и Next, второе место занимает Ford, наладивший выпуск Транзитов под Набережными Челнами. И только для «больших машин» любой запрет, кажется, обернётся катастрофой. Не будем лукавить: наш КАМАЗ сегодня не выпускает современных магистральных тягачей, поэтому перевозчики и пересели на Scania, MAN и Volvo (эти марки лучше всего продаются на российском рынке). Да, подобную технику делает белорусский МАЗ, но до иномарок ему далеко…

Эти слова подтверждает вездесущая статистика. В прошлом году КАМАЗ продал порядка 30 тысяч машин, из которых подавляющее большинство (примерно 25 тысяч автомобилей) — самосвалы. Дилерам марки МАЗ удалось пристроить втрое меньшее количество большегрузов — около 10 тысяч единиц. Для сравнения, Scania, Volvo, Mercedes-Benz и MAN пускай совместными усилиями, но реализовали 25 тысяч грузовиков! В основном, магистральных тягачей. Но, как оказалось, производители грузовых автомобилей тоже подстраховались! В Калуге сборочные площадки организовали Renault и Volvo, Scania и MAN понемногу начали выпускать технику под Санкт-Петербургом, а Mercedes-Benz использует камазовские мощности.

Но совсем без мирового автопрома России не прожить. Говоря про российскую сборку, нужно понимать, что подавляющее большинство выпускаемых на территории нашей страны машин собираются и будут собираться из импортных комплектующих. Даже главная гордость русофилов от автопрома, UAZ Patriot, наполовину состоит из заграничных компонентов! Для сравнения, 50-процентный уровень локализации также имеют такие «российские» машины, как Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo… И если бумеранг «торговой войны» вернётся обратно, в Россию, все автозаводы попросту встанут.

Будем надеяться, что этого не произойдёт. Иначе всей стране придётся пересесть на Лады или, в лучшем случае, на Renault: Logan и Sandero первого и второго поколений сейчас «русифицированы» на 75%, а в теории уровень локализации может составить необходимые 100%. Чуть меньший, но близкий уровень оснащения российскими комплектующими демонстрируют лишь соплатформенные Lada Largus, Nissan Almera и Renault Duster. А, например, Ford Mondeo и Mitsubishi Outlander локализованы на скромные 10%.

P.S. Ниже мы публикуем полный перечень иномарок, которые выпускаются на территории России. Как видите, таковых больше сотни! И список моделей становится всё шире и шире… Для справки, в графе «Технология» использованы сокращения C, S и M: C — это CKD, производство полного цикла со сваркой и окраской кузовов; S — это SKD, крупноузловая сборка из привозных машинокомплектов; M — это MKD, мелкоузловая сборка.
МАРКА МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЯ МЕСТО СБОРКИ
Audi A6 S Калуга, Volkswagen
Audi A7 S Калуга, Volkswagen
Audi A8 S Калуга, Volkswagen
Audi Q5 S Калуга, Volkswagen
Audi Q7 S Калуга, Volkswagen
BMW 3-я серия M Калиниград, Автотор
BMW 5-я серия M Калиниград, Автотор
BMW 7-я серия M Калиниград, Автотор
BMW X1 M Калиниград, Автотор
BMW X3 M Калиниград, Автотор
BMW X5 M Калиниград, Автотор
BMW X6 M Калиниград, Автотор
Briliiance H530 C Черкесск, Derways
Briliiance V5 C Черкесск, Derways
Cadillac CTS S Калиниград, Автотор
Cadillac Escalade S Калиниград, Автотор
Cadillac SRX S Калиниград, Автотор
Chevrolet Aveo C Нижний Новгород, ГАЗ
Chevrolet Captiva S Калиниград, Автотор
Chevrolet Cruze C Санкт-Петербург, GM
Chevrolet Cruze (универсал) S Калиниград, Автотор
Chevrolet Malibu S Калиниград, Автотор
Chevrolet Niva C Тольятти, GM-АвтоВАЗ
Chevrolet Orlando S Калиниград, Автотор
Chevrolet Tahoe S Калиниград, Автотор
Chevrolet Trailblazer S Санкт-Петербург, GM
Citroen C4 C Калуга, PCMA
Datsun me-DO C Тольятти, АвтоВАЗ
Datsun on-DO C Тольятти, АвтоВАЗ
Ford EcoSport C Набережные Челны, Ford Sollers
Ford Edge S Набережные Челны, Ford Sollers
Ford Explorer C Набережные Челны, Ford Sollers
Ford Focus C Всеволожск, Ford Sollers
Ford Galaxy S Набережные Челны, Ford Sollers
Ford Kuga C Набережные Челны, Ford Sollers
Ford Mondeo C Всеволожск, Ford Sollers
Ford S-Max S Набережные Челны, Ford Sollers
Geely Emgrand C Черкесск, Derways
Geely MK C Черкесск, Derways
Great Wall H3/H5 C Липецк, ИРИТО
Hyundai Equus S Калиниград, Автотор
Hyundai i40 S Калиниград, Автотор
Hyundai Solaris C Санкт-Петербург, Hyundai
JAC – C Черкесск, Derways
Kia Cee’d S Калиниград, Автотор
Kia Cerato C Калиниград, Автотор
Kia Mohave S Калиниград, Автотор
Kia Optima S Калиниград, Автотор
Kia Quoris S Калиниград, Автотор
Kia Rio C Санкт-Петербург, Hyundai
Kia Sorento C Калиниград, Автотор
Kia Soul S Калиниград, Автотор
Kia Sportage S Калиниград, Автотор
Kia Venga S Калиниград, Автотор
Lifan Smily C Черкесск, Derways
Lifan Solano C Черкесск, Derways
Lifan X60 C Черкесск, Derways
Luxgen 7 SUV C Черкесск, Derways
Mazda 6 S Владивосток, Sollers
Mazda CX-5 S Владивосток, Sollers
Mitsubishi Pajero Sport C Калуга, PCMA
Nissan Almera C Тольятти, АвтоВАЗ
Nissan Murano C Санкт-Петербург, Nissan
Nissan Quashqai C Санкт-Петербург, Nissan
Nissan Sentra C Ижевск, ИжАвто
Nissan Teana C Санкт-Петербург, Nissan
Nissan Terrano C Москва, Автофрамос
Nissan X-Trail C Санкт-Петербург, Nissan
Opel Antara S Калиниград, Автотор
Opel Astra S Санкт-Петербург, GM
Opel Astra (универсал и купе) S Калиниград, Автотор
Opel Astra Family S Калиниград, Автотор
Opel Insignia S Калиниград, Автотор
Opel Meriva S Калиниград, Автотор
Opel Mokka S Калиниград, Автотор
Opel Zafira S Калиниград, Автотор
Opel Zafira Tourer S Калиниград, Автотор
Peugeot 408 C Калуга, PCMA
Renault Duster C Москва, Автофрамос
Renault Fluence C Москва, Автофрамос
Renault Koleos S Москва, Автофрамос
Renault Latitude S Москва, Автофрамос
Renault Logan (1-е поколение) C Москва, Автофрамос
Renault Logan (2-е поколение) C Тольятти, АвтоВАЗ
Renault Megane C Москва, Автофрамос
Renault Sandero (1-е поколение) C Москва, Автофрамос
Renault Sandero (2-е поколение) C Тольятти, АвтоВАЗ
Skoda Fabia C Калуга, Volkswagen
Skoda Octavia C Нижний Новгород, ГАЗ
Skoda Rapid C Калуга, Volkswagen
Skoda Yeti C Нижний Новгород, ГАЗ
SsangYong Actyon S Владивосток, Sollers
SsangYong Actyon Sports S Владивосток, Sollers
SsangYong Kyron S Владивосток, Sollers
SsangYong Rexton S Владивосток, Sollers
Toyota Camry C Санкт-Петербург, Toyota
Toyota Land Cruiser Prado S Владивосток, Sollers
Toyota RAV4* C Санкт-Петербург, Toyota
Volkswagen Jetta C Нижний Новгород, ГАЗ
Volkswagen Multivan S Калуга, Volkswagen
Volkswagen Polo C Калуга, Volkswagen
Volkswagen Tiguan C Калуга, Volkswagen
Volkswagen Touareg S Калуга, Volkswagen

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments