Чат неактивен

О произхожденние и сущность татар


Первое столкновение булгар с монголами Чингиз-хана(“Баранья битва”).

Мэнхолы (мэнкулы, мапгулы)

согласно данным булгарского историка XV века Мохаммед-Амина, это –
1) название части монголо-язычных племен;
2) общее название монголоязычных племен.Кроме этого в средневековье монголов называли также “татарами” (от маньчжуро-гуннского “татар” – “иноземец”, “чужак”, “враг”).

Когда-то имэнцы-маньчжуры разбили и подчинили предков монголов, и последние должны были в наказание называть себя “имэнкул” (“рабы маньчжур”). Постепенно это название приобрело формы “мэнкул”, “мэнхол”, “мангул” (современная форма – “монголы”).

Потом часть монголов добровольно пошла на службу гуннам, и ее стали называть “биряган”. Со временем она составила особое монгольское племя, которое возглавил отец Чингиз-хана. От гуннов биряганцы восприняли многие слова, в том числе и исконно маньчжурское имя Тингиз-Чингиз. Всех прочих монголов, не служивших хонам, гунны называли “татарами”. Так как биряганцы воевали на стороне гуннов против татар, то между биряганцами и татарами существовали самые враждебные отношения. Когда отец Чингиз-хана попытался подчинить татар, то они разбили и убили его. Юный Чингиз-хан поклялся, что в отместку за гибель отца уничтожит всех татар и выполнил это.

После истребления татар их имя в монгольском языке стало означать “погибшие”, “смертники”, а все остальные монгольские племена обязались называться только “мангулами” (“монголами”). Через несколько лет Чингиз-хан распорядился сформировать для монгольской армии части из наемников-немонголов, потому что сил самих монголов для завоевательных войн не хватало. Эти наемники должны были сражаться и умирать за монгольское войско в первой линии атаки, поэтому их стали называть “татарами” (“смертниками”). Первым стал так делать Субятай, которого весьма чтил хан, поэтому Чингиз, ненавидевший название “татары”, закрыл на это глаза.

Когда Кыпчакская степь отделилась в 1260 году от Монгольской империи и почти все монголы ушли из Кыпчака в Монголию, то Джучиды наняли вместо них на службу себе кыпчакских кочевников и стали также называть их “татарами”. При этом сами кыпчаки сохраняли названия своих племен и предпочитали в кругу своих родичей называть себя кыпчакскими именами. Хан Узбек пытался привить кыпчакам вместо слова “татарин” (которое у булгар и других мусульман было последним ругательством и означало “безбожник”, “проклятый”) слово “тюрк”. Когда Кыпчакская Орда перестала существовать, то многие татарские кыпчаки перешли на службу Балыну (Русско-Московскому государству) и получили от урусов (русских) название “служилые татары”.

В Булгарии наемных татарских кыпчаков называли “татарами”, “татарчиками” (“татарчыклар”), “ханскими людьми” и т. д…

Булгария под властью Г.Чельбира

…”Одна половина татар была вооружена, как наши казанчии, другая – как курсыбаевцы. А в Державе было 6 тысяч казанчиев и 5 тысяч курсыбаевцев, да 14 тысяч суварчиевских ополченцев, имевших равное с курсыбаевцами боевое оснащение. Все остальные – с 25 тысяч ак-чирмышей – имели еще худшие доспехи.


казанчий, от тежелой булгарской конницы


булгарский всадник из курсабай(волчий корпус) и булгарский ополченец

Но кроме доспехов татары имели отважные сердца, совершенно не знавшие жалости, и среди них никогда не было недисциплинированных или усталых. Каждый из них знал, что если он не ожесточится, не подчинится или устанет – то будет убит на месте. Они делились на десятки, сотни, тысячи и тумены. За трусость в бою одного убивался десяток, за трусость десяти – сотня и так далее. А казни у них были такими жестокими, что я, видевший всякое, не мог досмотреть до конца ни одной, ибо по сравнению с ними самая тяжкая гибель в бою была наслаждением. Татарам же было запрещено при этом отводить глаза или как-то выражать свои чувства, поэтому казни, виденные мною, татары наблюдали в полной тишине и с бесстрастными лицами.

А придерживались они такого зверства с той поры, как Чингиз изрек: “Жестокость – единственное, что поддерживает порядок – основу процветания державы. Значит, чем больше жестокости – тем больше порядка, а значит – блага”. И еще он говорил: “Сам Тангра повелел подняться нашей державе, а его волю нельзя понять разумом. Жестокость должна выходить за пределы разума, ибо только это поможет осуществлению высшей воли”…

А татары ненавидели ислам потому, что считали мусульман, с радостью расстающихся с жизнью во время джихада, опасными для себя. И наоборот, они любили христианство и веру хинцев, призывающих к покорности и жалости, ибо считали их последователей слабыми и готовыми для подчинения им…

За убийство знатного человека они убивали всех подчиненных, а за убийство вождя – весь народ. Однажды мэнхолским племенем татар, по имени которого чинцы называли всех мэнхолов в память об их былом первенстве над ними, был убит отец Чингиза; за это все татары были перебиты, включая женщин и детей. И с тех пор они называли татарами всех тех немэнхолов, которые им служили и которых они посылали в бой на смерть впереди себя. И эти служилые татары кричали в бою “Татар! Татар!”, что означало: “Те, кто не подчинится Мэнхолу, будут истреблены, как татары”… Мы называли мэнхолов по-чински “татарами”, а они нас – по-кумански “бесермёнами”.

В войнах они не щадили ни женщин, ни детей, поэтому женщин у них было мало и разврат считался делом обычным. Мужеложство и скотоложство они ни во что не ставили. Грабежи и насилия они делали только после получения разрешения, а захваченными детьми, женщинами и юношами пользовались по очереди всем подразделением. Татары никогда не мылись, как кыпчаки, ибо это воспрещали их законы. Привычка к подчинению сделала их сдержанными и тупыми, хотя некоторые их вожди сохраняли и гостеприимство, и рассудительность, и другие достоинства.

Эмир Субятай был главным авторитетом для них в военных вопросах, и высший воинский титул бахадира, дававшийся только природным мэнхолам, уравнивал его на военных советах с Чингизом и его потомками. Чингизиды считали себя господами всего мира и решали вопросы жизни и существования остальных только с точки зрения выгодности для них. Почти все они были крайне суеверны и ни в грош не ставили все чужое…”

Усиление власти Чельбира внутри Булгара и в Северо-Восточной Руси

… Везир Губайдулла в поисках средств на южные предприятия царя вновь стал взимать с мусульманских игенчеев и ремесленников дополнительные налоги. Небольшая часть наиболее богатых ремесленных домов объединилась с мощными торговыми домами, занимавшимися сверхприбыльной торговлей (например, работорговлей), и вышла из положения, но большинство податного мусульманского населения стало испытывать финансовые затруднения и недовольство.

Поэтому в 1193 г. созрел новый заговор против Чельбира, возглавляемый будущим великим булгарским поэтом Мохаммед-Гали (Кул Гали). Но на этот раз заговорщики, которых называли «грачами» (почему и заговор именовали «Грачиным»), были преданы изменником и наказаны. Тем не менее Чельбир, встревоженный брожением мусульманской массы – основы государства, вынужден был сместить своего верного везира Губайдуллу и отменить повышение налогов в центральных районах Булгара. Но на окраинах страны налоговый гнет остался очень тяжелым и вызывал многочисленные восстания немусульманских игенчеев, жестоко подавляемые царскими войсками.


Булгарские ювелирные изделия – 13 в.

Кроме налоговой уступки, Чельбир сделал и другую – восстановил мир с Киевом и Смоленском по требованию богатейших булгарских торгово-ремесленных домов – корпораций, связанных с функционированием важнейшего в Европе торгового пути Тортоса – Нарбон – Лион – Верден – Майнц – Регенсбург – Прага – Краков – Перемышль – Киев – Болгар. Но остальные русские княжества остались в тисках жесткой политики Чельбира.

Для усиления булгарского влияния на Северо-Восточную Русь учельский бек Азан восстановил в 1204 г. укрепления Учеля на горе Богылтау. В 1216 г. Азан по приказу царя разгромил суздальского князя Юрия (5 Липицкой битве и утвердил на суздальском престоле его брата – ставленника Чельбира Константина.

Тогда же царь попытался присоединить к Булгару и Рязань. Ставленники царя при поддержке марданского отряда в 1216 г. перебили почти всех рязанских князей, но предприятие сорвалось из-за неприбытия на помощь марданцам отряда болгарских и нур-суварских казанчиев. Царь пришел в ярость и велел казапчиям выступать на все войны наравне с алпарами (раньше, с времен Анбала, казанчии чаще всего откупались от военной службы).


Сегодняшний Суздаль, китный городок в Подмосковия

Но в 1218 г., после смерти Константина, ситуация в Северо-Вос-точной Руси изменилась. Суздальским князем стал Юрий, выражавший интересы части бояр, разоряемых булгарской данью и торговлей и готовых на смертный бой ради свержения булгарского ига. По приказу Юрия суздальцы перебили булгарских купцов, возвращавшихся из Артана. Особенно много купцов было убито в Устюге.

Нападение на купцов считалось в Булгарии самым страшным преступлением. В 1218 – 1219 гг. булгарское войско во главе с самим Чельбиром взяло Устюг и Раджиль (Радилов) и овладело несметной добычей. Ответное нападение суздальцев на Учель в 1220 г. было отбито сардаром курсыбая Газаном, и в память об этом Чельбир велел переименовать Учель в Газан. Это название позднее приобрело современную форму «Казан» – «Казань». Так наш город стал называться Казанью, Потом и реку Арсу также назвали Казан-су («Казанка»).

Зимой 1220 – 1221 гг. Чельбир велел Газану вообще ликвидировать Суздальское княжество. Курсыбай этого сардара уничтожил крепость, которую суздальцы построили в 1220 г. на месте разрушенного ими Ибрагим-Балика (Джуннэ-Кала), а затем двинулся на столицу княжества Владимир (Булымер). По пути курсыбай взял Горохрвец и еще ряд суздальских крепостей, гарнизоны которых разбежались по лесам при одном приближений алпаров.

Юрий также бежал в северные леса и оттуда умолял Челбира пощадить его, обещая выполнить любые условия и быть до смерти верным рабом Булгара. Внезапно царь возвращает свою армию назад и велит Юрию заключить договор на следующих условиях: Суздаль отдает Булгару все суздальское Заволжье и Нижнеоковье с 14 городами (Устюг, Гороховец, Кострома, Ярополч, Унжа, Радилов и др.), сносит все укрепления и крепости на суздальско-булгарской и суздаль- ско-рязанской границах и на пути от Булгара до Владимира, обеспечивает сбор булгарской дани с Новгорода, дает Булгару свое войско по приказу царя, удваивает джирскую дань, разделяет Суздаль на две части – Владимирскую – Юрия и Ростовскую – Василька (сын ! Константина, верный вассал Булгара), отменяет все пошлины с бул- гарских купцов и открывает им для проезда и торговли все города, села и дороги и т. д.

Юрий не мешкал – туг же явился в уже булгарский Раджиль и подписал договор с Булгаром на унизительных даже для зависимого ; княжества условиях. Ведь главным для смертельно испуганного Юрия было сохранение собственной жизни и хотя бы какого-нибудь угла для существования…

Сын Юрия Владимир отправился в Булгар заложником. Муромский князь также подчинился Булгару на тех же условиях, снес стены Мурома и других муромских крепостей и также отправил своего сына в Болгар в качестве заложника. Одна часть Рязанского княжества подчинилась Булгару еще в 1186г., другая- после похода 1209 г., а третья – после вторжения марданцев в 1224 г. В Булгаре в качестве рязанского заложника находился внук знаменитого и всесильного рязанского боярина Матвея Андреевича Айбат («Евнатий»), так как в княжестве фактически правили не князья, а его отец – боярин.

Однако Чельбир отложил свой план полной ликвидации Суздальского княжества вовсе не из жалости к Юрию или суздальцам, а потому, что получил тревожную весть: войско монгольского императора Чингиз-хана, возглавляемое непобедимым доселе багатуром (военачальником) Субэдэ, разгромило державу Хорезмшахов и дви-, жется через Иран, Грузию и Азербайджан к кавказской границе Булгара.

Первое столкновение булгар с монголами Чингиз-хана


Восточная граница Булгарии с Западного монгольского уруса Джучи проходи по р. Джаик – Урал.

Булгарское войско стало готовиться к отражению нашествия с востока – ведь Монгольская империя была серьезным противником. Образованная в 1206 г. Чингиз-ханом, она завоевала уже значительную часть Азии. Чингиз-хан посредством невероятной жестокости заставил сплотиться и выполнять его план завоевания мира множество разноязыких и разнокультурных областей Центральной Азии. В 1204 г. на пути к своему триумфу – образованию Монгольской империи – он силами подвластных ему монгольских племен истребил также монгольское племя татар, отказавшееся подчиниться его власти. Затем, чтобы подчинить другие страны, он принялся уничтожать другие, уже немонгольские племена.

Чингиз-хан велел всем монгольским племенам называться монголами, а монгольским наемникам из немонгольских народов (уйгуров, туркмен, китайцев, иранцев, русских и др.) – «татарами». Ведь после гибели племени татар их название стало означать в монгольском языке (помимо прочего) и «смертник», а наемники как раз и были обречены на смерть в бою впереди и за монголов.

Но соседи монголов – китайцы задолго до Чингиз-хана привыкли именовать все монгольские племена по названию племени татар – «татарами»» гак как татары были когда-то самым сильным монгольским племенем. Эту китайскую традицию называть монголов прозвищем «татары» восприняли другие народы мира, в том числе булгары и русские. Поэтому нашествия войск Монгольской империи на другие страны народы мира называли татарскими, а современные ученые, объединяющие настоящее имя и прозвище монголов – «монголо-татарскими» (или «татаро-монгольскими»).

Монголы исповедовали христианство (несторианского толка), буддизм и шаманизм, почему считали всех христиан (а также иудеев) своими союзниками, а мусульман ~~ злейшими врагами.

Монгольская империя делилась на области – улусы (уделы), во главе которых стояли ханы – потомки Чингиз-хана. Эти улусные ханы подчинялись императору Монголии, носившему титул «великого хана». Потомкам старшего сына Чингиз-хана Джучи – Джучи-дам – достался улус, расположенный на территории Казахстана.

Степи Казахстана и юга Восточной Европы назывались Дешт-и Кып-чаком, поэтому так стали называть и казахстанский улус Джучидов. Джучи установил добрососедские отношения с Булгаром и тайно сообщал Чельбиру о планах монголов, в том числе и о плане разгрома Булгара. По этому плану Субэдэ должен был прорвать кавказскую границу Булгарии и в союзе с христианской Русью ударить по центру Булгара с запада, а Джучи со своим улусом – прорваться через Джаик (Урал) и атаковать центр Булгара с востока.

Чингиз-хан рассчитывал, что эти обе части монгольского войска соединятся в центре Булгара, рассекут на две части и уничтожат Булгарску державу, стоявшую на пути его завоевательных планов.

Предупрежденный Джучи Чельбир внимательно следил за движением армии Субэдэ. Багатур прошел через Иран, Грузию, Азербайджан и встретился на Северном Кавказе с силами губернатора Саксинского иля Бачмана, в составе которых выступили все предкавказские племена и донские половцы. Однако в разгар битвы донские куманы из войска Бачмана переходят на сторону монголов и вместе с ними ударяют по осетинскому отряду саксинского ополчения.

Бачман пришел на помощь осетинам со своим последним резервом, но в конце концов под напором превосходящих сил врага вынужден был бежать с частью своего войска в Грузию, так как путь отступления на север Булгара был уже отрезан. После этого Субэдэ посылает послов на Русь и предлагает ей в союзе с Монголией выступить против Булгара. Но украинско-русские князья убили монгольских послов и вместе со своими союзниками – нижнеднепровскими куманами пошли на врага.

В битве на Калке Субэдэ уничтожил русское войско и вместе с донскими куманами летом 1223 г. двинулся в Центральную Булгарию. Однако Джучи заверил Чельбира в том, что не нападет с востока на Булгар, и царь приготовил багатуру засаду возле булгар-скот города Кермек (на территории заволжской части нынешней Симбирской области). Войско Субэдэ с ходу переправилось через Волгу, угодило в эту засаду и было уничтожено булгарской армией.


Женский булгарский народный костюм, района г. Симбирска

Сам Субэдэ с горсткой воинов бежал с поля битвы, но был все равно окружен. Довольный Чельбир не стал убивать Субэдэ, дабы не отягощать положения Джучи (Чингиз-хан мог убить своего сына в случае гибели по его вине своего лучшего полководца), и разрешил ; обезоруженным и жалким остаткам армии Субэдэ (только ему оставили меч) вернуться через булгарские владения в Монголию. Народ Прозвал Кермекскую битву Бараньей, потому что Габдулла устроил издевательскую выдачу Субэдэ тысячи плененных монголов в обмен на баранов и веселую победную пирушку с поеданием этих баранов на глазах окруженного багатура. Мирная жизнь была быстро восстановлена, и Бачман вернулся в свой Саксин.

Но и Чельбир помогал Джучи. Когда в 1225 г. из улуса Джучи к границам Булгара бежало одно оймекское племя тук-суба и попросило у Габдуллы убежища, то царь отказал ему. Тогда тук-субайцы без разрешения перешли на правый берег Джаика, чтобы переждать здесь грозу. Разгневанный Чельбир обрушился на беглецов и разгромил их. Остатки тук-субайцев были прижаты к берегу Джаика и ожидали гибели или выдачи Джучи, как вдруг Чельбир скончался, и царем провозгласили его младшего брата Мир-Гази (1225 – 1229), популярного в народе.


Река Джаик (Урал)


Глава мусульманского вероизповедании в России: “И даже Киев был создан булгарами и славянами. В езические времена он имел и кан и князь”

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments