На велосипеде на работу: правила движения и риски

На велосипеде на работу: правила движения и риски

Какие опасности подстерегают на дороге велосипедистов, и что о них нужно знать водителям автомобилей.

Одно из концептуальных направлений современной урбанистики — насаждение велосипедной культуры. Двухколесная машина отлично ложится в актуальную ныне во всем мире стратегию устойчивых транспортных систем и в идеале должна превратиться из способа проведения досуга в полноценное транспортное средство.

Определенные успехи в этом направлении есть у Москвы, Татарстана, Кубани и ряда других российских регионов, хотя до идеала, конечно, еще далеко.

Обратная сторона этого процесса — дополнительные риски в дорожном движении. Только в прошлом году в стране в почти 5 тысячах ДТП с участием велобайкеров погибли 308 и травмированы 4,5 тысячи человек.

Всплеск аварийности приходится на весенне-летний сезон с пиком в июле — это легко объяснимо. Хотя даже зимние месяцы в этом смысле отнюдь не повод расслабляться: в этот период погибло больше 100 человек.

Свои плоды приносит развитие велоинфраструктуры, а также популяризация сервисов доставки, в которых велокурьеров не пугают ни морозы, ни сугробы. 9 из 10 ДТП с участием велобайкеров произошли в населенных пунктах, а вот погибли в них только 60 процентов. Это говорит о том, что за городом последствия таких аварий тяжелее из-за более высоких скоростей. Самые опасные места — перекрестки и выезды с прилегающих территорий, перегоны дорог, а также пешеходные переходы.

По части распределения вины в авариях у автомобилистов и велосипедистов паритет. Наиболее распространенные прегрешения водителей, приводящие к столкновению с велосипедом, — нарушение очередности проезда, несоблюдение правил расположения на проезжей части, а также небезопасный боковой интервал.

Что касается самих велосипедистов, то они, как и водители, чаще всего неверно выбирают положение на проезжей части и боковой интервал, а также не спешиваются при пересечении дороги по пешеходным переходам.

В левом ряду на велосипеде

Минимизировать риски можно путем создания специальной инфраструктуры, но главным образом, — привитием культуры поведения на дороге, причем как самим велосипедистам, так и водителям с пешеходами. Но начинать, конечно же, нужно с правил движения. Они довольно просты.

Прежде всего, напомним, что полными правами пользуются только велосипедисты, достигшие 14 лет. Тем, кто младше, самостоятельно можно передвигаться только в пределах пешеходной зоны, а школьникам — еще и велопешеходной инфраструктуры.

Иерархия разрешенных для педальных машин мест движения выглядит следующим образом: в приоритете — специализированная инфраструктура, то есть велосипедные зоны, велодорожки, велопешеходные дорожки, велополосы, затем край проезжей части, потом обочины дорог и, наконец, тротуары или пешеходные дорожки. Каждый следующий элемент можно использовать, только если по каким-то причинам недоступен предыдущий.

При движении одновременно с пешеходами по тротуарам, пешеходным дорожкам и обочине велосипедист приоритетом не пользуется, а при любой опасности обязан спешиться и продолжать путь, ведя велик с собою рядом.

При движении по краю проезжей части велосипедистам нужно держаться как можно правее. Если есть выделенка, то ехать следует по ней. Попытки прорваться в левые ряды довольно часто терпят фиаско, ведь мало того, что им туда нельзя и их там совершенно не ожидают увидеть другие водители, так еще их просто трудно разглядеть в плотном потоке.

По этой же причине поворачивать налево можно только при условии, что в попутном направлении всего одна полоса движения и нет трамвайных путей посередине дороги, либо маневр разрешен непосредственно из правой полосы. Если же эти условия не выполняются, а налево все же необходимо, то на перекрестке можно пересечь дорогу, на которую планируется поворот, по правому краю проезжей части, а затем сделать то же самое, но уже через проезжую, по которой ехал прежде.

Второй вариант — слезть с велосипеда и аналогичным образом в два этапа преодолеть перекресток, но уже в качестве пешехода. Затем можно вернуться в седло и продолжить движение в нужном направлении, крутя педали.

Что касается перекрестков, где разрешен поворот направо, то нужно быть внимательным как самим велосипедистам, так и водителям автомобилей. Первые должны прогнозировать поведение водителя и не пытаться протиснуться в зазор между машиной и правым краем проезжей части, вторые, занимая перед маневром крайнее правое положение, — учитывать наличие «мертвой зоны» и предвидеть появление там велосипеда.

По пешеходным переходам, даже по регулируемым, необходимо двигаться только ведя велосипед рядом с собой, то есть пребывая в статусе пешехода. В противном случае вы не только мешаете законным пользователям «зебры», но и подвергаете смертельной опасности себя, ведь даже самый дисциплинированный автомобилист не ожидает, что на его пути на скорости, которая недоступна пешеходу, вдруг окажется велосипедист.

Езда по автомагистралям, а также дорогам, обозначенным голубым прямоугольным знаком с изображением автомобиля в анфас (в ПДД этот знак имеет номер 5.3 и называется «Дорога для автомобилей»), примером коей может служить МКАД, запрещена даже по обочинам. По сути, соблюдение перечисленных положений, содержащихся, главным образом, в 24-м разделе Правил дорожного движения, как раз и предотвратило бы львиную долю аварий, об основных причинах и местах совершения которых мы говорили в начале.

Велосипед — это транспортное средство, следовательно, его седок — водитель, которому ПДД категорически запрещают садиться за руль пьяным.

В заключение несколько слов об ответственности самих велосипедистов. Для них в КоАП придумана специальная статья — 12.29. По ней за нарушение ПДД наездникам грозит штраф 800 рублей, а если будет установлено, что они находились в состоянии опьянения, — от 1000 до 1500 рублей.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments