Месяц до школы: чем заняться с ребенком, чтобы он начал лучше учиться

Месяц до школы: чем заняться с ребенком, чтобы он начал лучше учиться

За окном лето, многие родители выбирают правильный путь — «мы дадим детям отдохнуть». И не загружают их бесконечным повторением пройденного. Мы вас в этом поддерживаем, но вместе с доктором филологических наук, ведущим экспертом Московского центра качества образования Еленой Пономаревой рассказываем, чем все-таки стоит заняться летом (это не будет скучно), чтобы помочь ребенку развить функциональную грамотность, а значит учиться лучше.

Для начала напомним, что мыслить функционально — это значит обладать набором навыков, которые позволяют человеку, оказавшемуся в ситуации выбора, подключать логику, изобретательность, находить неординарные решения. Умение не теряться в сложном положении, разбираться в различных областях жизни (от здоровья и путешествий до финансов), работать с разной информацией, развивать навыки общения, взаимодействовать с конкретными людьми и с миром в целом — всё это позволяет человеку состояться в настоящем, а главное — в будущем. Теперь к тренировкам!

Нестрогая дисциплина

Функциональная грамотность — это не строгая дисциплина, в которой однажды полученные знания останутся актуальными на всю жизнь. Современное образование ориентировано не на зазубривание, а на то, чтобы сделать содержание предметов интересным, научить школьника пользоваться полученными знаниями и применять их за пределами школы, в реальной жизни. Важность и правильность этой стратегии очевидна, но как подступиться к этому вопросу тактически? Как помочь ребёнку увлечься делом, которое в период летних каникул уж точно кажется не самым важным?

Позволяйте учить себя

Выход только один: родителям нужно присоединиться к этому процессу, увлечься самим и собственным примером незаметно заинтересовать ребенка, используя любые дипломатические ходы, маленькие хитрости:

    не бойтесь выступить в роли ученика (или соученика), который нуждается в совместном разборе ситуации и совместном принятии решения. Вместе ищите и оценивайте информацию, вместе читайте, вместе рассматривайте иллюстрации, активно задавайте «наивные» вопросы по изученному материалу, на которые, как правило, ответить сложнее всего;

    будьте готовы принять решение, предложенное ребёнком, если оно более удачно и аргументированно;

    включайтесь в диалог, позволяйте учить себя: попросите ребенка растолковать вам сложную тему, пусть он объяснит вам свою позицию по какому-либо вопросу и убедит в своей правоте. Это даст ему возможность утвердиться в собственных силах, укрепит его самооценку, убедит в значимости его мнения для вас;

    если вы видите, что ребёнок затрудняется, незаметно «подбросьте» ему гипотезу, а потом не забудьте удивиться его находчивости и поблагодарить за то, что выручил вас, подсказав правильный оригинальный ход, который без его участия вы бы уж точно упустили;

    помните, что ребёнок не меньше взрослого нуждается в отдыхе, поэтому перегружать его академической деятельностью в каникулы не стоит.

Такой диалог важен для обеих сторон. Лучший способ построить и укрепить связь с ребенком — находить общие интересы, жить и работать в тесном контакте, совместно решать проблемы. Понятие комфорта для ребёнка начинается именно с общения: он должен чувствовать, насколько он важен, значим для родителей, насколько приятно родителям просто быть рядом и жить его жизнью.

Разговаривайте о жизни

Занятия по функциональной грамотности должны стать совместными для родителей и детей, комфортными, интересными, напоминающими игру. От того, насколько удачно и естественно вам удастся выстроить диалог, зависит и конкретный результат, и отношение ребёнка к учёбе в будущем. 

Не пытайтесь решать все подряд сборники задач по функциональной грамотности. Просто присмотритесь, что читает ваш ребёнок. Попросите его познакомить вас с перечнем заданий на лето. Подумайте, как распорядиться этим материалом. Читайте вместе. Помните, что литературу называют «человековедением»: книги — это по-разному сформулированная информация о жизни и людях, о ситуациях выбора и испытания, но все они — о человеке и мире, который его окружает. Говорите не только о содержании — спросите ребенка, как он понял прочитанное. Спросите его:

  • Какие слова показались тебе самыми важными в тексте и почему? 
  • Ты считаешь так же, как герой (автор)? Почему? Во всём ли ты согласен с героем?
  • Какие слова передают радость/грусть героя?
  • Как ты думаешь, могла ли такая ситуация произойти в жизни или это бывает только в книжках? Почему? Как бы ты повёл себя в такой ситуации?
  • Мог бы ты завершить произведение иначе? Как? Почему бы ты хотел предложить свой финал, своё развитие событий? 
  • Какую книгу из всех прочитанных ты бы порекомендовал прочитать всем? Почему?

Круг вопросов может быть предельно широким. Важно, чтобы ваши беседы не дублировали школьную методику: разговаривайте о жизни, рассматривайте текст, а ещё лучше — подберите для ребёнка хорошо иллюстрированную книгу, чтобы можно было сравнивать иллюстрации и текст, проводить параллели, понимать разницу линейного текста и изображения, размышлять о разных видах творчества, учиться наблюдательности и аргументации. 

Мы не случайно столько внимания уделяем чтению: с одной стороны, этот процесс по плечу каждому родителю, а с другой — читательская грамотность — основа функциональной грамотности в целом. Мы окружены текстами разной природы: вывески магазинов, карты-схемы, книги и интернет-ресурсы, реклама и прочее — это всё разного рода тексты, явный и скрытый смысл которых может постичь только грамотный читатель. 

Вместе учитесь искать информацию 

С младшим школьником можно вместе разбираться в путешествиях героя книги, выстраивать маршрут передвижения на карте, рассматривать географические атласы, описывать путешествия словесно (что развивает и воображение, и логику), изучать информационные табло, рассчитывать время на поездку, разбираться в навигации по сайтам — то есть искать простейшие, но важные способы работы с информацией.

Помогите ребенку правильно искать информацию: предложите посоревноваться в формулировании поискового запроса, но не забудьте парочку раз «уступить» в этом соревновании, чтобы ваш ученик ощутил себя профессионалом и старался и в дальнейшем обойти вас.

Дайте подростку высказаться

Школьники среднего звена требуют других подходов. Сложность в работе с этой возрастной группой заключается в том, что ребёнок ищет способы локализации своего мира, выстраивания своей вселенной если не по собственным законам, то по правилам, усвоенным в общении с друзьями или в сети. В этот момент мы просто обязаны быть рядом, учить разбираться в потоке информации и оценивать ее, видеть скрытые смыслы и отсекать ложь, не допускать речевой агрессии, не поддаваться на провокации, отличать факты от мнений.

Вникайте в те ресурсы, которыми пользуется ваш ребёнок, просите его показать вам то, что ему интересно в сети, и научить вас этим пользоваться. Спокойно объясняйте необходимое, но при этом не забывайте просить о консультации подрастающего члена семьи — это позволит ему ощутить ответственность, вжиться в роль надёжного защитника ваших интересов.

Переключайте его внимание на интересные ресурсы, попросите найти сайт города, вуза, школы, киностудии, известного музея, спортивной команды и т. п. Поговорите о способах трансляции информации, о том, какие из них школьнику кажутся эффективными, а какие он бы изменил и почему.

Но не увлекайтесь, «подсовывайте» информацию порционно

Пусть ребёнок вам объяснит, где и как информация транслируется на том или ином сайте, а потом вместе ненадолго «задержитесь» на какой-нибудь страничке и переходите дальше, чтобы сохранялся эффект недостаточности, чтобы уже потом, без вашего участия, ребёнок захотел глубже погрузиться в фактически отобранный вами намеренно материал.

Научите школьника средних классов отбирать ключевые слова, словосочетания и фразы в тексте — это предельно важный навык при работе с информацией. Научитесь выражать смысл предложения в двух-трёх словах и, наоборот, расширяйте грамматическую основу до целого предложения. Поиграйте в «верно/неверно» по прочитанному тексту. Помните, что позиция формируется в диалоге. Важно, чтобы он не был для ребёнка только внутренним. Просите его высказываться, вступайте с ним в полемику, диалог, выслушивайте его аргументированное мнение до конца, даже если оно не совпадает с вашим.

А свои контраргументы выдвигайте, только дав ребёнку полностью высказаться 

При этом можно усложнять и варьировать правила: например, ограничить высказывания сторон временем или количеством аргументов/предложений. Аргументированная взвешенная речь — это залог не только успешной учёбы, хороших результатов на экзаменах, профессиональной карьеры, но и прежде всего успешной коммуникации, которая обеспечивает человеку комфортное существование в обществе. 

И всегда помните, что вы в первую очередь единомышленник, в разговоре с вами можно ошибиться, вы учитесь вместе и даже готовы выступить в роли ученика. Самый важный результат — счастье наших детей, обусловленное их жизнеспособностью, умением трезво оценивать ситуацию, быть уверенными в сегодняшнем и завтрашнем дне. Функционально грамотному человеку все это дается немного проще.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments