Любо-дорого смотреть

Любо-дорого смотреть


Почему худший футбольный клуб АПЛ зарабатывает 100 миллионов фунтов в год

Британский футбол — знак качества, как швейцарские часы или немецкие автомобили. Разборки клубов с Туманного Альбиона — самое яркое зрелище для Европы. Но АПЛ — это не только спорт, но и бизнес. «Лента.ру» разбирается в финансовой составляющей турнира и выясняет, сколько зарабатывают чемпионы и неудачники.

Лучшие во всем
Минувший сезон АПЛ принес немало сюрпризов. История футбольной «Золушки» — скромного «Лестер Сити», ставшего триумфатором лиги, когда от него этого не ожидал никто, — закончилась. После неудачного старта розыгрыша «лисы» попрощались с главным тренером Клаудио Раньери, сделав ставку на Крейга Шекспира — вчерашнего ассистента итальянца. Ставка сработала: «Лестер», над которым нависла угроза вылета, выровнял ситуацию и завершил сезон в середине таблицы.

На ее вершине тоже не обошлось без ярких событий. «Челси» под руководством итальянца Антонио Конте завоевал-таки чемпионство, ставшее для лондонцев шестым в истории. Три места, дающие право на участие в Лиге чемпионов, за синими заняли «Тоттенхэм», «Манчестер Сити» и «Ливерпуль». Вечно четвертый «Арсенал» Арсена Венгера скатился на пятую строчку и выступит только в Лиге Европы. Компанию «канонирам» составят «Эвертон» и «Саутгемптон».

Последний получил путевку в еврокубки благодаря «Манчестер Юнайтед». «Красные дьяволы» во главе с Жозе Моуриньо провалились на внутренней арене, заняв лишь шестое место в таблице АПЛ, но реабилитировались, вовремя переключившись и сделав ставку на Лигу Европы. Манкунианцы выиграли второй по значимости клубный турнир в Европе (в финале был бит амстердамский «Аякс»), обеспечив себе участие в групповом этапе Лиги чемпионов в сезоне-2017/2018.

Неудачниками оказались «Халл Сити», который впоследствии возглавил российский тренер Леонид Слуцкий, «Мидлсбро» и «Сандерленд». Трио покинуло элитный футбольный дивизион, на повышение пошли «Ньюкасл Юнайтед», «Брайтон энд Хоув Альбион» и «Хаддерсфилд Таун», обыгравший «Рединг» в финале плей-офф.

Просто бизнес
Благосостояние каждого клуба АПЛ формируется из двух основных источников — спонсорских денег и доли, полагающейся каждой команде турнира за продажу телеправ на трансляции матчей. Разберемся во всем по порядку.

Высокое качество футбола привлекает болельщиков, а значит — и инвестиции. АПЛ и здесь впереди планеты всей. В сезоне-2017/2018 сумма контрактов 20 клубов лиги с титульными спонсорами превысит 281 миллион фунтов стерлингов. Это на 55 миллионов больше, чем в предыдущем розыгрыше. Ближайший преследователь АПЛ в этом рейтинге — немецкая бундеслига. За предыдущий сезон 18 лучших клубов Германии получили лишь 101 миллион фунтов. Великая и ужасная испанская Ла-лига — 82 миллиона, французская Лига 1 — 70 миллионов, итальянская Серия А — 61 миллион.

Титульными спонсорами 20 сильнейших клубов выступают компании из самых разных отраслей. Более подробно с этим вопросом можно ознакомиться в инфографике. Первое, что бросается в глаза, — обилие контрактов с букмекерскими конторами. Сразу десять команд получают деньги от букмекеров, но эти соглашения — не самые крупные.

Чемпионом по величине контракта с титульным спонсором является «Манчестер Юнайтед». В 2014 году «красные дьяволы» подписали семилетнее соглашение с американским автопроизводителем Chevrolet, по которому ежегодно должны получать в среднем 53 миллиона фунтов. Этот контракт стал самым крупным не только в АПЛ, но и во всей Европе.

На втором месте — лондонский «Челси» Романа Абрамовича. В 2015-м клуб подписал пятилетний контракт с японским производителем шин Yokohama и зарабатывает каждый год в среднем по 40 миллионов фунтов. Третье место делят между собой «Арсенал» (пятилетнее соглашение с авиакомпанией Fly Emirates), «Манчестер Сити» (десятилетнее соглашение с авиаперевозчиком из ОАЭ — Etihad Airways) и «Тоттенхэм» (пятилетнее соглашение с гонконгской страховой компанией AIA). Все три клуба получают в среднем 30 миллионов фунтов ежегодно, при этом самым продолжительным действующим контрактом обладает как раз «Сити».

Другая интересная деталь: АПЛ привлекает большие деньги из-за рубежа. 14 из 20 компаний, выступающих титульными спонсорами лиги, являются иностранными и лишь 6 — британскими. Охотнее всего в английский футбол вкладываются азиатские и ближневосточные инвесторы.

При этом, согласно сообщениям британских СМИ, уже в ближайшее время спонсорская реклама может появиться не только на основной части футболок, но и на рукавах, где традиционно располагаются логотипы клубов и турниров, в которых они принимают участие. Пока реклама эту часть формы еще не затронула.

Предполагается, что логотип АПЛ перекочует с правого рукава на левый, а освободившееся место предоставят спонсорам. Ожидается, что за это клубы получат около 10 миллионов фунтов ежегодно, что представляет крупный финансовый интерес даже для богачей из МЮ.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments