Чат неактивен

Как следует поступить, если из моторного отсека машины вдруг повалил дым

Зачастую современные водители обладают достаточными знаниями, навыками и опытом в обслуживании, а также в несложном ремонте своего автомобиля. Но в экстренных и стрессовых ситуациях они теряются, не зная, за что хвататься и как поступить.

Одна из них — внезапное появление дыма из-под капота машины. Расскажем, как быть, если это произошло, а также — что в подобных ситуациях рекомендуют предпринимать знатоки и эксперты. И чего точно не стоит делать, чтобы не стало еще хуже.

Чего нельзя делать

Первое и самое важное — не паниковать. Ведь необдуманные действия могут лишь ухудшить и без того не радужную ситуацию. Второе — не продолжать движение в охваченной клубами дыма машине, надеясь, что набегающие потоки воздуха охладят разогретые и дымящиеся элементы автомобиля или потушат появившееся где-то в ее недрах пламя.

Третье — не давайте дымящемуся двигателю работать. Его стоит заглушить и дать остыть. И последнее — нельзя игнорировать необходимость регулярного обслуживания автомобиля, а также диагностику. Ведь дым из-под капота — верный признак неисправности. А она чаще всего возникает из-за износа, поломок или несвоевременного обслуживания машины.

Что нужно делать

После того, как вы остановили автомобиль и заглушили двигатель, следует определить характер задымления. А именно: какого цвета и откуда из-под капота поступает дым. Он может быть черным, синим, белым или вовсе клубами пара. От этого будут зависеть дальнейшие действия.

Черный дым сулит наибольшие проблемы, поскольку может быть возгоранием проводки от короткого замыкания или по другой причине. А значит, высок риск пожара и нужно как можно скорее покинуть автомобиль со всеми ценными вещами и приступить к тушению. В среднем продолжительность работы автомобильного огнетушителя не превышает пары минут. Если за это время победить огонь не удалось, а пожарные еще не приехали, то с машиной можно попрощаться.

Синий дым не менее опасен. Он появляется, когда капли или брызги моторного масла попадают на раскаленные детали двигателя или выхлопной системы, от чего загораются. В этом случае нужно действовать так же, как и при пожаре с черным дымом. А затем следует озадачиться поиском утечек масла и их устранением.

Также синий дым может появиться при заклинивании подшипника навесного оборудования. Тогда приводной ремень трется о неподвижный элемент и от этого горит, выделяя синеватый или сизый дым и неприятный запах. Хорошо если такая поломка не приведет к возгоранию в моторном отсеке, но двигаться своим ходом машине без устранения неполадки уже не стоит. Ей прямая дорога к ближайшему мастеру на эвакуаторе.

Белый дым валит из-под капота чаще, чем черный или синий, и, как правило, это не дым, а пар. Его вместе со специфическим запахом издает улетучивающийся антифриз. Он может закипеть в системе от перегрева или выбрасываться через прохудившийся радиатор, а также патрубки. И если в первом случае велик риск капитального ремонта мотора от перегрева, то прохудившиеся трубки можно наскоро герметизировать специальной термостойкой лентой, чтобы, долив антифриз, потихоньку добраться своим ходом до автосервиса.

Кстати, искать утечки антифриза нужно на остывшем моторе, поскольку с поверхности горячего его капли будут тут же испаряться, и увидеть подтеки охлаждающей жидкости будет практически невозможно. Оказавшись на обочине с дымящейся машиной и пытаясь выяснить, в чем же дело, первым делом проверьте уровень всех рабочих жидкостей и долейте их при необходимости. А еще посмотрите на показания датчика температуры антифриза на приборке. Возможно, эта информация упростит поиски.

Неопасный «дым»

Иногда клубы пара, вдруг повалившего из-под капота в огромном количестве, не сулят неприятностей. Например, если вы промчали на скорости по большой луже и брызги воды залетели в моторный отсек. Попав на раскаленные патрубки выпуска или на коллектор, они тут же испаряются. Если это явление было кратковременным и не сопровождалось ростом температуры охлаждающей жидкости или загоревшейся лампочкой с масленкой на приборке, то можно спокойно продолжать движение.

Футболисты и тренеры команды.

 

 

 В 1979 году о столкновении двух Ту-134, в одном из которых ташкентская футбольная команда «Пахтакор» летела в Минск, умалчивали до последнего. О подробностях страшной трагедии — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Лучший состав

В 13 часов 35 минут 38 секунд 11 августа 1979-го борт 65735 Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск и лайнер 65816 Челябинск — Воронеж — Кишинёв столкнулись в небе над Днепропетровской областью на высоте 8 400 м. В двух самолетах находились 178 человек. В том, который летел из Ташкента на очередной матч Высшей лиги чемпионата СССР, в белорусскую столицу направлялись 17 членов команды ФК «Пахтакор»…

В 1979-м в узбекской дружине (ее название в переводе означает «хлопкороб») собрался лучший состав игроков за всю свою историю. Чемпионат того злополучного для них года клуб начал успешно, одержал несколько важных побед.

В поединке с грозным московским «Спартаком» сыграл вничью — 1:1.

В субботу, 11 августа 1979-го, 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор команды прибыли в аэропорт Ташкента, чтобы отправиться на игру в Минск. Прогноз погоды указывал: в столице БССР холодно. Многие утеплились свитерами. Борт вылетел в 11:30. За 20 минут до него в Челябинске поднялся в воздух еще один Ту-134, взявший направление на Кишинёв.

Лидеры «Пахтакора» Владимир Фёдоров, Михаил Ан и Василис Хадзипанагис

В тот день в Харьковском центре единой системы организации воздушного движения дежурили диспетчеры: опытный Владимир Сумской и Николай Жуковский, имевший стаж менее трех месяцев. Руководил ими Сергей Сергеев. Стажеру Жуковскому поручили курировать трудный Юго-Западный сектор. Владимир должен был приглядывать за начинающим. Интенсивность полетов оказалась высокой. Ученик вычислил, что оба лайнера минуют определенную точку с разницей в несколько минут. Самолеты неслись навстречу друг другу на скорости около 800 км/ч. За 4 минуты до столкновения, проверив расчет молодого коллеги, Сумской увидел в нем ошибку.

Разрыв сердца

В то же мгновение Сумской дал команду экипажу одного из лайнеров: немедленно набрать высоту 9 500 м. Услышал утвердительный ответ. Прошла еще минута, когда Владимир осознал: ответ «принято» он получил с третьего борта — Ил-62, находившегося неподалеку. Два Ту-134 продолжали сближаться. Из-за облачности экипажи не могли видеть друг друга. В последние секунды те попытались разминуться. Крыло самолета, летевшего в столицу БССР, разрубило несколько первых рядов пассажирского салона и верхнюю часть кабины пилотов, направлявших крылатую машину в Кишинёв.

В деревне Куриловке Днепропетровской области в эти минуты жители сидели на улице за столами и отмечали свадьбу. Неожиданно с неба на селян посыпались останки человеческих тел, поврежденных чемоданов, одежды! Алая ковровая дорожка, которую стелили в проходе советских самолетов, повисла на высоковольтных проводах. Одна пожилая гостья торжества умерла от разрыва сердца. Несколько человек пострадали от падения мелких деталей самолетов. Благо крупные части фюзеляжей и двигатели рухнули северо-восточнее деревни.

Не всех жителей Куриловки шокировало случившееся. Не обошлось без мародерства. Западная одежда в чемоданах представляла ценность в те времена.

Тренер «Пахтакора» в сезоне 1979 года Олег Базилевич

Сборная клубов

Вдова полузащитника «Пахтакора» Владимира Макарова рассказывала, что в день трагедии к ней приехал сотрудник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил: команда получила тяжелое отравление в процессе приема пищи и находится в больнице. Предложил спецбортом полететь к супругу. Позже чиновник говорил, что дал подписку о неразглашении государственной тайны, потому ввел ее в заблуждение. Оказавшись в самолете и увидев родственников игроков «Пахтакора», женщина поняла, что произошла трагедия. Окончательную правду она и все остальные узнали только после прибытия в морг для опознания.

По стране поползли слухи: мол, высоту 10 тысяч м, которую мог занять один из лайнеров, держали для воздушного судна Брежнева, которое должно было доставить генсека в Крым. Судачили, что именно по этой причине столкнувшиеся самолеты не развели по разным эшелонам. Все домыслы возникали из-за замалчивания. Лишь через неделю после катастрофы на последней странице одного из спортивных изданий сухо сообщили о горе, а в ташкентской газете «Правда Востока» напечатали некролог. Футболистов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Жители столицы Узбекистана вышли проводить любимцев в последний путь. Кто-то в толпе затянул песню «Огромное небо». Другие подхватили: «Летали, дружили в небесной дали, рукою до звезд дотянуться могли…».

К слову, некоторые члены команды родились в рубашке. Игрок Анатолий Могильный и массажист Анатолий Дворников опоздали к вылету по личным причинам. Старший тренер «Пахтакора» Олег Базилевич отправился в БССР на день раньше. Футболист Туляган Исаков не полетел из-за травмы.

Аэропорт в Ташкенте, 1979 год

Полузащитник Михаил Ан тоже оказался травмированным. Приехал проводить ребят, но, к своему несчастью, сел в самолет и решил поддержать их, так как свободными оставались места опоздавших.

В ту пору на внутренних рейсах паспорта никто не проверял. 18-летний нападающий из состава дублеров Сирожиддин Базаров мог оказаться в Минске на день раньше, однако по просьбе родного дяди, который за многие годы впервые прибыл в Ташкент, задержался и сел на роковой рейс.

Разбирательства с виновными длились девять месяцев. Руководитель смены Сергеев избежал ответственности.

Стажера Жуковского и диспетчера Сумского, курировавшего ученика, приговорили к 15 годам колонии общего режима (каждого). Последний за отличное поведение и добросовестное отношение к труду вышел через шесть лет. Жуковский за решеткой покончил с собой. По другой версии, ему «помогли» заключенные из числа футбольных болельщиков.

Минский динамовец Пётр Василевский

А «Пахтакор» стал своеобразной сборной клубов: в Ташкент направили игроков из 15 советских дружин. Из минского «Динамо» туда приехал нападающий Пётр Василевский. В регламент чемпионата СССР внесли поправку. Вне зависимости от результатов команду три года оставляли в Высшей лиге. Самое большое ее достижение в тот период — 6-е место в чемпионате СССР в 1982-м. Не у всех приезжих получилось успешно играть и тренироваться в 40-градусную жару, которая для столицы Узбекистана не редкость. Поэтому следующим этапом было воспитание нового поколения местных игроков.

11 августа 2024 года в товарищеской игре на стадионе «Динамо-Юни» встретятся ветераны «Пахтакора». На поле выйдут в том числе футболисты состава 1979-го, не полетевшие злосчастным рейсом, и ветераны минского «Динамо», не дождавшиеся своих товарищей-соперников в тот роковой день.

Для погружения в эпоху игроков команд и судейскую бригаду оденут в воссозданную форму тех лет, а афиши и пригласительные повторят стиль 42-го чемпионата СССР в Высшей лиге.

Международный товарищеский «Матч Памяти — Матч Мира» пройдет при поддержке Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко

Настала пора  поговорить про главного соратника фюрера, про Германа Геринга.

Ветеран первой мировой, великолепный летчик, второе лицо государства и законченный морфинист. Вопреки ожиданиям, Герман подсел на иглу не на полях первой дедовой, а уже после вельткрига. Геринг был одним из главных участников пивного путча 9 ноября 1923 года. Путч этот, как известно, окончился неудачно. Во многом благодаря меткости полицейских, которые стояли на пути путчистов в Берлин.

В перестрелке с представителями правопорядка Герингу особенно “повезло”, ему досталось аж целых две пули. Одна в верхнюю часть правого бедра, ну это ладно. А вот вторая дура прилетела прямо в пах. Я верю, что вы люди умные и уточнять где именно находится «пах» и что с ним происходит при столкновении с пулей мне не придется. Пули кстати попались не обычные, а с «грязнотцой» и соответственно позже пошло заражение, весьма болезненный процесс.

Итак, истекающего кровью Геринга с улицы, на которой шла перестрелка, отнесли в первый попавшийся дом. Фортуна видимо решила слегка поглумиться над человечеством, потому что в этом самом доме проживала Эльза Баллин, медсестра, да не просто медсестра, а к тому же еврейка. Несмотря на то, что Эльза знала, кто такой Геринг и какие взгляды исповедуют нацисты, она, видимо следуя данной некогда клятве, обработала тяжёлые раны как могла и помогла доставить пациента в госпиталь. Можно уверенно сказать, что если бы не помощь Эльзы, то Геринг умер бы ещё в 1923. К слову говоря, Геринг не забудет семейство Баллинов и их милосердие ещё аукнется им, но об этом позже.

Ранение в пах без последствий не проходит, как вы понимаете. Такая оказия вызвала гормональный сбой и наш, некогда первый парень на деревне, стал медленно набирать вес, а 5-6 инъекций морфина в день отнюдь не улучшали ситуацию.

Конечно, были попытки побороть зависимость, в том числе с помощью врачей психиатров, но всё тщетно. Герр морфинчик мой любимчик, бодренько повторял Геринг каждый день, а то и по несколько раз за день.

Несмотря на наркоманию (наркотики в третьем рейхе были под запретом) Геринг высоко взлетел по карьерной лестнице после прихода нацистов к власти. Его верный друг и соратник, Адольф Алоизович, поручил бравому Герману возродить немецкие ВВС в обход версальских договоров. Стоит отдать должное, новенький глава имперского министерства авиации таки сделал люфтваффе грейт агейн всего за два года! Уж не мне вам говорить, дамы и господа, об успехах люфтваффе.

После первых успехов, нашему герою ударяет в голову не только морфин, но и звездная болезнь. Теперь любимчик немецкого народа и Фюрера не отказывал себе ни в чём. Он стал называть себя потомком французского короля Людовика Святого, обильно малевал себя косметикой, подражая аристократам 17-го века, носил смешные мундиры и красные ботфорты с позолоченными шпорами, а ещё он жрал как не в себя. О, как же много стал жрать Геринг, вы просто себе не представляете. Дело дошло до того, что ему стало тяжело передвигаться своими силами и старое ранение в бедро, meine herren, тут совершенно не причём, я вас уверяю. Бедные повара буквально сгорали на работе, пытаясь удовлетворить изысканные вкусы начальства.

Над Герингом откровенно насмехались все, кто его знал. Ну, кроме Гитлера конечно, фюрер был крайне гуманным в этом вопросе. Жиртрест, жиробас, жирный слон; всё это лишь малая часть народного творчества посвященного главному преемнику фюрера.

Однако всё на свете рано или поздно кончается. Особенно быстро кончается морфин, когда сырье, из которого этот наркотик изготавливается, перестали поставлять после начала второй мировой. Наркоманам третьего рейха срочно потребовался эрзац и Геринг, видимо думая о страждущих (нет), поручил немецкой хим. промышленности создать новый препарат. В 1942 немцы синтезируют метадон.

Знающие камрады не дадут соврать, метадон гораздо сильнее морфия. Глава имперской авиации глубоко и надолго погрузился в наркоманские сны, и ему не было дела до войны и какого-то там люфтваффе. А вот союзникам очень даже было. Плодотворный симбиоз прокрастинации Геринга и трудолюбия союзников породил регулярные авиа налеты над Германией в 1943-45 и прочие многочисленные неудачи немецких ВВС. Конечно, дело было не только в Геринге, но и списывать его со счетов окончательно тоже нельзя.

Самой громкой неудачей лично Геринга можно, пожалуй, назвать Сталинград. Если бы Геринг прислушался к отчетам военных в окружении и не стал бы заверять Гитлера в том, что снабжение шестой армии по воздушному мосту осуществимо, то возможно Паулюс не стал бы первым попавшим в плен маршалом вермахта.

Как бы то ни было, в мае 45-го Герингу всё же пришлось пойти сдаваться, Нюрнберг, знаете ли, ждал. Но наш Герман не был бы собой, если бы не прихватил восемь!!! чемоданов под завязку груженых наркотиками. Его удивлению не было предела, когда эти самые чемоданы у него изъяли и оставили один на один с ломкой.

Удивительно, но Геринг, будучи на скамье подсудимых в Нюрнберге, всё же вёл себя адекватно и по нему не было заметно, что его жестко ломает. Кто знает, может парочку укольчиков он с собой всё же пронес, благо его телосложение позволяло надежно спрятать мелкие предметы в труднодоступных местах.

Известно, однако, наверняка, что одну капсулу он всё же пронес. Капсулу с цианистым калием Геринг раскусил в ночь перед своей казнью. Судьи были большими оптимистами если правда думали, что смогут повесить Геринга, ведь по-моему веревки не выдерживают такой большой вес.

P.S. Ещё помните про медсестру Эльзу Баллин? Так вот, незадолго перед началом больших гонений на евреев в 1938 году, Геринг способствовал тому, чтобы Эльза и её семья без проблем и всяких проволочек получили разрешение уехать в Аргентину со всем своим имуществом.

ПОСЛЕДНЯЯ ВЕСНА

«Мы все знали, что он имеет нравственное право посылать нас в самые опасные операции, и шли совершенно спокойно, ибо знали, что в нужный момент он поможет и ни на минуту не забудет нас» — Контр-адмирал Шевелев

Дипломатические осложнения между Россией и Японией начались за довольно значительное время до открытия собственно боевых действий. Макаров с его бурной жаждой деятельности остаться в стороне от грядущей войны, само собой, не мог. Впрочем, поначалу его попытки попасть на восток не встречали понимания. «Меня не пошлют, — писал Макаров в конце 1903 г. барону Врангелю, — пока не случится там несчастья, а наше положение там крайне невыгодно».

Вообще Макаров ожидал конфликта с Японией еще с конца 90-х годов XIX века. Главный морской штаб он с 1900 года бомбардировал предложениями по усилению обороны Порт-Артура, русской морской базы в северо-восточном Китае, на Ляодунском полуострове. В частности, Степан Осипович уже тогда предполагал, что осадить город могут и с суши, и с моря, поэтому настаивал на увеличении огневой мощи крепости. Противника он называл без обиняков:

«Заняв Корею, японцы могут двинуться к Квантунскому полуострову и сосредоточить там более сил, чем у нас. Вся война может быть ими сосредоточена на этом пункте. Это будет война из-за обладания Порт-Артуром, к которому они подступят с потребной для сего силой, и мы должны быть готовы к должному отпору с сухого пути. (…) Падение Порт-Артура будет страшным ударом для нашего положения на Дальнем Востоке».

От этого алармистского прогноза морское министерство попросту отмахнулось. Макаров бил во все колокола, однако сооружение укреплений в Порт-Артуре и в целом подготовка к будущему столкновению велась в недостаточном объеме и не тем темпом, который был нужен. График строительства фортов и батарей постоянно срывался, суммы, которые должны были выделяться на оборудование базы, фактически отпускались не вовремя. Тем не менее постепенно усиление позиций вокруг Порт-Артура шло, но к моменту открытия боевых действий эта работа еще не была как следует завершена.

В конце января 1904 года наконец началась принявшая столь несчастный оборот борьба с Японией. По иронии судьбы, последнее письмо Макарова, в котором он взволнованно указывал на недостатки расположения кораблей в гавани Порт-Артура и на недостаточную противоминную защиту, оказалось в морском министерстве за несколько часов до того, как японцы атаковали гавань Порт-Артура ровно по сценарию, который описал Макаров. Несколько кораблей получили тяжелые повреждения от торпед. Это было только начало бедствий. Несчастье, о котором писал Степан Осипович, приключилось, и наконец адмирал получил ожидаемое назначение. 1 февраля Макаров получил приказ отправляться на Тихий океан.

Всю дорогу из Петербурга Макаров в авральном темпе работал с офицерами штаба над планами и инструкциями. В Порт-Артур он прибыл 8 марта. Быстро и сухо отметившись на церемонии встречи, он тут же развил кипучую деятельность. К моменту его прибытия в морской крепости, где была фактически заперта противником русская эскадра, накопилось множество проблем, и японцы не собирались давать возможности спокойно их разрешить. Тем не менее Макаров отчаянно работал. С одной стороны, требовалось защитить гавань от ударов японской эскадры, уже активно действовавшей снаружи, с другой — подготовить корабли и людей к сражениям.

Японцы постоянно беспокоили порт набегами, в частности, через два дня после приезда Макарова они сумели перехватить миноносец «Стерегущий» снаружи гавани. Макаров не смог помешать этому, однако офицеры и матросы отметили как минимум активные попытки выручить погибающий миноносец. Локальная неудача, не подломившая, однако, боевого духа, а наоборот, заставившая всех собраться и действовать энергичнее. С внешней стороны рейда русские утопили два гражданских парохода, сузив путь в гавань. По распоряжению Макарова русские пристрелялись по акватории вокруг гавани.

Вскоре его подопечные отбили один из беспокоящих японских набегов на порт, обстреляв «перекидным» огнем атакующие корабли. Попытка японцев задействовать брандеры провалилась: один из них был подорван торпедой, еще несколько выскочили на мель. Команды брандеров оказались перебиты. Позднее выловленные из прибоя тела японских моряков схоронили с воинскими почестями наравне с русскими: противники сохраняли уважение друг к другу и представления о чести.

Все это время внутри гавани шли упорные тренировки и ремонт поврежденных кораблей. Адмирал подстегивал личную инициативу, спокойно выгоняя со своих постов сторонников пассивного ожидания своей участи. Макаров не собирался отсиживаться и имел намерение, подготовив флот, дать японцам бой. Противник имел превосходство в силах, однако Макаров собирался опереться на форты Порт-Артура и поддерживать свои операции наземной артиллерией. Можно только гадать, как бы обернулось открытое сражение против японского флота при таком старом боевом бульдоге, как Степан Осипович, во главе эскадры. Однако великой битвы не состоялось. Боги морской войны окончательно отвернулись от Российской империи и ее адмирала. Песок в невидимых часах уже почти высыпался.

Свой штандарт Макаров держал на броненосце «Петропавловск». Это был мощный современный корабль, введенный в эксплуатацию в 1899 году. Именно на нем он отправился в последний свой боевой выход.

«Петропавловск»

Итак, 31 марта отряд русских миноносцев вышел из гавани на разведку. Макаров получил сведения, что японцы намерены перебросить на Ляодунский полуостров, где, собственно, и находился Порт-Артур, десант. Предполагалось, что дорогой японцы пройдут через острова Эллиот, восточнее Порт-Артура, и Макаров намеревался, буде они там обнаружатся, перебить десант. Десантных судов миноносцы не встретили. На обратном пути корабли были перехвачены японской эскадрой. В темноте проскочить в гавань сумели все миноносцы, кроме одного. Корабль «Страшный» оказался отрезан, приняв в темноте японские суда за свои и присоединившись к ним.

Из гавани тут же вышел на помощь дежурный крейсер «Баян» в сопровождении эскорта миноносцев. В этот момент «Страшный» готовится выпустить торпеду. Японский снаряд попадает точно в торпедный аппарат. От мощнейшего взрыва «Страшный» тут же начинает тонуть.

«Баян» подбирает из воды моряков и тут же оказывается перед лицом группы японских броненосцев и крейсеров. Его не оставили в одиночку: узнав о том, что «Страшный» ведет бой, Макаров скомандовал выход всей эскадре. Сам он на «Петропавловске» возглавлял выход. Вместе с Макаровым на «Петропавловске» вышел Василий Верещагин, приехавший незадолго до этого в Порт-Артур.

Верещагин

Появление броненосцев на месте боя сразу же заставило японцев отстать от «Баяна», однако они надеялись выманить русских на всю эскадру адмирала Того, имевшую значительный перевес над русскими. Макаров на провокацию не поддался и начал строить свои корабли под прикрытием береговых батарей. Под его началом были три броненосца и четыре крейсера. Намного меньше, чем у Того, но не так мало, чтобы забиваться в дальний угол гавани. Макаров хладнокровно разворачивал суда в боевой порядок.

«Баян»

В этот момент по правому борту «Петропавловска» взорвалась мина.

«Вдруг в самой средине броненосца плавно поднялась гора черного дыму, из которого вырвался высокий тонкий столб, совершенно как это бывает при стрельбе под большими углами возвышения; все ахнули, но, не желая верить огромному несчастью, поначалу думали, что „Петропавловск“ стреляет. Однако глухой, мягкий удар взрыва, увеличившийся огромный столб дыма и пару, а затем заметное движение всего корпуса корабля, покачнувшегося и начавшего затем медленно погружаться, сразу определили страшную истину, — „Петропавловск“ гибнет от взрыва мины, на „Петропавловске“ Макаров, Кирилл Владимирович и более 700 человек команды и офицеров; господи, неужели „Петропавловск“ гибнет?» — писал в дневнике полковник Рашевский.

Накануне в этом секторе были замечены японские миноносцы, но, торопясь на выручку «Баяну», Макаров не стал тралить акваторию. Было ли это ошибкой? Да. Мог ли Макаров ее избежать? Не факт. Выручать «Баян» было необходимо, и каждая минута промедления могла оказаться роковой. К тому же мина сама по себе не была приговором. Почти сразу после «Петропавловска» подорвалась «Победа», но ей этот эпизод стоил только одного матроса раненым. «Петропавловску» же не повезло, и он погиб почти со всем экипажем, однако не следует забывать: в нормальной ситуации одна мина не должна была его уничтожить.

Для сравнения, вскоре после «Петропавловска» погибли на русских минах японские броненосцы «Хацусе» и «Ясима». «Хацусе», чтобы получить фатальные повреждения, потребовалось два или три взрыва, «Ясима» же и вовсе сохранил плавучесть и был добит уже непогодой при буксировке к родным берегам. Короче говоря, в случае с «Петропавловском» имел место critical hit, находящийся в пределах вероятности, но далеко не относящийся к таким оказиям, какие случаются при каждом минном подрыве.

— Мы до последней минуты надеялись, что Макаров жив, и нам так хотелось этого, что когда мы стали на внутреннем рейде, кто-то сказал, что Макаров спасен и находится на канонерской лодке «Гиляк», мы радостно закричали «ура!» К несчастью, это известие оказалось ложным… — рассказывал позднее один из офицеров.

В действительности точные обстоятельства гибели Макарова так и остались неведомы. Спасенный сигнальщик утверждал, что видел адмирала лежащим на мостике в луже крови, флаг-офицер говорил, что видел Макарова идущим на палубу. Имеют значение эти сведения или нет, они уже никогда не будут узнаны. Наиболее вероятной является, пожалуй, версия, согласно которой Макаров погиб под обломками фок-мачты, обрушившейся точно на мостик.

Гибель «Петропавловска», рисунок из журнала «Лайф»

О том, насколько важен был этот человек для всего Порт-Артура, говорит одно обстоятельство. Лейтенант Иениш спасся в момент общего крушения и вплавь добрался до группы матросов, державшихся за обломок мачты. Первые слова этих моряков были: «Видели адмирала?»

Впрочем, барахтающимся в холодной воде людям следовало позаботиться и о своем спасении. Иениш рассказывал, как постепенно у него пропадало ощущение тела, как немели конечности. У лейтенанта и матросов едва достало сил крикнуть, когда показался спасательный гребной катер. Им даже не хватало сил схватиться за борт — моряков «Петропавловска» одного за другим втянули на катер матросы-спасатели.

Несколько человек спаслись с «Петропавловска» изумительным образом. Один матрос был выброшен потоком воды через пролом в борту в момент отправления нужды прямо из гальюна. Помощник комендора улетел с корабля вместе с крышей орудийной башни, на которой он стоял в момент взрыва. Еще один артиллерист по неведомой траектории улетел в море прямо из башни в момент взрыва боеприпасов. Каким чудом его не разорвало, так и осталось неизвестным. Впрочем, вряд ли он был в претензии к Провидению по этому поводу.

Морской врач Я.И. Кефели в момент катастрофы находился на берегу и оставил весьма подробную запись о виденном:

Все бросились на Дачные Места, откуда видна была катастрофа. Это было в 11 часов утра. Когда я прибежал на взгорок у берега около Дачных Мест, «Петропавловска» уже не было. От него оставалось рассеивающееся облако дыма. Массы шлюпок еще толпились у одного места между судами эскадры, видимо, спасая тонущих. На вершинах холмистого берега всюду кучками стоял народ, смотря в сторону моря на рассеянную в беспорядке эскадру.

Со всех сторон еще сбегались из города и порта люди, потрясенные новым несчастьем и новой неудачей, постигшей флот. Около меня стояло много моих знакомых офицеров, прибежавших из порта. С ручным фотографическим аппаратом военный инженер, полковник Рашевский, полный серьезности и внимания, не сводил глаз с места гибели броненосца и периодически приставлял аппарат к глазам, делая снимки или готовясь к ним.

Вдруг началась частая и беспорядочная стрельба с судов, но мы видели, что снаряды падали близко возле своих же кораблей. Громадные всплески разрывов ясно были видны нам всем. Не понимая происходящего, все стали обмениваться короткими вопросами: «В чем дело? Почему стреляют?»

По возвращении эскадры в гавань выяснилось, что на судах почему-то заподозрили появление японской подводной лодки. Старший лейтенант Р.П. Зотов при гибели «Петропавловска», будучи мичманом, находился на эскадренном миноносце 1-го отряда в составе эскадры. Он был свидетелем описываемой драмы. Даже теперь, через полвека, он с отчетливостью помнит происшедшую катастрофу и уверял меня, что он тоже видел двигавшийся в воде перископ и обратил на него внимание своего командира.

Теперь нельзя сомневаться, что никакого перископа там быть не могло. Такова была сила массового самовнушения перед грозным оружием нового типа, проявившим себя во Вторую великую войну в борьбе за обладание морскими путями. Увидели якобы перископы и открыли беспорядочный, почти панический огонь, каждый вокруг себя. И какая была стрельба?! Как друг друга не перебили? А может быть, за перископы принимали головы тонущих? Когда эта стрельба стихла и миноносцы стали медленно двигаться в сторону входа в гавань, я бросился опять в порт, чтобы оказать помощь пострадавшим, если миноносцам посчастливилось кого-либо спасти.

Гибель адмирала Макарова и «Петропавловска» в течение одной-двух минут потрясла всех до глубины души: рабочие, матросы, офицеры, кто мог отлучиться, были еще на Дачных Местах. Прямо жутко было идти — ни живой души кругом. Вдруг сзади и справа от себя я услышал топот коней. Оглянулся и вижу — карьером мчатся из портовых ворот два всадника. Они резко остановились у берега, шагах в двадцати от меня, и стали, как вкопанные, устремляя взоры на вход в гавань. Там никого не было видно. Первый офицер зарыдал, содрогаясь всем телом, сидя в седле. Он вынул платок и уткнулся в него лицом. Плакал он так горько, что мне слышны были его глухие рыдания. Это был великий князь Борис Владимирович.

В гавани Кефели обнаружил швартующийся миноносец с ранеными. Все они сильно замерзли после долгого «купания» в холодном весеннем море. Их отпаивали горячей водой. Кефели пытались отправить к раненному в ноги великому князю Кириллу Владимировичу, однако он уже занимался тяжело пострадавшим немолодым сверхсрочником-музыкантом и отказал, сославшись на то, что иначе его пациент умрет.

Решение оказалось верным: великий князь выжил и без вмешательства Кефели, а музыкант как минимум дожил до госпиталя. Вообще основная часть спасшихся была ранена, многие находились в шоковом состоянии. На руках у Кефели умер юный флаг-офицер Бурчак, которого он хорошо знал. Бедный доктор был так потрясен, что несколько дней только об этом и говорил, пока его квартирный сосед не потребовал прекратить: в любой момент такая же судьба могла ожидать их обоих.

Адмирал Макаров был известен в стране и весьма популярен. «Сообщение о смерти вице-адмирала Макарова, — писал московский ежедневник „Русский листок“, — произвело вчера громадное впечатление во всей Москве. Вечером в театрах во время антрактов публика собиралась группами для чтения горестной телеграммы. В театре Солодовникова по требованию публики был исполнен национальный гимн. Многие уезжали из театров в половине спектакля».

С утратой Макарова и гибелью броненосца эскадра, запертая в Порт-Артуре, резко сдала в активности. Эпопея борьбы за гавань еще только начиналась, и трагедия «Петропавловска» была худым предзнаменованием.

Гибель Макарова в версии японского живописца

(Окончание следует… )

Собственник кузовных автосервисов Fit Service Ярослав Кукарин рассказал «Российской газете», почему нельзя мыть машину из ведра

«Когда автомобиль моется из ведра, он моется чаще всего губкой, иногда тряпкой, что ещё хуже

Примерно то же самое происходит при мытье специальными щетками.

Самое правильное — это бесконтактная двухфазная мойка. Сначала автомобиль обрабатывается пеной, чтобы поднять грязь. Далее она смывается водой под давлением. Уже после этого можно протирать автомобиль специальной тряпкой, когда на кузове нет песка. И даже при двухфазной мойке есть вероятность того, что на труднодоступных местах (например, уплотнительные резинки) останутся частицы песка, которые могут проникнуть на кузов. Тогда, при использовании тряпки, эти частицы могут оставить микроскопические царапины на кузове. Впоследствии такие следы убираются только полировкой. Поэтому чем меньше ручного будет в процессе мойки кузова автомобиля, тем лучше», — отметил специалист.

 

Все мы в повседневной жизни полагаемся на устоявшиеся привычки и шаблоны поведения, которые облегчают работу, общение и взаимодействие с миром. Но, с другой стороны, это мешает увидеть новые возможности, взглянуть на происходящее свежим взглядом. К Дню хаоса и беспорядка, который приходится на 14 июля, специалист Московской службы психологической помощи Денис Хакимов рассказал «Вечерней Москве» о положительных сторонах спонтанности и о способах ее развития.

В чем прелесть спонтанности

Стереотипность, несмотря на немного негативный оттенок этого слова, — это не всегда плохо. Привычные действия помогают более эффективно справляться с задачами, повседневными делами, экономят время и силы. Если есть наиболее короткий маршрут до места работы, то зачем, особенно с утра, изобретать велосипед и делать крюк? Стандартные реакции вырабатываются со временем не просто так, а как оптимизация рутины.

С другой стороны, делая одно и то же раз за разом, очень легко оставить за скобками что-то новое, имеющее потенциал для совершенствования. Без свежего взгляда на что-либо есть вероятность попасть в ситуацию, когда привычный образ жизни не дает нужных результатов. И приходится искать новое решение, более адекватное и разумное. Это может произойти и в профессиональной среде, и в отношениях, и в творчестве.

Не стоит каждый день выдумывать что-то виртуозно необычное, переиначивать жизнь на новый лад — тогда происходящее становится совсем уж непредсказуемым и стрессовым.

Однако спонтанность, неожиданность решений может быть крайне эффективным и продуктивным инструментом для самых разных сфер. Развить такой подход вполне реально следующими путями.

Обращайте внимание на собственные желания

Нередко мы хотим что-то сделать (сходить прогуляться в парк после работы, насладиться давно желанным блюдом, посетить концерт), но нас останавливает рутина или банальная усталость после трудового дня, хотя возможности для этого есть.

Учитывая собственные ресурсы, прислушайтесь к себе: хотите ли вы это сделать, какие эмоции получите в итоге и какие чувства испытаете, если этого не произойдет? Иногда стоит дать себе право на что-то, выходящее за рамки привычного распорядка.

Развивайте нестандартность

Попытайтесь посмотреть на вещи непривычным способом. Часто одна проблема или задача имеет несколько решений, нужно только посмотреть на это с другой стороны, как бы мысленно повертеть в руках. Это даст пищу для размышлений и, возможно, новые инструменты для реализации задумки или проекта.

Погружайтесь в новые области

Любите кино, в частности драмы? Посмотрите несколько хороших комедий. Из музыки предпочитаете тяжелый рок? Ознакомьтесь с классикой. Такой подход дает представление о новых и неожиданных сферах, свежие идеи для собственной активности.

Даже банальная прогулка по историческому центру и тихим улочкам, где вы никогда прежде не бывали, создаст ощущение новизны, атмосферу неизведанного со своим особенным шармом.

Будьте естественными

Хотя все мы живем с учетом каких-то разумных ограничений, тем не менее иногда хорошо выходить за некие допустимые границы. Хочется посмеяться, потому что с утра хорошее настроение? Замечательно. Улыбнитесь прохожим.

Продолжение после рекламы

Взгрустнулось? И такое тоже случается. Каждое состояние дает свои мысли и образы, а это является толчком для творчества в самом широком смысле слова.

Но, опять же, не стоит перегибать палку, особенно в общении: если очень захочется не сдерживать себя в эмоциях и кому-то нагрубить (что тоже бывает), то лучше десять раз подумать о последствиях и постараться переключить мысли на позитив.

Принимайте ошибки

Никто не идеален. И как бы банально и избито это не звучало — такова наша действительность. Поддались порыву и решили приготовить сложное блюдо, в итоге пустив деньги на ветер и потратив силы на долгую уборку кухни? Наверное, расчет был на позитивный результат, но стоит принять и тот, что есть.

Конкретная неудача — не признак нашей бесталанности. Что-то выйдет как надо, что-то — нет. Простое осознание данного факта поможет избавиться от самобичевания и плохого настроения. При желании, сделайте еще одну попытку или же переключитесь на совсем иное занятие.

Поработайте над собой

Чем старше человек, тем менее непосредственным, спонтанным становится его поведение ввиду накопившихся привычек и опыта. Но здесь могут иметь место и другие оттенки ситуации:

  • страх перед новым;
  • своеобразное табу на развлечения, когда веселье воспринимается чем-то неуместным;
  • стремление к контролю за всем происходящим и многое другое.

Эти вещи мешают раскрыться, отвлечься от рутины и снять стресс. Если такие затруднения есть, правильнее будет поработать с психологом, чтобы найти причины психологических барьеров и сформировать открытость к действиям, что разнообразит повседневность и научит радоваться мелочам.

 

Согласно новому исследованию, пятисекундный перерыв во время ссоры со своей второй половинкой может помочь разрядить ситуацию.

По данным нового исследования Шотландского университета Сент-Эндрюс, в ходе которого были проанализированы отношения 81-ой семейной пары, даже пятисекундный перерыв во время ссоры может разрядить ситуацию.

Анна Маккарри, докторантка университетской школы психологии и неврологии, которая руководила исследованием, утверждает что небольшой перерыв способен снизить агрессию между партнерами во время ссоры. При этом, перерывы в 5, 10 и 15 секунд одинаково влияют на снижение негативных эмоций и агрессивного поведения в отношениях между партнерами.

В ходе научной работы было также выявлено, что люди склонны соответствовать уровню агрессии друг друга. Иными словами, ориентируясь на уровень «раздраженности» своего партнера, человек начинает развивать свою собственную агрессию. Поэтому даже во время небольших ссор, если ваш «оппонент» ведет себя крайне возбужденно, негативные эмоции передадутся и вам, а ссора приобретет больший накал. Чтобы этого избежать, можно сделать перерыв и постараться успокоиться.

Однако Маккарри отмечает, что эти результаты применимы к «обыденным конфликтам между парами», а не к ситуациям домашнего насилия или жестокого обращения.

Стоит также отметить, что эксперты в области психологии, не принимавшие участие в исследовании, заявили, что полученные результаты отражают методы, которые они давно рекомендуют.

Когда ситуация накаляется, небольшая пауза позволяет людям вести себя менее импульсивно. Если мы сделаем шаг назад, это поможет нам увидеть картину в целом и напомнит нам, что мы действительно любим своего партнера и на самом деле не испытываем к нему ненависти

 

Оказывается, этот процесс не такой равномерный, как можно себе представить.

Мы привыкли воспринимать течение времени линейно. И кажется, что старение происходит ровно так же. Однако новое исследование, проведенное международной группой ученых, показывает, что в разные периоды времени организм человека стареет с различной скоростью. В журнале Nature Aging исследователи опубликовали результаты своей работы.

Старение — сложный процесс, связанный с растущим риском возникновения всевозможных заболеваний. В рамках исследования ученые наблюдали за группой из 108 взрослых людей, которые в течение нескольких лет с определенным интервалом сдавали многочисленные анализы и биологические образцы. Ученые хотели выявить биомаркеры, которые демонстрируют возрастную деградацию систем организма.

Анализировалось огромное количество данных: от РНК и липидов до микробиомы кишечника, кожи и полости рта. Всего исследовалось 135 239 биологических единиц различных материалов. Каждый участник в среднем предоставлял 47 образцов за 626 дней. Ученые объединили собранную базу сведений в поисках закономерностей в изменениях.

Оказалось, что около 81% всех изученных единиц биоматериала претерпевали самые быстрые и радикальные изменения в двух возрастных точках: в среднем в районе 45 и 60 лет. Хотя характер изменений в эти моменты различался. Например, в 45 лет изменения касаются метаболизма липидов и алкоголя, функций мышц и кожи, а в 60 лет — метаболизма углеводов, иммунной системы и функций почек. Есть, безусловно, и общие изменения, касающиеся, например, сердечно-сосудистой системы.

Исследователи признают, что размер их выборки довольно мал. Однако сам по себе выявленный факт достаточно любопытен и требует более глубокого изучения.

Вспоминаем о просчетах при проектировании машин, их узлов и агрегатов, которые обернулись тысячами пострадавших и стали причиной более сотни смертей

Любой современный автомобиль — это сложнейший механизм с кучей электроники, который может представлять опасность как для водителя и пассажиров в нем, так и для окружающих, даже если он никуда не едет, а, например, запаркован где-нибудь на солнцепеке.

Опасные эйрбеги

Одним из самых крупных и известных в наши дни просчетов инженеров в автомобильной сфере можно назвать дефект газового генератора подушек безопасности японской фирмы Takata, которые с начала двухтысячных были установлены на свыше сотни миллионов машин двух десятков крупных брендов по всему миру, среди которых японские Nissan, Toyota, Mitsubishi, Subaru, Mazda, Honda и Isuzu, а также американские Ford, Chrysler, General Motors, Tesla и европейские Audi, BMW и другие.

Из-за недостаточно стабилизированного химически нитрата аммония в пиропатроне, чьи свойства сильно меняются при перепадах температуры, подушки Takata могут сработать непредсказуемо: чересчур слабо или слишком сильно, а то и самопроизвольно. При этом осколки пиропатрона способны нанести существенные травмы водителю и пассажирам. В мире от этой проблемы погибли, как минимум, 24 автомобилиста и пострадали около 300 человек. Также из-за этого было отозвано для устранения дефекта свыше 100 миллионов машин, что привело к краху фирмы Takata.

Уязвимые ремни безопасности

Второй большой и очень опасный инженерный просчет также связан с именем Takata. Он касается замков ремней безопасности, которые выпускались фирмой с 1986 по 1991 годы и ставились преимущественно на японские модели и их американских и европейских «родственников» Honda, Mazda, Nissan, Subaru, Isuzu, Daihatsu, Chrysler, GM и Ford. В рамках масштабного отзыва, инициированного американцами в 1995 году, деталь потребовалось заменить на почти 9 млн автомобилей.

Основной жалобой на работу пряжек ремней безопасности Takata 52X и A7X было то, что они не защелкиваются или самопроизвольно размыкаются при ДТП. А причиной стал материал, из которого эта деталь изготавливалась — ABS-пластик. При долгом воздействии ультрафиолета, особенно после повреждений, он становится хрупким и, рассыпавшись, может заклинить механизм замка. Масштабный отзыв по замене дефектной детали затронул машины 11 брендов, а численность пострадавших из-за этой проблемы не сообщается.

 «Залипающая педаль» газа

Еще одной нашумевшей роковой оплошностью современных автомобильных инженеров «прославилась» Toyota. В 2007 году на весь мир прогремела новость: Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) выявило, что на седанах Lexus ES350 напольные коврики могут заблокировать педаль акселератора в нажатом до упора положении. После гибели семьи в Калифорнии из-за этого дефекта японцам пришлось отозвать порядка 9 млн «Тойот» и «Лексусов» по всему миру. Помимо урона репутации, автопроизводителю этот скандал стоил более миллиарда долларов. Жертвами «залипшей педали» стали более 20 человек.

Забыли приварить

Примерно пять лет назад просчетом в своих автомобилях оскандалилась марка Subaru. Этот, как и многие другие дефекты, обнаружили эксперты NHTSA в Штатах. Суть проблемы заключалась в нарушении технологии при сварке кузовов кроссовера Ascent. А именно: на средней стойке и вокруг нее не хватало сварных швов, что нарушало жесткость кузова автомобиля и не позволяло ему обеспечить достаточную пассивную безопасность водителя и пассажиров в случае ДТП

Всего с конвейера с таким дефектом в период с 13 по 21 июля 2018 года сошло 293 автомобиля. Из них 9 штук дилеры марки успели передать клиентам, а остальные задержались на складах, в пути либо в шоу-румах. Эти машины были в рамках отзыва заменены новыми с достаточным количеством сварных швов. Кроме того, компания компенсировала автовладельцам все расходы по регистрации дефектных кроссоверов.

Недержание автомата

Еще одним фатальным просчетом инженеров в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия стал дефект стопора передачи в автоматических трансмиссиях, блокирующего коробку запаркованной машины. В некоторых случаях рычаг мог самопроизвольно перескочить из положения P в R, после чего авто катилось в неизвестном направлении. Чаще всего такое случалось у водителей, оставивших машину на парковке без затянутого стояночного тормоза.

Этим грешили в частности автоматы Ford (C-3, C-4, C-6), FMX и Jatco. Из-за проблемы в США случилось около 6000 аварий, пострадали более 1700 человек и еще около сотни погибли. Но самое интересное, что заменить дефектные коробки на десятках миллионов машины было непростой задачей, из которой автопроизводитель решил выйти с минимальными потерями. Он ограничился рассылкой их владельцам уведомлений о том, чтобы те не забывали ставить машину на ручник и соответствующими наклейками об этом

 Саша Путря — еще одна удивительная художница с короткой судьбой

Саша родилась в 1977 году в Полтаве. Была знакома с творчеством Нади Рушевой. Их работы даже выставлялись совместно на сборных выставках.

Прожила Саша Путря всего 11 лет, но оставила в наследство 2279 художественных и декоративно-прикладных работ. Она создала инженерные чертежи для полета на Луну, разработала технологии для усовершенствования асфальтирования дорог.

Судьба талантливой девочки с поразительным воображением могла бы сложиться счастливо, ведь Саша росла в творческой семье, где ее увлеченность изобразительным искусством поддерживали и поощряли.

Беда нагрянула внезапно: у 5-летней Саши диагностировали лейкоз. Несмотря на тяжелую болезнь, девочка продолжала рисовать.

Последние работы посвящены космосу. Девочка увлеклась инопланетной тематикой, астрологией.

Она верила, что прародители человечества прилетают на Землю, что она однажды с ними встретится. А еще перед кончиной, впечатлившись фильмом «Танцор диско», Саша с энтузиазмом рисовала Индию.

Как-то девочка обратилась к маме: «Помнишь, у нас был слон? Большой такой! Я сидела у него на спине, в красивой такой корзиночке».

Родители же подтвердили, что ничего подобного не происходило.

Сириус

Последним рисунком Саши была звезда Сириус, на которую юная художница мечтала полететь.

Умерла она 24 января 1989 года. В последующие 15 лет было проведено 112 посмертных персональных выставок гениальной девочки в разных странах. Ее творчеству посвящено 5 документальных кинолент.

Савелий Косенко и его простая жизнь

Савелий Косенко, родившийся в 1980 году, относится к той категории людей индиго, которые, устав от славы и непомерной ответственности, предпочли простую и тихую жизнь. Он научился чтению в 2 года, с 7 лет стал заниматься программированием, в 11 лет получил школьный аттестат. Тогда же составил учебник физики и стал студентом МГТУ имени Баумана, попутно получив место в Книге Гиннеса.

С таким стартом великое научное будущее было обеспечено. Но Савелий отказался от него. Сегодня Косенко проживает в Канаде, занимается бизнесом в сфере маркетинга. Публичности сторонится.

Хоть жизнь сложилась благополучно, свои детские годы Савелий считает несчастливыми. Его травили сверстники, ему сложно было найти друзей. Косенко убежден, что получение образования экстерном бессмысленно. Юные гении безвозвратно теряют самый счастливый и безмятежный период жизни, не приобретая ничего.

Одиночество и забвение Ники Турбиной

Ника Турбина, наделенная гениальным поэтическим даром, родилась в Ялте в 1974 году. Будучи астматиком, девочка часто не могла заснуть ночами из-за приступов удушья. Она сидела на кровати часами, что-то лепетала. К 4 годам лепетания преобразились в стихотворные строки.

Чужие окна, немое кино,
Темно на улице, в кадре светло…
Молча кричит ребёнок — не я его качаю,
Бьётся посуда к счастью — не я его получаю.
И в зале полно безбилетных,
На этом сеансе — молчанье…
Моё окно — звуковое.
Подёрнуты стёкла печалью.

Девочка утверждала, что стихи ей нашептывал некто, кого она звала Звуком. Ника говорила: «Стихи приходят внезапно. Когда сильно больно или страшно. Это похоже на роды. Поэтому мои стихи несут в себе боль».

В 9 лет талантливая девочка познакомилась с Евгением Евтушенко, который помог ей издать первый сборник «Черновик», организовывал выступления. Нику прозвали «поэтическим Моцартом». В 12 лет юная поэтесса получила «Золотого льва» на венецианском фестивале поэзии.

Но в конце 1980-ых в стране началась перестройка, а у Ники — подростковый бунт. Переживая творческий застой, поэтесса бродяжничала, совершала попытки самоубийства, снялась в «Плейбое», а потом вдруг вышла замуж за 76-летнего швейцарского профессора психиатрии. Брак оказался коротким. Вернувшись на родину, Ника не нашла поддержки, о ней уже все забыли. Потом были безуспешные попытки получить образование, наладить личную жизнь.

Ника начала пить, попыталась покончить с собой, спрыгнув с балкона. Она выжила, вся переломанная перенесла 12 операций. Но воли к жизни больше не было, так как не было близких людей, которые могли бы поддержать, вдохновить. 11 мая 2002 года 27-летняя Ника снова бросилась с балкона, на этот раз разбилась насмерть. Поэтесса всю жизнь убегала от одиночества, но умерла совершенно одинокой. Ее тело без опознания лежало в морге института Склифосовского 8 суток. Единственными людьми, проводившими Нику в последний путь, были рабочие, рывшие могилу на Ваганьковском кладбище.

Кто такие дети индиго и почему их судьбы часто непростые

Дети индиго отличаются поразительно высоким для своего возраста интеллектом и духовным развитием. У них сильная интуиция, иногда даже проявляются экстрасенсорные, телепатические, целительские способности. Это творческие натуры, стремящиеся к самостоятельному познанию мира, формирующие собственную систему взглядов. Дети индиго переживают за природу, мыслят масштабно. Их главное желание и ключевая жизненная цель — нахождение благоприятных путей развития мира.

Дети индиго прекрасно видят правильные и рациональные методы решения мировых проблем. Но общество не готово принять эти способы, не понимая их гениальности. Вместо этого взрослые пытаются «отшлифовать» детей индиго, подвести под общепринятые правила, разрушить их уникальную систему взглядов.

Но «ломать» таких ребят — не просто бесполезная, а опасная затея. Из-за такого подхода ребенок индиго ожесточается, не может адаптироваться в обществе. Воспитывать его чрезвычайно сложно, с этим справится не каждый родитель. Пубертатный бунт протекает у них гораздо тяжелее, чем у обычных подростков. Достичь взаимопонимания проблематично, при этом ребенок индиго сильно нуждается в любви и поддержке.

Не всем детям индиго удается без последствий пережить такие трудности. Возникают психические и личностные проблемы. Несмотря на огромный талант и уникальные способности, многие оказываются за воротами успешной жизни, сломленные и непонятые. Поэтому часто можно услышать фразу «ребенок индиго», но почти никогда — «взрослый индиго».