Чат неактивен

Коньяк по праздникам

Что происходит с мировым потреблением дорогого алкоголя

ВЦИОМ недавно подсчитал, что более 80% женщин и 66% мужчин в России «употребляют алкоголь из-за традиции отмечать праздники» и только 17,8% населения вовсе не пьет. Как с этим обстоят дела в мире?

Сногсшибательная блондинка, увлекшаяся виноделием и купившая себе, недолго думая, несколько гектаров земли под виноградник, на днях спросила у меня, не знаю ли я, кому можно с очень хорошей скидкой продать бутылку дорогущего коньяка. Дружеский подарок от давнего знакомого. Louis XIII, для понимающих. Упаковка в идеальном состоянии, сертификат прилагается. Нет, коньяк она вообще-то любит, «но не за такие же деньги… лучше полплуга себе куплю!». От досады я отказался ей помогать.

Длинная цепь образов мгновенно выстроилась в моей памяти. Вот почтенный Жорж Кло, тогдашний maitre de chai, посвящает меня в тайны старого коньячного дома и предлагает впервые в моей жизни продегустировать коньяк с четырехзначной ценой. Вот очаровательная Пьерет Трише, сменившая Жоржа Кло на посту мастера погребов, в одном из первых своих интервью рассказывает мне, как ее предшественники доверили ей ассамблировать этот коньяк. А вот и молодой Батист Луазо, принимая от Пьерет Трише символический ключ от погреба, улыбается и поднимает дегустационный бокал из хрусталя Baccarat…

Все эти бесценные воспоминания вкупе с волнами тонкого аромата и глубинами благородного вкуса предлагались сейчас за полцены, за полплуга.
Пока моя предприимчивая знакомая пыталась столь неловко демпинговать, из интернета пришла на первый взгляд позитивная новость.

По прогнозам британской исследовательской группы Vinexo/IWSR, на которые ссылается ресурс Thespiritsbusiness.com, потребление спиртных напитков в мире до 2022 года должно вырасти до $366 млрд, причем если в объемном выражении этот рост оценивается лишь в 1,2%, то в стоимостном — в 14,9%.

В ценовой категории премиум плюс ожидается рост всех категорий, кроме водки (что симптоматично, так как местные спиртные напитки доминируют в структуре мирового потребления с убедительной долей почти 90%). Абсолютные цифры сейчас лучше оставить на совести источников, но вот процентные изменения показательны.

При более внимательном изучении статистики возникает не такая уж радужная картина. Так, например, перспективы винного рынка выглядят весьма скромно. К 2022 году он увеличится до $207 млрд (24,3 млрд л) с ежегодными темпами роста до 1,3% — и то исключительно за счет категории игристых вин.

На самом мощном рынке — американском — объем потребления алкогольной продукции в целом падает уже два года подряд. Темпы падения пока минимальны — менее одного процента в год. Рынок сползает вниз в первую очередь под бременем пивного сегмента, удельный вес которого в совокупном объеме алкогольной продукции велик — 79%.

В 2017 году только в Соединенных Штатах продажи пива упали на 0,5%. И попытки представить изменение потребительского спроса как «выбор более здорового образа жизни» убедительными признать не получается. Ведь в пересчете на чистый алкоголь потребление спиртного все же растет.
Данные IWSR показывают, что на верхние ценовые категории (premium & above) сейчас приходится около трети (33%) американского рынка спиртного и чуть больше пятой части (22%) рынка вина.

Для сравнения: в 1980 году на них же приходилось соответственно 12% и 2%. Но такое распределение долей может в равной степени говорить как о сознательном выборе качественных продуктов, так и об удорожании внутри категории.

Хотя больше всего премиальных вин и крепких напитков потребляют пока еще США и Франция, в течение последних 20 лет главным локомотивом мирового рынка жидкой роскоши считался Китай. C 2012 по 2015 год, правда, спрос на суперпремиальные напитки здесь замедлился в связи с партийной борьбой за чистоту рядов (читай с коррупцией). Впрочем, с 2016 года рост возобновился, и, согласно прогнозу Vinexpo/IWSR, к 2020 году Поднебесная сместит Францию со второго места в ценовом выражении.

Одним из важных факторов, объясняющих готовность китайцев покупать вино и спиртное по высокой цене, обозреватели Thespiritsbusiness.com считают «китайское гостеприимство и традицию дарить друг другу бутылки в подарок».

Тот факт, что по этим двум признакам мы не сильно отличаемся от китайцев, должен настраивать операторов российского алкогольного рынка на осторожный оптимизм.

ВЦИОМ недавно подсчитал, что более 80% женщин и 66% мужчин в России «употребляют алкоголь из-за традиции отмечать праздники» и только 17,8% населения вовсе не пьет. Может быть, у моей блондинки все же есть шанс продать достойный коньяк достойному человеку и на вырученные деньги купить себе подержанный плуг.