Иранская теория происхождения этнонимов “рус” и “Русь” – “конкурент” норманской и славянской теории

Иранская теория происхождения этнонимов “рус” и “Русь” – “конкурент” норманской и славянской теории

Картина Киреева.

Так, согласно норманской теории и самоназвание народа, и государственность пришла к нам со Скандинавских берегов. Согласно славянской теории и самоназвание, и государственность русских княжеств появилась самостоятельно, на фоне “личных наработок” славянских племён и распространилась на всю Русь с территории Киева.

Но есть и иранская теория происхождения государственности и этнонимов. Самое интересное, что родоначальник данной версии – это член Российской Академии наук, Михаил Васильевич Ломоносов, который так же является соавтором славянской теории.

Согласно “иранской” версии развития событий, сам этноним “рос” и “рус” имеет намного более древнее основание и был впервые упомянут ещё в VI веке, раннехристианским хронистом Захарием Ритором в “Церковной Истории”. Именно он впервые упоминает народ росомонов или роскаланов, который живёт так далеко, что соседствует с мифическими племенами амазонок и “людей с головой пса” (возможно, в Северном Причерноморье).

Согласно этой точки зрения, роскаланы, скорее всего, относятся к сарматским, ираноязычным племенам, которые, в том числе, на данных территориях, упоминаются в трудах античных историков. 

веке теорию Ломоносова поддержал историк Вениамин Адамович Брин (впоследствии поддержанный известным советским и российским лингвистом-славистом, Олегом Николаевичем Трубачёвым), который в научной статье “Происхождение термина “Русь”” и в сборнике исторических статей от 1923 года “Россия и Запад”, выдвинул версию о двойном происхождении этнонима Русь – северном и южном.

Согласно авторам данной части теории, древнее иранское слово “рукси” дословно означает “светлый”, “белый” (к славянам, скорее всего, начал относиться из-за цвета волос). Со временем со словом “рукси” произошёл ряд метаморфоз, смешений в “срединной точке” контактов северных и южных народов, что и привело его к этнониму “Русь”, “русы”.

Следующий исследователь, кто так же поддерживал иранскую теорию, был русский и американский историк-евразиец Георгий Владимирович Вернадский. Вот только в отличие от вышеуказанных учёных, Георгий Владимирович искал “корни России” в азовских племенах асов и рухс-асов (светлых асов).

Согласно его мнению, азовские племена являлись частью антов – сообщности раннеславянских племён IV-VII веков, которые мало того, что не раз упоминались в византийских хрониках и готских источниках, но и имели зачатки государственности.

Сохранилось даже упоминание некоего вождя асов, по имени Бож, который смог нанести серьёзное поражение готам, но проиграли войскам остготов под руководством вождя Винитария из рода Амалов. 

Так же Вернадский выдвигал теорию о том, что рухс-асы появились в результате смешения скандинавских завоевателей и путешественников с местными племенами. Тем не менее, по теории Георгия Владимировича, скандинавы не были началом русской государственности, а только “подарили” южанам свои русые волосы.

Придерживался иранской теории и советский археолог Дмитрий Тарасович Березовец, который призвал отождествлять начальную историю русов с салтово-маяцкой культурой (археологическая культура эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины, которая датируется серединой VIII – началом X веков).  Соглашался с Дмитрием Тарасовичем и другой археолог – Давид Львович Талис, который нашёл множество географических названий в Крыму (топонимов) с приставкой “рос”. Более того, целый ряд археологических находок, прямо или косвенно подтверждает схожесть салтовской культуры с более поздней славянской культурой.

Возможно так выглядели наши давние предки до смешения с скандинавскими племенами. Картина из свободных источников, на правах добросовестного цитирования.

И в современной России есть именитые сторонники иранской теории.

Елена Сергеевна Галкина – доктор исторических наук, учёный-арабист, так же отождествляет Подонье с центральной частью Русского каганата, который якобы существовал задолго до появления Киевской Руси. К слову, упоминание полумифического каганата встречается в целом ряде источников: западных, византийских, мусульманских. 

Елена Сергеевна считает, что Русский каганат пал от племён венгров в конце IX века, но название сохранилось, вместе с естественной миграцией перейдя от ираноязычных русов-аланов к славянскому населению Среднего Поднестровья. Данная версия событий не даёт ответы на вопросы о происхождении русской государственности, но довольно полно аргументирует происхождение этнонима.

Так же, опирается на топонимику и этимологию и другой советский и украинский учёный – Михаил Юлианович Брайчевский, который провёл очень интересное расследование “русских” названий Днепровских порогов из сочинений Константина Багрянородного, но на аланский лад. Что интересно: получилось схоже и довольно осмысленно и с той, и с другой стороны трактовки.

Итак, мы рассмотрели три основные теории происхождения самоназвания русского народа и русской же государственности. Вольно или невольно мы углубились во времена столь стародавние, что затронули Железный Век.

Именно поэтому, считаю приемлемым в следующих статьях, отправиться ещё дальше назад во времени и рассказать о том, как выглядела русская земля ещё в Каменном Веке.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments