Хунвейбины: мятежные дети «культурной революции» в Китае

Хунвейбины: мятежные дети «культурной революции» в Китае

Хунвейбины на площади Тяньаньмэнь в 1967 году

Культурная революция — пик правления китайского лидера Мао Цзедуна. 

Чаще всего под этой фразой применительно к китайской истории понимают несколько политических кампаний, начатых председателем Мао в 1966 году и продолжавшихся на протяжение следующих десяти лет.

Официальная цель культурной революции —  «борьба с внутренним и внешним ревизионизмом». Для этого партией рекрутировались так называемые «хунвейбины». Иначе их группировки называли «красными отрядами Мао». В основном они занимались погромами и разбоями под лозунгами «партийного обновления».

16 мая 1966 года в материковом Китае началась культурная революция. 5 августа Бянь Чжунъюнь, первый проректор средней школы при Пекинском педагогическом университете, была забита до смерти хунвейбинами и стала первым работником образования в Пекине, убитым погромщиками.

Преподавательница Бянь Чжунъюнь и ее муж Ван Цзинъяо, начало 60-х

В 1965 году Мао Цзедун серьезно заболел и многие в китайской партийной верхушке полагали, что вождь нуждается в замене.Известно, что в этом же году «великий кормчий» провел совещание с Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином. Неизвестно, о чем они говорили. Но в итоге Мао решил, что на его место в партийной структуре посягают и нужно как-то избавиться от оппозиции в коммунистической партии Китая.

В ноябре 1966 года хунвейбины уничтожили марку часового производителя Hengdeli.

В ходе судебного процесса по делу так называемой «Банды четырех» китайский суд постановил, что к уголовной ответственности привлечено 729 511 человек, из которых 34 800 считаются погибшими. Согласно биографии лидера КПК «Мао: Неизвестная история», около 100 000 человек были убиты в ходе погромов в Гуанси с января по апрель 1968 года. Чтобы прекратить резню, в регион были посланы части китайской армии. 

Миллионы китайцев подверглись жестоким преследованиям во время Культурной революции. Тот, кто был записан в шпионы, назван «ревизионистом» или или признан представителем «подозрительного» классов, мог легко подвергнуться избиению, пыткам и систематическим преследованиям и унижениям. Собственность таких людей конфисковывалась. Им отказывали в медицинской помощи.

Хунвейбины на площади Тяньаньмэнь в 1966 году.

С августа по ноябрь 1966 года прошло восемь массовых митингов, в которых приняли участие более 12 миллионов человек со всей страны. На митингах хунвейбинов китайский министр обороны Линь Бяо призывал к уничтожению «четырех пережитков прошлого». А именно — демонтаж старых обычаев, культуры, привычек и идей. Коммунистическая партия никогда не предоставляла официальных статистических данных о фактической стоимости ущерба.

Статуя  династии Тан, разрушенная красными гвардейцами во время кампании против древней культуры.

С декабря 1968 года миллионы людей из числа образованной городской молодежи , состоящей из выпускников средних школ и студентов, были мобилизованы и отправлены «в горы и деревни». То есть, их депортировали в сельские деревни и приграничные поселения. Там они должны были осесть, чтобы получить перевоспитание у бедняков и крестьян из низших классов.». Десять процентов городского населения к 1970 году были переселены в сельскую местность.

Публичное выступление председателя Мао и Линь Бяо среди красных гвардейцев в Пекине во время культурной революции (ноябрь 1966 г.)

Культурная революция нанесла серьезный ущерб этническим меньшинствам в Китае. Только во Внутренней Монголии около 790 000 человек подверглись преследованиям. 

Кладбище Конфуция, оскверненное хунвейбинами, 1966 год.

Во время «Культурной революции» большая часть экономической деятельности была остановлена, и «революция», независимо от интерпретации, была главной целью страны. Китайская традиционная философия подвергалась публичной критике. Вместо нее народ призывали изучать цитатник Мао Цзедуна.

Балет «Секция красных женщин» — одна из образцовых театральных постановок Культурной революции.

Историческим местам, артефактам и архивам Китая был нанесен разрушительный ущерб, поскольку они, как считалось, лежали в основе «старого образа мышления». Артефакты были конфискованы, музеи и частные дома подверглись обыску, а все найденные предметы, которые, как считалось, представляли буржуазные или феодальные идеи, были уничтожены.

Лик статуи Будды, уничтоженный бойцами «культурной революции»

Из 80 объектов культурного наследия в Пекине, которые находились под муниципальной защитой, 30 были разрушены. Из 6843 культурных объектов, охраняемых решением правительства Пекина в 1958 году, 4922 были повреждены или уничтожены.

Мао Цзэдун и хунвейбины в Пекине, октябрь 1966 год

Один из лозунгов «Культурной революции» — «Огонь по штабам». Лозунг трактовался как прямой призыв к уничтожению партийной оппозиции. 

18 августа 1966 года Мао Цзэдун впервые встретился с хунвейбинами на площади Тяньаньмэнь , что спровоцировало массовую резню в Пекине .

Лю Шаоци стал мишенью для идеологии Культурной революции. Был одним из руководителей Коммунистической партии Китая, председателем КНР (1959—1968). Был официально признанным наследником Мао Цзэдуна, но во время Культурной революции был объявлен главным врагом республики и подвергся репрессиям. Впоследствии, уже посмертно, был реабилитирован.

Студенты Пекинского педагогического университета рисуют плакаты с лозунгами, осуждающими Лю Шаоци, 1966 год.

Из более чем 40 государств, которые установили к началу 60-х дипломатические или полудипломатические отношения с Китаем,, около 30 стран открыто осудили политику Китая. Некоторые государства даже прекратили всякие отношения с Китаем, включая Центральную Африку, Гану и Индонезию .

Плакаты на стенах Пекинского университета, 1966 год.

Нескольким иностранным гостям страны было «приказано» стоять перед статуей Мао Цзэдуна, держать в руках Маленькую Красную книгу и «докладывать ситуацию» Мао. Точно также делали другие китайские граждане.

Хунвейбины проводят митинг, размахивая цитатником Мао, 1966 год.

Историк Филлип Шорт считает, что Культурная революция включила элементы, подобные форме религиозного фанатизма. Богоподобный статус Мао в этот период дал ему полную власть над коммунистической доктриной. Но эзотерический и часто противоречивый характер его сочинений привел к бесконечным войнам за их интерпретацию как между консерваторами в партии, так и в среде реформаторов. 

Истязания хунвейбинами тибетского политика и генерал-майора Сампо Цеванг Ригзина

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments