13 апреля (дата для 2019 года)

13 апреля (дата для 2019 года)

Тотальный диктант

Тотальный диктант – это ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание широкой общественности к вопросам грамотности, повышения её уровня и развития культуры грамотного письма.

Данное мероприятие проходит ежегодно, начиная с 2004 года, и сегодня охватывает многие страны мира. Представляет собой добровольный диктант для всех желающих (ограничений по возрасту нет) проверить знание русского языка и уровень своей грамотности. Традиционно он проходит в апреле, одновременно – в одно и то же время (с поправкой на часовые пояса) по разным городам мира.

В нашей стране проект направлен, прежде всего, на популяризацию русского языка как государственного языка Российской Федерации и повышение уровня владения языковыми нормами всех категорий граждан, проживающих на территории России. Но цель Тотального диктанта – не только образовательный аспект, но и побудить каждого гражданина нашей страны задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать. Поэтому участие в диктанте – это не оценка знаний в прямом смысле этого слова, а повод выяснить, над чем стоит работать в плане грамотности. Ведь быть грамотным – это не просто нормально, это нужно и важно для каждого современного человека. Кстати, девиз Тотального диктанта: «Писать грамотно – модно!».

Также среди задач Тотального диктанта: популяризация образованности и распространение моды на грамотность; привлечение внимания СМИ и общественности к проблеме знания языка; выявление трудноусваиваемых правил русского языка с целью их переформулировки.


Девиз Тотального диктанта: «Писать грамотно – это модно!»

Свою историю данный проект ведёт с начала 2000-х годов, когда идея добровольного массового диктанта для всех желающих родилась в студенческом клубе гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета «Глум-клуб». Первый диктант прошёл в стенах НГУ 11 марта 2004 года в рамках мероприятия «Дни гуманитарного факультета НГУ». С тех пор он стал проводиться ежегодно, собирая в среднем по 200 человек, и представлял собой «обычный» диктант – люди пришли, написали, узнали оценки. Текст диктанта выбирался из русской классики (например, из «Войны и мира» Л.Н. Толстого, «Невского проспекта» Н.В. Гоголя, повести В. Быкова «Сотников» и т.д.). Диктовали его преподаватели гуманитарного факультета, а вот в 2009 году организаторы пригласили читать диктант певца Псоя Короленко. Вот тогда количество участников мероприятия увеличилось втрое.

Уже в следующем году к НГУ присоединились и другие новосибирские организации – Тотальный диктант-2010 прошел на 17 площадках по всему городу (школы, вузы, библиотеки) и собрал 2400 участников. В числе написавших диктант были представители местной власти, бизнеса и науки, а текст, который специально для акции написал писатель-фантаст Борис Стругацкий, читали известные в городе шоумены, теле– и радиоведущие, заслуженные учителя. Естественно, мероприятие широко освещалось в СМИ, а сам Тотальный диктант в феврале 2011 года получил Национальную премию в области общественных связей «Серебряный лучник» как лучший российский общественный проект. На этой волне интереса энтузиасты из разных российских городов заявили о желании присоединиться к акции.

Чтобы обеспечить равные условия участникам из разных городов, Оргкомитет Тотального диктанта в 2011 году сформулировал принципы единства времени, текста, порядка проведения и критериев проверки, а для подготовки к диктанту были организованы бесплатные курсы. Тотальный диктант-2011 прошёл в 13 городах, в нём приняли участие около 5 тысяч человек, ещё 500 посмотрели онлайн-трансляцию. С 2012 года мероприятие стало международным – тогда Тотальный диктант охватил 89 городов в 11 странах, число участников достигло 14217 человек, еще 11000 посмотрели онлайн-трансляцию. В 2014 году количество участников Тотального диктанта увеличилось до 50 тысяч человек – добровольный диктант на русском языке прошёл в 20 часовых поясах на всех шести континентах (в 350 городах 45 стран мира), а ещё в нем приняли участие даже космонавты на МКС и полярники на российских антарктических станциях. Кстати, с 2014 же года появилась возможность писать диктант онлайн.

Тотальный диктант-2015 также привлёк новых участников – его писали 84275 человек в 79 регионах. Лидером по количеству участников (9,3 тысячи человек) среди всех городов стала Москва. По данным организаторов, трансляцию диктанта на официальном сайте проекта посмотрели 250 тысяч человек. Всего в организации акции приняли участие более 12 тысяч волонтёров. В 2016 году добровольный диктант на русском языке охватил 19 часовых поясов на всех 6 континентах планеты – 2185 площадок (почти в два раза больше, чем в 2015 году) в 732 городах и поселках по всему миру приняли более 150 000 человек, желающих написать Тотальный диктант. За рубежом Тотальный диктант писали в 252 городах (в 2015 году – в 153), находящихся в 68 странах. В мире самые активные участники акции живут в США, Испании и Китае. Также диктант писали и онлайн.

В 2017 году Тотальный диктант писали 866 городов, из них треть – это зарубежные города из 71 страны (Литва и Исландия писали диктант впервые). Также в 2017 году во второй раз прошел тест для иностранцев TruD, который создан на основе диктанта и предназначен для участников, которым навык владения русским языком не позволяет написать оригинальный текст целиком. Традиционно центральной площадкой акции, где текст диктовал автор, стал Новосибирский государственный университет. Прямые трансляции с трех площадок разных часовых зон были доступны на сайте проекта.


С каждым годом количество участников Тотального диктанта всё увеличивается

За время своего существования Тотальный диктант превратился в масштабное международное событие. На сегодняшний день данный проект развивается как общественная система дополнительного образования в сфере русского языка, включающая: ежегодный добровольный диктант, курсы по подготовке к диктанту, конференцию экспертов и организаторов, веб-сайт с интерактивными упражнениями. На онлайн-занятиях можно получить максимально доступное объяснение любых правил и сразу задать вопросы о них. Научную и методическую часть проекта обеспечивает экспертная комиссия, которая состоит из профессиональных филологов, докторов и кандидатов наук. Тексты для диктантов специально пишут известные современные писатели, публицисты, философы, литературоведы, переводчики, журналисты. Диктовать тексты приглашают известных представителей массовой культуры.

На сегодняшний день Тотальный диктант называют единственным массовым проектом, который позволяет наблюдать за актуальным состоянием русского языка, динамикой языковых норм, позволяет отслеживать новые языковые реалии, выявлять основные тенденции изменения языка. Также, по мнению специалистов, данный проект имеет потенциал национальной языковой игры, объединяющей всех жителей страны, и способен стать событием, которое позволяет гражданам самых разных социальных категорий, убеждений и взглядов почувствовать себя единым сообществом носителей русского языка.

Ведь Тотальный диктант привлекает внимание к русскому языку, повышает статус владения языковыми навыками и распространяет «моду на грамотность», и тем самым мотивирует современного взрослого человека, не включенного в процесс среднего или высшего образования, добровольно повышать уровень своей грамотности и общей языковой культуры. К тому же проект стимулирует развитие волонтёрского движения, горизонтальных межрегиональных связей между студентами, вузами, активными общественными группами.

13 апреля

День мецената и благотворителя в России


Государственный Эрмитаж

Ежегодно 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas, 13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как можно догадаться, произошло и нарицательное слово «меценат».

Основное торжество, посвященное празднику, проходит в Санкт-Петербурге в музее «Эрмитаж». На фоне картины Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства» чествуют тех, кто вкладывает силы, время и деньги в культурные и социальные проекты. Первый такой праздник состоялся в 2005 году.

Его инициаторами стали сам Эрмитаж, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга и редакция альманаха социального партнерства «Русский меценат». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дал празднику и второе, неофициальное, название — День «спасибо». Этим он подчеркивает, что при дефиците законодательной поддержки меценатской деятельности в России наши власти и общество должны научиться хотя бы благодарить жертвователей.

Праздник, как правило, проходит в виде презентации благотворительных проектов в сферах культуры, науки, образования, здравоохранения. Мероприятие представляет совершенно разные благотворительные инициативы — и по формату, и по тематической направленности, и по масштабу, никак не сравнивая их между собой. Среди наиболее распространенных мероприятий Дня – различные акции дарения, презентации социальных и благотворительных проектов, чествование дарителей.

Часть проектов находит свое отражение в специальном тематическом номере альманаха «Русский меценат». Это единственное издание, посвященное теме социального партнерства и благотворительности на постсоветском пространстве.

В церемонии непременно участвуют дети, ведь часть благотворительных проектов посвящена им. Это воспитанники детских домов, приютов, детских деревень SOS. Помимо различных подарков Эрмитаж готовит для ребят особый сюрприз — специально для них заводят знаменитые часы «Павлин». Но и сам музей в этот день нередко получает подарки от коллекционеров и благотворителей.

Стоит отметить, что День мецената и благотворителя не является государственным праздником в России, а существует исключительно благодаря общественной инициативе. Возникнув в Петербурге, сегодня он объединяет участников социального партнерства по всей России. И уже традиционно в нём принимают участие почётные граждане российских городов, руководители учреждений культуры и образования, представители власти, бизнеса и общественности.

13 апреля

Всемирный день рок-н-ролла


Рок-н-ролл жив!

Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) — праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни.

Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.

В середине 20 века, вскоре после Второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода — спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. На официальном музыкальном Олимпе США продвигалась идея оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца.

Наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать «белую» публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл». Благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи.

Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли. Его коктейль из ритм-энд-блюза, кантри и уличного сленга имел ошеломительный успех.

Среди основателей направления был и легендарный Элвис Пресли, ставший кумиром подростков и молодежи. Его стиль одежды, манеры и движения становились примером для подражания.

В начале 1960-х появился новый стиль в рок-н-ролле — поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициями запустила в мир эпидемию «битломании».

В 1964 году появились «Rolling Stones», отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком. В 1970-е годы родился психоделический рок, яркими представителями которого явились группы «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры.


Сегодня рок-музыка имеет множество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора

Конец семидесятых ознаменовался появлением панк-рока («дрянной рок»). Упрощенная музыкальная схема вывела на первый план вокал и тексты. В них часто встречалась критика правительства, политики, богатых слоев общества. На волне панка взлетели группы «Sex Pistols», «The Clash», «Stooges», Игги Поп. В 1980-х годах появился женский рок, а в практичные 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».

Русский рок зародился в СССР во второй половине 20 века под влиянием западной музыки. Среди самых ранних групп были созданные Александром Градским «Сокол», «Скифы», «Cкоморохи» и «Славяне». Волна битломании, докатившаяся до СССР, привела к созданию практически в каждой школе своей рок-группы. Некоторые из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х, в их числе знаменитая «Машина времени». Но распространение рок-н-ролла сдерживалось советской политикой культурной цензуры.

Несмотря на это, к началу 1980-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение. «Оттепель» родила группы в стиле «нью-вэйв» — «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «Оберманекен», «Странные игры» и другие.

В 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. Популярность приходит к группам «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк» и «Бригада С».

Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья.

Сегодня рок-музыка имеет множество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Тексты песен варьируют от непринуждённого и шутливого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, хотя явной границы между понятиями «рок» и «поп» не существует. Многие музыкальные явления балансируют на грани между ними

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments