Письмо Чаадаева, после которого его признали сумасшедшим и запретили ему писать

Письмо Чаадаева, после которого его признали сумасшедшим и запретили ему писать

Для начала разберемся, кто такой Петр Чаадаев. Обратим внимание на основные моменты его биографии
Петр Чаадаев – выходец из дворянской семьи. Рано осиротев, он стал жить у своей тетки в Москве, где опекуном его стал князь Щербатов.

Князь дал Петру блестящее воспитание и любовь к наукам. Чаадаев с 13 лет слушал лекции в Московском университете, затем посещал занятия по философии профессора Иоганна Буле. Все это заложило основы развития будущего “христианского философа”.

Петр Чаадаев прошел всю Отечественную войну 1812 года. Ему было тогда 18 лет. Он участвовал и в Бородинском сражении, и в сражении при Кульме, за что был награжден орденом святой Анны. Вместе со своим университетским товарищем Якушкиным он дошел до Парижа.

В 1823 году Чаадаев отправляется в путешествие по Европе. Он разъезжал по Англии, Франции и Швейцарии. Через два года он оказывается в Риме, затем – в Германии. И хотя он изначально не планировал возвращаться на родину, из-за ухудшающегося здоровья он едет домой.

Философическое письмо Чаадаева
После возвращения в Россию Петр Чаадаев ведет уединенный образ жизни. Он пишет “Философические письма”. В 1836 году одно из них публикуется в журнале “Телескоп”. Как позже писал Александр Герцен, его можно было сравнить с “выстрелом, раздавшимся в тёмную ночь”.

Журнал был закрыт, его редактор сослан, цензор, допустивший письмо в печать, уволен. Чаадаеву объявили, что он признан сумасшедшим, и посадили под домашний арест. К нему регулярно наведывался доктор. Писать Чаадаеву запретили.

Что же такого крамольного высказал Чаадаев в своем письме?

В письме Петр Чаадаев рассуждает о русском народе и о России, об особенностях ее развития и национального характера. Вот несколько ключевых цитат из “Философического письма” Чаадаева:
• “Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось”.
• “Все общества прошли через такие периоды, когда вырабатываются самые яркие воспоминания, свои чудеса, своя поэзия, свои самые сильные и плодотворные идеи. <...> Мы, напротив, не имели ничего подобного. Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, – вот печальная история нашей юности”.
• “У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому, что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда”.
• “А между тем, раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы – воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара”.
• “В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его”.

И так далее. Главным фактором, скрепляющим страны Европы, Чаадаев считал христианство. Здесь и единая религия, и крестовые походы, и кровавые войны. Но христианство тем не менее объединяло Европу, способствовало развитию морали, общественной мысли, культуры. Да, в России тоже христианство, но совсем другое – греческое. Этим мы отделили себя от Европы, от правильного, логичного, по мнению философа, развития.

Влияние письма на общественную мысль в России

Письмо вызвало шквал критики. В том числе, не согласен был с Чаадаевым и Пушкин.

“Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достой¬но уважения. <...> Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов?

Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. <...> А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка?” – писал в письме к Чаадаеву поэт.

Пожалуй, самое сильное влияние письмо оказало на развитие философских исканий. 1836 год можно считать отправной точкой разделения русской мысли на западничество и славянофильство. И те, и другие пытались отыскать национальную идентичность, определить достойный путь развития страны, реализовать свою утопию.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments