Увеличение скорости с 90 до 110 км/ч: все плюсы и минусы

Увеличение скорости с 90 до 110 км/ч: все плюсы и минусы

В Госдуме предложили увеличить максимально разрешенную скорость на загородных трассах. Рассказываем, к чему может привести данная инициатива

Мы должны подготовить специалистов, которые бы с нами вместе подумали, как сделать так, чтобы максимальная скорость на дорогах была не 90 км/ч, а 100-110 км/ч, думаю, пора уже ее нам поставить. Мы вместе с МВД должны над этим подумать, потому что скорость — это важно.
Евгений Москвичев
глава комитета Госдумы по транспорту и строительству

Как пояснил депутат, для подобных изменений не потребуется вносить изменения в нормативные акты и ПДД: достаточно будет установить новые знаки на трассах. В качестве варианта Москвичев предложил ввести ограничение 110 км/ч на левых полосах загородных трасс, сохранив 90 км/ч в остальных полосах. Идею главы думского комитета по транспорту уже поддержали в госкомпании «Автодор», в управлении которой находится 2,8 тыс. магистралей. Там пояснили, что увеличить скоростной лимит возможно, при условии соблюдения требований по безопасности дорожного движения.

Плюсы инициативы очевидны: немалое число автомобилистов за городом и так едут 100-110 км/ч, поэтому большинство водителей предложенным новшествам наверняка обрадуется. А вот с минусами все уже не так однозначно.

110 км/ч «за городом». Главные минусы

Слишком общее правило
На первый взгляд, идея увеличить скоростной режим вне населенных пунктов кажется хорошей. Однако проблема в том, что под это определение подпадают трассы со слишком разными условиями. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что неосвещенная сельская дорога с ямами и без обочин и федеральная трасса с отбойниками, освещением, полосами разгона и т.д. отличаются друг от друга как небо и земля. Но с точки зрения законодательства разницы нет — и там, и там разрешено 90 км/ч.

Очевидно, что для определенного количества дорог скоростной лимит 90 км/ч совершенно неадекватен. Но для других дорог в кавычках он даже слишком большой! У нас действует один скоростной режим для разных трасс, а он должен быть дифференцирован. Для дорог высшей технической категории с отбойниками и четырьмя полосами движения надо все менять и устанавливать 110 км/ч, а при наличии освещения — 130 км/ч. Для остальных дорог нужно оставлять все как есть — 90 км/ч.
Петр Шкуматов
координатор движения «Синие Ведерки».

Что будет, если на всех трассах лимит увеличат до 110 км/ч? Скорее всего, количество аварий вырастет, причем вовсе не на дорогах с хорошим покрытием.

Неготовность инфраструктуры
Даже ребенок может сказать, чем автобан отличается от обычной загородной дороги: наличием отбойников с обеих сторон, яркой разметкой, отсутствием одноуровневых развязок и перекрестков, удобными въездами и съездами и так далее. Именно за счет этого на магистралях можно безопасно ехать с высокой скоростью. А вот об обычных загородных трассах так сказать нельзя. Ограничения скорости там существуют в том числе и для того, чтобы в очередном повороте автомобиль просто не вылетел в кювет. Предположим, Госдума приняла новую инициативу.

Станут ли наши дороги лучше? Увы, об этом пока ничего не говорится. Но нетрудно догадаться, что дорожная инфраструктура от того, что повесят другие знаки, кардинально не изменится. Любопытно, что в странах с куда более развитой дорожной инфраструктурой существует прямо противоположный тренд: максимальную скорость там не увеличивают, а, наоборот, — снижают ради безопасности движения.

Общая тенденция в мире такова, что безлимитный режим остался только на немецких автобанах. Везде на европейских дорогах такого же уровня стоят ограничения. Но самое главное, что на дорогах низких технических категорий ни один разумный организатор движения не смягчает скоростные лимиты.
Михаил Блинкин
директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Особенности законодательства
Знаете ли вы, что безнаказанно ехать 110 км/ч за городом можно и сейчас? Дело в том, что у нас исключена норма наказания за превышение скорости на величину до 20 км/ч. Конечно, ПДД все равно запрещают превышать ограничения. Но многие водители воспринимают ситуацию так: раз штрафа нет, то за городом можно разогнаться до 110 км/ч.

Что случится, если скоростной лимит вне населенных пунктов вырастет официально? Для большинства это будет означать, что разгоняться «разрешат» до 130 км/ч. А это — уже скорость автомагистрали!

Любые пересмотры скоростных лимитов должны производиться в увязке с дельтой [наказания]. Если законодатель хочет менять скоростные ограничения, нужно менять и её.
Михаил Блинкин
директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Пропускная способность
Может показаться, что с увеличением максимально разрешенной скорости водители сразу же поедут быстрее, на дорогах исчезнут пробки и т.д. Но максимальная разрешенная скорость не влияет на пропускную способность трассы! Да, возможно на отдельных незагруженных дорогах водители и впрямь будут добираться до места назначения чуть быстрее. Хотя и тут надо заметить, что выигрыш по времени от увеличения скорости на 20 км/ч будет исчисляться в нескольких минутах. Зато на большинстве трасс пробки могут только увеличиться.

Почему? Все дело в том, что водителям придется поддерживать большую дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Кроме того, любое торможение будет приводить к росту вереницы машин. Если вы не совсем понимаете, что мы имеем в виду, посмотрите на эксперимент, который провели ученые из Университета Нагои. Как видите, пробки могут образовываться и на бессветофорной дороге без видимых на то причин. В такой ситуации рост скорости не поможет никак!

Изменение ради изменения
Согласно российскому законодательству на автомагистралях и так может быть установлен скоростной режим 130 км/ч, это решает собственник такой трассы. То есть повесить знак 110 км/ч — не проблема, главное, чтобы сама дорога соответствовала нормативам высшей технической категории 1А (Автомагистраль) или 1Б (Скоростная дорога). В связи с этим куда логичнее будет просто перевести ряд дорог из одного класса в другой, параллельно разрешив там разгоняться быстрее. Конечно, это потребует ряда мер: установки отбойников, улучшения качества покрытия и т.д. Но зато водителям будет гарантирована безопасность передвижения. А вот о предложении просто увеличить максимально допустимую скорость до 110 км/ч такого сказать нельзя. Скорее это похоже на популистскую инициативу, которая не принесет желаемого эффекта.

А как «у них»?
Базовым документом, от которого отталкиваются правительства стран при принятии решения о максимальном скоростном лимите, является Венская конвенция о дорожном движении. В ней сказано, что во время движения водитель должен постоянно контролировать автомобиль и выбирать скорость в зависимости от ландшафта, состояния дорожного покрытия, погодных условий, интенсивности трафика и т.д. Поэтому скоростной лимит на трассах обычно выбирается такой, чтобы водитель мог спокойно выполнить эти требования.

Однако подход к максимальной разрешенной скорости в России и на Западе несколько отличается. У нас ПДД выделяет скоростной лимит для населенных пунктов, для дорог за их пределами и для автомагистралей. А вот в Европе и большинстве развитых стран деление несколько другое: населенный пункт, дорога с одной проезжей частью (так называемый single carriageway) и дорога с двумя проезжими частями, отделенными разделительной полосой (dual carriageway). Причем последние — это далеко не всегда автомагистрали, иногда это может быть экспресс-дорога с разделительной полосой и отбойником, но меньшей скоростью движения.

Как следствие, скоростные лимиты очень сильно зависят от страны. Например, в Великобритании на двухполосных загородных трассах разрешено двигаться со скоростью 97 км/ч (60 миль в час), а на трассах с отбойником — 113 км/ч (70 миль в час). В Швеции на дорогах с одной проезжей частью действует ограничение 70 км/ч, с двумя и при наличии отбойника — 90 км/ч, на автомагистралях — 110-120 км/ч.

В Швейцарии по умолчанию вне населенного пункта можно ехать со скоростью 80 км/ч, но если дорога относится к так называемым экспресс-трассам, лимит увеличивается до 100 км/ч. На автострадах же ограничение составляет 120 км/ч. Интересная система ограничений действует в Польше. Так, в этой стране на обычных загородных дорогах можно двигаться со скоростью 90 км/ч, при наличии двух полос в каждую сторону — 100 км/ч, на экспресс-трассах — 120 км/ч, а на автомагистралях — 140 км/ч. А вот в Германии, вопреки стереотипам, безлимитными являются только автобаны, причем далеко не все их участки. Если же вы оказались просто на загородной дороге, лимит составляет 100 км/ч.

Одни из самых строгих ограничений скорости в Японии. Так, в Стране Восходящего Солнца двигаться вне населенного пункта разрешается со скоростью 60 км/ч, несмотря на отменное качество дорог. На экспресс-трассах с одной проезжей частью лимит вырастает до 80 км/ч, а с двумя проезжими частями и на автобане — до 110 км/ч. И все же по сравнению с другими государствами Япония — скорее «медленная» страна. А вот США — скорее «быстрая». Хотя все зависит от законов каждого конкретного штата. Одни из самых либеральных правил действуют в Техасе, где водитель вне населенного пункта может разгоняться до 70 миль в час (113 км/ч), независимо от типа дороги.

Основная загвоздка новой законодательной инициативы не в том, разрешать водителям ехать 110 км/ч вне населенного пункта или нет. Весь вопрос в том, где это делать. Пока что в большинстве случаев инфраструктура российских дорог не готова к смягчению скоростных лимитов. Поэтому вряд ли новая мера сильно поможет нашим водителям, зато наверняка скажется на безопасности движения. И не в лучшую сторону.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments