Цена маленьких слабостей

Цена маленьких слабостей

Сколько можно сэкономить на вредных привычках

Самая большая и незаметная опасность для личного бюджета — расходы на маленькие удовольствия, которые мы позволяем себе каждый день.

Мелкие траты за год выливаются в круглые суммы, а финансовые потери за несколько лет могут исчисляться миллионами. Во что нам обходятся вредные привычки — в материале РИА Новости.

Деньги на дым
В 2017 году в России было продано 13,1 миллиарда пачек сигарет. По данным ВЦИОМ, сегодня в стране курит 34% населения, то есть около 50 миллионов человек. Легко подсчитать, что в среднем российский курильщик потребляет 262 пачки в год.
При средней цене за пачку в сто рублей за год набегает больше 26 тысяч. Те, кто предпочитает дорогие сигареты (150 рублей), лишаются почти 40 тысяч рублей — стоимость недельного тура на двоих в Турцию.

Расходы активных курильщиков, употребляющих по пачке сигарет в день, — 37 и 56 тысяч в год соответственно.
На самом деле еще больше. Потому что сигареты постоянно дорожают из-за повышения акцизов. Так, с 1 июля ставка акцизов на сигареты и папиросы выросла с 1562 до 1718 рублей за тысячу штук.

Следующее повышение планируется с 1 января 2019 года — на десять процентов. В результате, по расчетам экспертов, сигареты низкого ценового сегмента подорожают еще на десять-двенадцать процентов, а сигареты премиального сегмента — на семь процентов.

С 1 июля 2019 года акцизы, скорее всего, опять повысят. Так что в следующем году скромному российскому курильщику придется потратить на вредную привычку уже около тридцати тысяч, а «продвинутому» — примерно 45 тысяч рублей.

Если правительство продолжит повышать акцизы нынешними темпами, через пять лет за курение надо будет выкладывать по 60−70 тысяч рублей в год.

Немножко расслабиться
По подсчетам аналитиков Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), в 2017 году среднестатистический гражданин России выпил 50 литров пива, три с половиной литра вина, 6,7 литра водки и ликеро-водочных изделий, около 0,75 литра коньяка и четверть литра виски, рома, джина или абсента.

Пиво в магазине стоит около 60 рублей за бутылку пол-литра, водка среднего ценового сегмента — примерно 500 рублей за пол-литра, бутылка вина (0,7 литра) — около 600 рублей. Коньяк, виски, ром, джин и абсент в сумме можно оценить в тысячу рублей.

Значит, затраты среднестатистического россиянина на горячительные напитки составляют 16,4 тысячи рублей в год.

Это если покупать алкоголь только в розничных магазинах, а не в барах и ресторанах.

Во всем мире потребление крепкого алкоголя стремительно сокращается. И Россия не исключение. Поэтому интересно посмотреть, как обстоят дела с расходами у тех, кто не пьет «ничего крепче пива».

По оценкам международных аналитиков, потребление пива в России — 59 литров в год на человека (для сравнения, в Чехии, занимающей по этому показателю первое место, — 142 литра).

При средней цене около 100 рублей за литр средний россиянин тратит на пенный напиток около шести тысяч рублей в год.
Однако с точки зрения личных расходов эту сумму можно смело умножать на два, а то и на три. Потому что пиво, как правило, сопровождается легкими закусками в виде снеков.

По данным агентства Euromonitor, за прошлый год объем продаж несладких снеков в России превысил 240 миллиардов рублей. Примерно половина этой суммы пришлась на картофельные чипсы, четверть — на соленые закуски (палочки, сушки, хлебные сухарики). Остальное — орехи, семечки, закуски из рыбы и морепродуктов и прочее.

Особенно быстро растет потребление сухариков — объемы продаж увеличиваются примерно на пять процентов в год. Этому способствует расширение домашнего потребления сухариков ради экономии на посещении кафе и кинотеатров. Но главное — сухарики заметно дешевле большинства снеков (таких как чипсы, морские снеки, орехи, сухофрукты), что для многих решающий фактор.

Здоровый перекус
Главные компоненты самых популярных снеков (чипсов, сухариков, крекеров, палочек и тому подобного) — углеводы, жиры, соль и ароматизаторы.
Между тем, как свидетельствуют результаты глобального исследования предпочтений потребителей в отношении продуктов питания, проведенного компанией Nielsen, 67% российских потребителей стараются следить за своим рационом, чтобы предотвратить такие болезни, как ожирение, сахарный диабет, атеросклероз, гипертония и другие.

Поэтому в последние годы активно развивается новая категория снеков для здорового питания: фруктово-ореховые смеси, батончики на основе злаков, орехов и переработанных сухофруктов, печенье со злаками и тому подобное.

В прошлом году расходы на подобные виды продуктов выросли на 38,9% — до 30,6 миллиарда рублей. Сумма сравнительно небольшая, однако следует учитывать, что средние показатели мало о чем говорят.

Потребители полезных снеков — это достаточно компактная категория населения. В основном жители мегаполисов с уровнем доходов выше среднего. И в их личных бюджетах расходы на здоровый перекус исчисляются сотнями рублей в неделю.

Сладкая жизнь
Здоровые снеки правильнее считать кондитерскими изделиями, однако они не могут полностью заменить традиционные сладости. А на различную «кондитерку» россияне тратят порядка 500 миллиардов рублей в год.

Больше всего — на печенье в упаковке (22% в натуральном и 12% в денежном выражении). Это следствие кризиса, вынудившего отказываться от дорогих продуктов в пользу бюджетных.

В кризисные годы увеличились продажи недорогой продукции с длительным сроком хранения (печенье, пряники, сушки, сдобные сухари), тогда как продажи изделий из шоколада, а также мучных кондитерских скоропортящихся изделий (тортов, пирожных) заметно упали.
Ситуация начала меняться только с 2016 года.

Сейчас опережающими темпами растут продажи развесных шоколадных конфет и шоколадных плиток. В среднем за прошлый год россияне купили по два с половиной килограмма шоколада на человека, однако жители Москвы и Санкт-Петербурга съели вдвое больше — в среднем по 50 стограммовых плиток каждый.

Еще одна важная статья расходов обитателей мегаполисов — кофе. Примечательно, что этот напиток в стране уже популярнее чая: на рынке горячих напитков кофе занимает 52,9% в натуральном и 59,1% в денежном выражении.

В целом по России предпочтение отдают растворимому кофе — 38,7% в натуральном и 48,5% в денежном выражении. Однако в городах-миллионниках его быстро вытесняет натуральный (молотый и в зернах) благодаря все большему распространению домашних и офисных кофеварок.
Сейчас на Москву и Санкт-Петербург приходится около 25% продаж растворимого кофе и половина — кофейных зерен и молотого кофе. В частности, 96% москвичей пьют кофе дома, 54% — на работе, 20% — в кофейнях. Восемь процентов столичных жителей регулярно берут кофе на вынос.

Считаем деньги
Пора подвести итоги. Наш типичный житель мегаполиса выкуривает полпачки сигарет в день: утром, вечером и устраивает перекур каждый час в течение рабочего дня. Это 300 рублей в неделю. Каждый день он покупает стаканчик кофе «на вынос» в кофейне или две-три чашки из кофе-автомата. Еще 600 рублей в неделю.

Две бутылки пива и к ним две пачки чипсов на уик-энд (300 рублей). И плюс плитка шоколада в неделю, чисто для удовольствия (100 рублей).
Итого — 1300 рублей в неделю, 67 600 рублей в год.

Для сравнения: по данным Ассоциации туроператоров России, тур в Грецию на двоих на семь дней сейчас можно купить за 38 980 рублей.

То есть денег, потраченных за год на малополезные привычки, хватило бы на дополнительный полноценный отпуск за границей.

Но отпуском упущенные возможности не ограничиваются. В частности, средства, потраченные на вредные привычки, можно было бы положить на депозит в банк. Если ежегодно класть 67 600 рублей на депозитный счет под десять процентов годовых, за десять лет сумма на депозите составит один миллион 185 тысяч рублей. Это среднестатистическая зарплата гражданина России за 28 месяцев.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments