3 Июня

3 июня 1785 г.
233 года назад

День рождения парашюта – Франсуа Бланшар продемонстрировал сконструированный им парашют


С таким парашютом и море по колено!

Первый эскиз парашюта нарисовал Леонардо да Винчи в 1483 году. «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, – писал гениальный ученый, – то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя».

Парашют Леонардо был похож на современный, однако отсутствие практической надобности в его применении служило препятствием для изготовления подобных снарядов. Только развитие воздухоплавания спустя 200 лет и частые катастрофы побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты.

Впервые построил и испытал такое устройство французский физик Ленорман, который и дал ему название – «парашют» (от греческого «пара» – против и французского «шюте» – падение).

Он имел конусообразную форму, был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен изнутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев. Однако никто из воздухоплавателей так и не воспользовался изобретением, хотя успешные опыты с животными, которых изобретатель сбрасывал на своем парашюте с балкона обсерватории в Монпелье с высоты 26 метров, доказали его надежность.

3 июня 1785 года французский воздухоплаватель Франсуа Бланшар (1753–1809) продемонстрировал в Лондоне сконструированный им парашют для прыжков с воздушного шара. Сам Бланшар опробовать свое изобретение не решился и с высоты 300 м скинул на парашюте собаку.

Животное приземлилось благополучно. Спустя год в Гамбурге Бланшар провел следующий эксперимент. На этот раз с неба на землю спустился баран.

Первым смельчаком, который с парашютом прыгнул с воздушного шара, стал французский аэронавт Андре-Жак Гарнерен. Случилось это 22 октября 1797 года. Его прыжок с высоты 400 метров над парижским парком Монсо стал первым в Европе.

Сегодня область применения парашютных систем очень широка. Персональные или десантные парашюты используются для десантирования с воздуха, спасения людей и как спортивные снаряды в парашютизме. Применяются также парашюты грузовые, тормозные, стабилизирующие, парашюты космических аппаратов и другие разновидности.

3 июня 1927 г.
91 год назад

В Москве снесены Красные ворота


Вид Красных ворот в Москве

Красные ворота в Москве — пышная триумфальная арка в стиле барокко — были построены в 1709 году по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве. Позже Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Но через 8 лет ворота сгорели при большом пожаре и были восстановлены в 1742 году уже по случаю коронации Елизаветы Петровны.

В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять пострадали от огня. По этому случаю в 1753 году Сенат распорядился восстановить ворота.

Строительство Красных ворот длилось четыре года. Архитектор Дмитрий Ухтомский украсил их богатой лепниной, росписями и бронзовыми фигурами, которые символизировали мужество, верность, изобилие, бодрствование, экономию, постоянство, Меркурия и милость.

К началу 20 века ворота сильно обветшали, сбилась лепнина, стерлись богатые росписи. Весной 1926 года ворота, наконец, отреставрировали, однако, уже в декабре Президиум Моссовета из-за необходимости «урегулировать уличное движение» принял решение их снести.

К уничтожению памятника приступили 3 июня 1927 года. Многие редкостные элементы и барельефы из белого камня, украшавшие ворота, были разбиты, разломаны и расколоты. После сноса Красных ворот площадь еще раз подверглась реконструкции.

В 1928 году Президиум ВЦИК разрешил Моссовету снести и стоявший рядом с Красными воротами памятник 17 века – церковь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Такая же судьба постигла многие другие святыни Москвы.

3 июня 1943 г.
75 лет назад

Создан Французский комитет национального освобождения


Шарль де Голль

3 июня 1943 года в Алжире в результате соглашения между руководителем Французского национального комитета Шарлем де Голлем и главой французской администрации и командующим армией в Северной Африке Анри Жиро был создан орган центральной французской власти – Французский комитет национального освобождения (ФКНО).

Комитет представлял государственные интересы Французской Республики и руководил действиями французских патриотов в антифашистской коалиции в 1943–1944 годах. В июне – ноябре 1943 года де Голль и Жиро были сопредседателями ФКНО, с ноября его единоличным руководителем стал де Голль.

26 августа 1943 года ФКНО был признан СССР, США и Великобританией. Комитет заявил о решимости продолжать борьбу против фашистских держав в целях полного освобождения французской территории. Он обязался восстановить «все французские свободы, законы республики и республиканский режим».

В ноябре 1943 года в состав ФКНО вошли представители некоторых организаций внутреннего Сопротивления, а в апреле 1944 года – два представителя Французской компартии.

Под властью ФКНО объединились почти все бывшие французские колонии и значительные вооруженные силы. Его общее руководство признавали центральные органы внутреннего Сопротивления.

2 июня 1944 года ФКНО принял название Временного правительства Французской Республики.

3 июня 1965 г.
53 года назад

Американский астронавт Эдвард Уайт стал первым американцем и вторым в мире человеком, вышедшим в открытый космос


Эдвард Уайт в открытом космосе

В 1959-1960 годах американский летчик Эдвард Уайт прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния) и получил назначение в Отделение авиационных систем на авиабазу Райт-Паттерсон (возле Дейтона, штат Огайо). Именно здесь произошло его первое соприкосновение с космической работой.

Уайт был пилотом самолета KC-135, который использовался для полетов по параболической траектории для создания кратковременной невесомости. В его самолете готовились к полетам все астронавты первого набора НАСА. В сентябре 1962 года во время второго набора НАСА Уайт прошел все медицинские тесты и был зачислен в группу астронавтов.

3 июня 1965 года в качестве пилота корабля «Gemini-4» он отправился в космос. Во время этого полета Уайт первым из американских астронавтов (и вторым человеком в мире) вышел в открытый космос и в течение 36 минут работал там. Для маневрирования в космосе он использовал ручную реактивную установку. Продолжительность всего полета составила четверо суток.

21 марта 1966 года Эдварда назначили пилотом командного модуля в экипаж первого пилотируемого полета по программе «Apollo». В январе 1967 года во время одной из тренировок в корабле возник пожар, и все члены экипажа, включая Уайта, погибли. Посмертно Эдвард Уайт был награжден Космической медалью почета конгресса США.

3 июня 1989 г.
29 лет назад

В Челябинской области произошла крупнейшая в истории России железнодорожная авария


В результате железнодорожной аварии под Уфой погибло 575 человек

Трагедия в 11 км от города Аша (Челябинская область) произошла из-за утечки газа из проходящего рядом трубопровода Сибирь – Урал – Поволжье. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления.

В результате через метровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легко-воспламеняемых веществ, которые скопились в низине в виде «газового озера».

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

3 июня 1989 года в 23:15 по московскому времени в момент прохождения встречных пассажирских поездов «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск» произошел взрыв газового облака и вспыхнул гигантский пожар.

Сила взрыва была такой, что за несколько километров от его эпицентра на центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла. Железнодорожные рельсы скрутило в немыслимые петли. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.

В огне погибло 575 человек, 623 получили тяжелые ожоги и на всю жизнь остались инвалидами. В составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорели.

В ходе расследования следственная группа установила, что причиной аварии стало некачественное выполнение «врезки обвода» на трубопроводе из Нижневартовска в Уфу.

Судебное разбирательство по делу аварии продолжалось шесть лет. К ответственности по делу было привлечено десять должностных лиц, в основном строителей.

В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments