13 Мая

13 мая 1754 г.
264 года назад

Указом Елизаветы Петровны учрежден первый в России государственный банк

Елизавета Петровна поощряла дворянское предпринимательство Начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине 18 века. Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России. В царствование Анны Иоанновны, когда уже существовала большая потребность в кредитах, в России была создана «Монетная контора», которая выдавала ссуды под обеспечение золота и серебра с «взысканием» 8%.

Это стало первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений. Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, которая, вступая на престол, провозгласила себя продолжательницей дела своего великого отца – Петра I. Следование «петровским началам» обусловило, в частности, интерес императрицы к экономическим вопросам, развитию промышленности и торговли.

Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела своим Указом от 13 мая 1754 года учредить Дворянский заемный банк в Петербурге с отделением в Москве, чтобы выдавать ссуды помещикам под залог земли. Это был первый в России государственный банк. Материальное благополучие дворянства составляло вообще важный объект для непосредственных забот правительства.

Поэтому заемный банк обеспечивал дворянам дешевый кредит (за 6% в год) в довольно крупных суммах (до 10000 рублей, что тогда было очень значительной суммой) под залог движимого и недвижимого имущества. А с 1766 года заемный банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6% годовых. В последующие годы банковское дело в России активно развивалось, создавались новые банки.

13 мая 1836 г.
182 года назад

Началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург – Царское Село – Павловск


Поезд Царскосельской железной дороги 1837 года

(1) 13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург – Царское Село – Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Ф.Герстнер. Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России.

После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн. рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован. Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек.

Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки. В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей. Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты).

Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек. Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги.

Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут. На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час. Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Многие называли ее «увеселительной». Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.

13 мая 1950 г.
68 лет назад

В английском городе Сильверстоуне прошла первая гонка первого чемпионата «Формулы-1»


Первый чемпион мира и первый победитель Гран-при итальянец Джузеппе Фарина

К началу проведения современных чемпионатов мира (Гран-при) в 1950-м году история автоспорта насчитывала уже более полувека. Еще в начале 20 века была создана и успешно функционировала Международная ассоциация признанных автоклубов AIACR, преобразованная в 1946 году в Международную автомобильную федерацию FIA. В период до Второй мировой войны ассоциация провела несколько гоночных первенств, ставших прообразом современных Гран-при (серия состязаний на Международный кубок 1900-1905 годов, чемпионаты мира для производителей гоночных автомобилей 1925-1927 годов и чемпионаты Европы 1931-1939 годов).

Популярность автоспорта постоянно росла, и в 1930-е годы автогонки приобрели репутацию одного из самых престижных и зрелищных видов спорта. Однако после окончания Второй мировой войны в Европе царила разруха, многие трассы были разрушены, заводы закрыты. Но уже 9 сентября 1945 года в Булонском лесу под Парижем прошла первая послевоенная гонка, а в 1946 году прошло уже 15 гонок – во Франции, Италии, Швейцарии и Испании. В первых послевоенных гонках участвовали любые автомобили, которые подходили под категорию спортивных.

В 1949 году Международная федерация автомобильного спорта приняла историческое решение – учредить чемпионат мира среди водителей, включив в него самые престижные национальные Гран-при. Первый чемпионат «Формулы-1» был проведен уже через год, 13 мая 1950 года, на трассе Сильверстоун, проложенной по взлетно-посадочным полосам бывшего военного аэродрома. Стартовавший на «Альфа-Ромео» 44-летний итальянский гонщик Джузеппе Нино Фарина лидировал всю гонку от старта до финиша и победил. Первая гонка проходила в присутствии членов британской королевской фамилии, в ней принимали участие сильнейшие гонщики мира того времени – Хуан Мануэль Фанхио, Луиджи Фаджиоли, Луи Розье, Редж Парнелл, Принц Бира и другие.

13 мая 1958 г.
590лет назад

Георг де Местраль зарегистрировал торговую марку застежки-липучки Velcrо


Текстильная застежка-липучка

13 мая 1958 года швейцарский инженер Георг де Местраль зарегистрировал торговую марку разработанной им самим застежки-липучки Velcrо (от французских слов velours – «бархат» и crochet – «крючок»). Так она называется в некоторых западноевропейских странах и сегодня. В английском же обиходе застежке придумали другое наименование – hooks & loops («крючки и петли»).
Застежка-липучка – вид текстильного крепления. В английском языке для обозначения часто используется термин «Velcro» – известный бренд, который не только является торговой маркой во многих странах, но и стал уже именем нарицательным. Термин «velcro» происходит от французского «velours croché» – бархат с крючками, что достаточно точно описывает саму застежку.

Георг де Местраль изобрел застежку-липучку еще в 1948 году. Идея пришла ему в голову, когда он гулял со своей собакой в Альпах, и она застряла в кустах репейника. Застежка или крепление состоит из двух слоев материала: первый слой покрыт маленькими пластиковыми щетинками-крючками, второй слой покрыт тончайшими петельками. Когда один слой прижимается к другому, крючки цепляются за петельки и удерживаются в таком положении. Для отсоединения требуется приложить некоторое усилие. Расстегивание такой застежки создает характерный громкий звук.

Данный вид застежек применяется очень широко – он прост в использовании, безопасен, не требует ухода. Особое распространение «липучки» получили в производстве одежды и обуви, заменив собой другие застежки (пуговицы, молнии и тому подобное). Применительно к военному снаряжению «липучки» используются в основном на униформе и различных деталях экипировки, в качестве застежек, а также крепления опознавательных знаков.

13 мая 1991 г.
27 лет назад

Впервые вышла в эфир телевизионная программа «Вести»


Заставка программы с апреля 2015 года

Людей всегда интересуют события, происходящие в стране и мире. И не только развлекательные, но и культурные, политические, социальные и т.д. У людей старшего поколения особенно проявляется интерес к событиям в стране и мире. И наиболее часто обсуждаемой темой в среде людей старшей возрастной группы становится политика.

В советское время с экранов телевизоров люди знакомились с достижениями отечественной науки, промышленности и сельского хозяйства, международной политикой. На фоне культивировавшегося в стране интереса к событиям, происходящим в стране, а также международной обстановке в условиях конфронтации периода «холодной войны» особое место у телезрителей занимали новости. Любители политических новостей с интересом смотрели такие передачи, как «Время», «Международная панорама», «Последние известия», «Сегодня в мире», «Человек и закон».

Изменения в политическом устройстве нашей страны в 1990-х годах, конечно же, коснулись и телевидения.

13 мая 1991 года впервые вышла в телевизионный эфир информационная программа «Вести» Всероссийской государственной телерадиокомпании. Эту передачу по праву можно отнести к ветеранам программ Российского телевидения.

У истоков создания проекта стояли – Евгений Киселёв, являвшийся одновременно и одним из ведущих программы, Олег Добродеев, ставший её главным редактором, Олег Попцов – председатель ВГТРК и генеральный директор компании Анатолий Лысенко.

Трансляция первого выпуска, который вела известная телеведущая Светлана Сорокина, началась в 17 часов по московскому времени и продолжалась 10 минут. Выход в эфир этой программы ознаменовал собой начало работы канала РТР.

С тех пор минуло много времени. График выхода в программы в эфир и продолжительность её выпусков менялись. В разные годы программу вели известные российские телеведущие: Евгений Киселёв, Светлана Сорокина, Владислав Флярковский, Арина Шарапова, Дмитрий Киселёв, Сергей Брилёв, Эрнест Мацкявичюс и многие другие.

И сегодня программа «Вести» старается донести до своих телезрителей наиболее важную, актуальную информацию. Программа выходит в эфир в разное время, а также с учётом специфики регионального телерадиовещания. Помимо основных выпусков отдельно готовятся и выходят в эфир итоговые программы, в том числе авторские, подводящие итоги событий в мире за прошедшую неделю – это «Вести в субботу» и «Вести недели».

Для освещения событий в регионах транслируется программа «Вести. Местное время». Правовые и криминальные новости доносит до телезрителей программа «Вести. Дежурная часть». В случае экстренных событий в стране (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, крупные аварии, террористические акты, важные новости в сфере международной политики и др.) график выхода в эфир программы «Вести» корректируется. Выходят внеплановые экстренные выпуски, в том числе транслирующие происходящее в он-лайн режиме.

Трансляция программы в наши дни осуществляется телеканалами «Россия-1», «РТР-Планета», «Россия-24». Адаптированные варианты передачи готовятся для ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.

Успешность телепрограммы «Вести» была подтверждена получением премии «ТЭФИ» в 1995 и 2001 годах. Профессионализм руководства и сотрудников вывели программу в ранг лучшей информационной программы. А 13 мая 2016 года программа «Вести» отметила свой юбилей: 25 лет со дня первого выхода в эфир. Она сумела завоевать популярность у телезрителей и признание среди телевизионных передач, найти свою аудиторию не только внутри страны, но и за рубежом.

13 мая 2000 г.
18 лет назад

Указом Президента в России созданы федеральные округа и институт полномочных представителей Президента РФ в них

13 мая 2000 года вышел Указ Президента РФ Владимира Путина «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим же Указом в России были созданы семь федеральных округов и утвержден их перечень.

Этим Указом Президент РФ преобразовал существовавший ранее институт полномочных представителей Президента в регионах России в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Это было сделано в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Полпред является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа. Он обязан обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента РФ.

Полпред подчиняется непосредственно Президенту РФ и подотчетен исключительно ему. Он назначается на должность и освобождается от нее главой государства, по представлению руководителя Администрации президента, на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения главой государства своих полномочий.

В задачи этого должностного лица входит, прежде всего, организация контроля над исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов о положении дел в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации и т.д.

Система федеральных округов, образованная согласно Указу, представляет собой совокупность нескольких (первоначально – семи) структурных единиц нового политического деления России. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления страны и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов – Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа Президента РФ Д.Медведева от 19 января 2010 года. А в марте 2014 года указом Президента РФ В.Путина был создан девятый федеральный округ – Крымский, в состав которого входят два субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Почти все округа состоят преимущественно или только из субъектов федерации. Единственным из округов, который почти полностью состоит из республик, является Северо-Кавказский округ. В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полпреда президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments