12 Мая

12 мая 996 г.
1022 года назад

В Киеве освящена первая на Руси каменная церковь — Десятинная

Первая на Руси каменная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12 мая 996 года, в эпоху княжения Владимира Великого. Название ее – десятинная – связано с тем, что на ее возведение и поддержание Владимир Великий выделил десятую часть своих доходов – десятину. В источниках Десятинную церковь нередко называют церковью Богородицы.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале 11 века была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Херсонеса Таврического в 1007 году. Кроме главного алтаря у церкви имелись ещё два: св. Владимира и св. Николая.

В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница. В ней были похоронены христианская супруга Владимира – византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира – Ярополка и Олега Древлянского. В 1169 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203 году – войска Рюрика Ростиславича.

В конце 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов. Раскопки руин храма начались в 30-х годах 17 века по инициативе митрополита Петра Могилы. Позже в руинах был обнаружен саркофаг князя и его супруги Анны. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе.

12 мая 1664 г.
354 года назад

Состоялась премьера комедии Мольера «Тартюф» в Версале


Комедия «Тартюф» Мольера – шедевр мировой драматургии

Великий комедиограф Франции, создатель целого ряда блистательных комедий, Мольер в своих произведениях умело сочетал пение, музыку и танец с драматургическим действием. Многие его произведения, помимо высоких художественных достоинств, имели большое общественное значение.

Если в своих ранних комедиях Мольер проводил линию социальной сатиры осторожно, то в 1660-х годах он создал свои лучшие комедии, в которых подверг критике самую верхушку французского общества. Со свойственным ему реализмом и остроумием Мольер обличал пороки, создав галерею образов – скупцов, лицемеров и развратников в поповской рясе или в напудренном парике.

В 1664 году Мольер создал комедию «Тартюф, или Лицемер», в которой высмеивал церковников и духовенство, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления, этого смертельного врага театра и всей светской культуры. Комедия содержала в первой редакции 3 акта и предназначалась для показа на грандиозном празднике в Версале, к организации которого был привлечен и Мольер.

12 мая 1664 года в Версале состоялась премьера комедии «Тартюф, или Лицемер» Мольера на придворном празднестве «Увеселения волшебного острова», где присутствовал весь свет французского общества. Однако пьеса расстроила праздник и вызвала бурю негодования со стороны «Общества святых даров» – тайной и влиятельной организации аристократов и духовных лиц.

В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрета пьесы, а против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Именно она патронировала «Общество святых даров». Драматурга обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это отправить автора на костер.

Мольеру пришлось долго и много бороться за свою комедию. Он писал на имя короля прошение: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но это ни к чему не привело. Мольеру пришлось переделать пьесу, ослабив резкие места.

В новом виде комедия, имевшая уже 5 актов и названная «Обманщик», была допущена королем к представлению. Но после первого же спектакля в августе 1667 года Мольер получил от парижского суда запрет на постановку. Также и архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви. Только через полтора года Мольеру удалось добиться снятия запрета с «Тартюфа», он был представлен в третьей редакции, которая дошла и до наших дней. Успех был полным, но попытки запретить пьесу предпринимались и в последующие годы.

Мольеру принадлежит целый каскад блистательных комедий, но именно «Тартюф» подарила типаж, ставший бессмертным в веках, имя ее героя стало нарицательным, а сама пьеса – шедевром мировой драматургии. На русский язык эта комедия была переведена в 1757 году, тогда же состоялось ее первое представление в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день комедия «Тартюф» поставлена почти всеми театрами мира и сохраняется в репертуаре многих из них.

12 мая 1731 г.
287 лет назад

Началось судоходство по Ладожскому каналу


Карта Ладожского канала Императора Петра Великого

С начала 18 века транспортное обеспечение Санкт-Петербурга, флота и войск шло из центральных губерний по водным коммуникациям. Основная связь Невы с Волгой осуществлялась через Ладожское озеро, судоходство по которому было чрезвычайно опасно — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. Поэтому Петр I решил построить в обход озера канал. По проекту канал должен был проходить на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева.

Его длина по проекту составляла 111 км (104 версты) от города Новая Ладога до Шлиссельбурга, ширина по поверхности воды — 21 м (10 саженей). Канал планировался без шлюзов, глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера. Строительство началось в марте 1719 года. Изначально работами руководил генерал-майор Г.Скорняков-Писарев. К строительству были привлечены тысячи людей — крестьяне, вольнонаемные и воинские части. Из-за тяжелых условий труда и плохой организации быта и производства на стройке была очень высокая смертность, а в связи с небрежным ведением дел руководителя работ на начальном этапе строительство сильно затянулось.

12 мая 1945 г.
73 года назад

Открылся Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

Новосибирский академический театр оперы и балета – один из крупнейших в России, по праву является архитектурным символом столицы Сибири. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры, не имеющее аналогов в мире по своей грандиозности и масштабности: здесь должны были происходить праздничные торжества, предусматривавшие возможность выхода на большую сцену театра целых колонн демонстрантов, выезд тракторов и машин.

Строительство уникального здания было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А.Щусева был разработан новый проект. Архитектура здания уникальна – его основой является огромный купол диаметром 60 метров над зрительным залом в 2000 мест, построенный без использования контрфорсов и ферм.

Такая конструкция стала первой в Европе, и проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Большой зал окружен обширным кольцевым фойе, многочисленными дополнительными помещениями и малыми залами. Общая площадь здания – около 12 тысяч квадратных метров, а физический объем его помещений превышает объем московского Большого театра.

После начала Великой Отечественной войны в здании Новосибирского оперного театра было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей мирового значения. В помещениях театра были размещены экспонаты государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, ленинградских музеев, горьковского, смоленского, сумского музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, ценности украинских музеев и прочее.

В начале лета 1942 года, в тяжелейшее для страны время, Совнарком СССР постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных пусковых объектов.

Открытие театра состоялось 12 мая 1945 года оперным спектаклем Михаила Глинки «Иван Сусанин», генеральная репетиция которого прошла 9 мая 1945 года. Театр был первым из российских не столичных театров, получивший звание «академический» в 1963 году.

12 мая 2004 г.
14 лет назад

В Англиканской церкви введена должность веб-священника


Элисон Лесли – первый веб-священник

12 мая 2004 года в Англиканской церкви была введена должность веб-священника, в обязанности которого входит опека нового прихода, который существует исключительно в сети.

Элисон Лесли, действующему женщине-священнику, было поручено опекать интернет-церковь, общину верующих со всего мира. «Это люди, которые будут совместно молиться в чатах, совершать веб-мессы и заниматься общественной деятельностью посредством электронной почты» – сообщила BBC.

Впервые подобное интернет-сообщество получило полное признание Англиканской церкви. Несмотря на то, что прихожане новой церкви проживают в разных странах, церковь номинально является частью епархии Оксфорда.

Элисон Лесли, чья кандидатура была утверждена в должности интернет-священника, утверждала, что на момент создания интернет-церкви уже более 700 человек изъявили желание участвовать в ее богослужениях и деятельности.

«Это очень широкий круг людей, – сообщила Лесли, – одни верующие работают за рубежом, другие пребывают в странах, где невозможно открыто исповедовать христианскую веру. Есть и такие, кто был настроен против Церкви, но желает найти новый язык общения с Богом, став прихожанином подобного прихода».

По мнению самих священнослужителей, интернет-церковь – это еще один путь к Богу. Ведь возможно, для некоторых это станет основной Церковью, а некоторые будут прибегать к подобному молитвенному общению время от времени. Лесли утверждает, что ее опыт молитвенного общения через интернет показывает, что это очень дружелюбное общение, полное великодушия и взаимной поддержки.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments