14 Апреля

14 апреля 1801 г.
217 лет назад

Александр I упразднил Тайную экспедицию Сената и отменил пытки при допросах


Император Александр I в Сенате объявил о ликвидации Тайной экспедиции и запретил пытки при допросах

Сыск был развит во времена многих русских правителей. Например, при Петре I для данных дел был создан Преображенский приказ, в ведении которого находились все политические дела, ему подчинялись все учреждения, каким-либо образом связанные с политическим сыском.

При Анне Иоанновне для этих целей была учреждена Канцелярия тайных розыскных дел (1731), чья деятельность строилась на доносах и которая подчинялась императрице лично. Причем страдали от такой деятельности не только обычные люди, но и представители дворянства.

Непопулярность Канцелярии в русском обществе была настолько велика, что Петр III ликвидировал её в 1762 году, но это было ненадолго. Уже Екатерина II, взойдя на престол в результате дворцового переворота, подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, но другим актом тут же утвердила Тайную экспедицию при Сенате.

Именно при Екатерине II эта «спецслужба» достигла своего расцвета, став центральным государственным учреждением России, органом политического надзора и сыска. Императрица лично руководила особо важными расследованиями, по которым приговоры утверждала сама, в том числе по делам Е.Пугачева, Н.Новикова, А.Радищева и других. Следствие происходило часто с применением жестоких телесных наказаний.

Основное место в деятельности Тайной экспедиции, по традиции, занимали доносы и пытки. Причем главным доказательством вины считалось собственное признание подозреваемого, которого добивались всеми возможными способами. Экспедиция была максимально закрытым органом, что наводило страх на жителей империи. Завершилась история этого органа с приходом на престол Александра I.

(2) 14 апреля 1801 года Император Александр I в Сенате объявил о ликвидации Тайной экспедиции и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством, а также запретил пытки при допросах.

С этого момента данные дела должны были рассматриваться местными судебными учреждениями «на тех же самых правилах, каковые и во всех уголовных преступлениях наблюдаются». Для лиц «простого звания» эти судебные решения утверждали губернаторы, а судьбу дворян окончательно решал Сенат.

14 апреля 1848 г.
170 лет назад

В России учрежден секретный цензурный комитет для наблюдения за печатью


Граф Бутурлин

В результате неспокойной политической обстановки в Западной Европе и России в середине 19 века была ужесточена цензура. Еще в начале марта 1848 года Николай I распорядился:

«Необходимо составить комитет, чтобы рассмотреть, правильно ли действует цензура, и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы».

Уже 9 марта 1848 года с этой целью был создан Особый комитет, председателем которого был назначен морской министр князь Меншиков. 14 апреля того же года на смену временному меншиковскому комитету пришел постоянный секретный Комитет, прозванный «бутурлинским», по имени его председателя – графа Д.П. Бутурлина.

Официальное название этого органа было таким – «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений».

Этот комитет явился главным оплотом «цензурного террора» конца 1840-х – начала 1850-х годов. Он просуществовал до конца 1855 года. За все годы существования комитета лишь «Северная пчела», «Библиотека для чтения» и «Москвитянин» получили его одобрение.

«Отечественные записки», «Современник» и другие прогрессивные издания были строжайше предупреждены. По докладам комитета был сослан в Вятку Салтыков-Щедрин, выслан в Спасское-Лутовиново Тургенев.

Цензуре, кстати, были подвергнуты не только новые статьи, но и уже опубликованные — в том случае, когда их собирались перепечатывать другие издания. Бутурлин даже в Евангелие смог усмотреть демократический характер, а в формуле «официальной народности» – революционность. В результате закрылись многие издания, в частности, «Литературная газета». А отдел литературной критики пришел в упадок.

14 апреля 1908 г.
110 лет назад

Вышел первый номер юмористического еженедельника «Сатирикон»


Условия подписки на журнал Сатирикон

В этот день в 1908 году, выпавший по старому стилю на 1 апреля – день розыгрышей и шуток, в Петербурге вышел первый номер юмористического еженедельника «Сатирикон». Этот журнал сразу завоевал расположение читателей.

Название журнала было позаимствовано у знаменитого плутовского романа Петрония Арбитра, созданного во времена императора Нерона.

Уже после выхода восьмого номера издание, «исправляющее общество с помощью сатиры», приобрело бесценного редактора – писателя Аркадия Аверченко.

На страницах «Сатирикона» выступали такие звезды сатиры, как Саша Черный, Тэффи, публиковался в журнале и Владимир Маяковский. Иллюстрировали журнал художники Борис Кустодиев, Леон Бакст и другие.

С тех пор деятели русской культуры Серебряного века, принимавшие участие в издании журнала, обобщенно называются «сатириконовцами».

Сам же журнал издавался в Петербурге до 1914 года, а затем выходил другой журнал – «Новый Сатирикон», издававшийся частью авторов старой редакции. Но после революции 1917 года и он был закрыт, а большинство авторов эмигрировали из страны.

14 апреля 1927 г.
91 год назад

Первый автомобиль «Вольво» сошел с конвейера в шведском городе Гетеборге


Сегодня День рождения компании «Volvo»

Днем рождения компании «Вольво» (VOLVO) принято считать 14 апреля 1927 года, когда с конвейера нового завода в шведском городе Гетеборге сошел первый серийный автомобиль.

У истоков основания этой всемирно известной компании стояли два способных инженера Ассар Габриэльссон (Assar Gabrielsson) и Густаф Ларсон (Gustaf Larson), работавшие тогда в концерне СКФ (SKF) по производству подшипников. Легенда гласит, что однажды летним вечером 1924 года, сидя в стокгольмском ресторане «Sturehof» за кружкой пива, эти два молодых человека решили взяться за выпуск автомобилей. Тут же один из них предложил и название «Volvo» – от латинского глагола «volvere», что означает «катиться, вращаться».

Изначально «Вольво» была создана как дочерняя компания SKF, поскольку концерн осуществлял и покровительство, и финансовую поддержку. А Габриэльссон и Ларсон взялись за разработку первой модели. Они хотели построить автомобиль, который был бы приспособлен к дорожным условиям и климату Швеции. В 1926 году был изготовлен прототип.

И вот 14 апреля 1927 года с конвейера нового завода в шведском городе Гетеборге под маркой «Volvo» сошел первый серийный легковой автомобиль «OV-4». С этого дня и началась эпоха шведской индустриальной истории. Сразу же был создан и фирменный знак компании – «символ Марса» – круг со стрелой – символ единства, законченности и стремления к совершенству, который и сегодня, как и в самом начале, гордо располагается в центре решетки радиатора.


Первый серийный легковой автомобиль «OV-4» марки «Volvo»

Этот первый серийный автомобиль, ласково прозванный Якобом, был оборудован 1,9-литровым 4-цилиндровым двигателем с боковыми клапанами, мощностью 28 л.с. Он был спроектирован по американскому дизайну, имел мощное шасси и независимую подвеску с длинными рессорами спереди и сзади. Максимальная скорость автомобиля была 90 км/ч. Под обозначением «OV-4» он предлагался с открытым кузовом, вариант «PV-4» был седаном. Открытая версия стоила 4,800 шведских крон, «PV-4» – 5,800 шведских крон на момент начала производства.

Причем, стоит отметить, что именно состоятельные клиенты были покупателями автомобилей марки «Volvo» в 1930-е годы – ведь эта марка изначально позиционировалась, как автомобиль для богатых людей. Не зря уже одни из первых моделей оснащались шестицилиндровым двигателем.

После выпуска первых моделей все работы по сборке последующих автомобилей компании были перенесены в Гетеборг и близлежащий Хисинген, производственные площадки «Volvo». Тогда же начала складываться базовая концепция и генеральная линия развития фирмы – безопасность, высокое качество и надежность автомобилей и их узлов, изготовленных на конвейере.

Вскоре за легковыми последовало создание обширного семейства грузовых машин. В 1928 году компания произвела свой первый грузовик, что стало явным успехом. Грузовики, а немного позже и автобусы, стали преобладать в продукции «Volvo» на протяжении первых десятилетий. Уже в 1935 году компания обретает полную независимость от SKF.

Начало Второй мировой войны практически не повлияло на деятельность «Volvo», продолжавшей спокойно и плодотворно трудиться, выпускать новые модели легковых и грузовых автомобилей, газовых установок и специальных армейских машин. Этому способствовал объявленный в феврале 1940 года нейтралитет Швеции. Но с наступлением мира военная автотехника постепенно стала одной из важнейших сфер деятельности компании. Первое время она продолжала выпуск армейских вариантов коммерческих грузовиков, но в начале 1950-х годов в программу вошли полноприводные военные машины, разработанные специально для вооруженных сил Швеции и соседних стран.

К середине 1950-х годов относится расцвет компании: в 1956 году стартовал экспорт шведских автомобилей в США, возрос объём производства автомобилей. Следует отметить, что в эти годы на Volvo работал Нильс Ивар Болин, автор трехточечных ремней безопасности. Модели Volvo PV444 и P120 Amazon стали первыми в мире, оснащенными этими элементами. А в 1990 году за встроенное детское сиденье и трехточечные ремни безопасности к этому сиденью в Великобритании «Volvo» была награждена Призом принца Майкла и Автомоторного клуба.


Современные грузовики «Volvo» – безопасность и качество

Сегодня «Вольво» (Volvo Aktiebolaget) – шведский концерн, производящий коммерческие и грузовые автомобили, автобусы, двигатели различного назначения, разнообразную сельскохозяйственную, лесную и бытовую технику, а также различное оборудование. Свое производство легковых автомобилей «Volvo» продал в 1999 году концерну «Ford», который в 2010 году перепродал его концерну «Geely».

Штаб-квартира «Volvo» находится в городе Гетеборг (Швеция). Акции концерна разделены между многими владельцами. Торговая марка «Volvo» принадлежит одновременно концерну «Volvo» и компании «Volvo Personvagnar AB». Кроме того, концерну «Volvo» принадлежат марки: Renault Trucks, Mack, Nissan Diesel, Prevost, Nova Bus. Концерн делится на 9 производственных компаний и 11 бизнес-подразделений, имеет свои заводы в Европе и Азии.

Компания «Volvo» является одним из крупнейших в мире изготовителей наиболее надежных, мощных и комфортабельных автомобилей современности, а ее продукция сегодня по праву определяет мировой прогресс в автомобилестроении. Следуя своему главному и основополагающему принципу – безопасности, именно эта шведская компания внесла, и продолжает вносить, многие инновационные решения в области безопасности автомобилей.

14 апреля 1929 г.
89 лет назад

В Монте-Карло проведен первый Гран-при Монако


Гран-при Монако – одна из самых знаменитых автогонок в мире

Гран-при Монако (фр. Grand Prix de Monaco) – один из самых сложных и престижных этапов гонки «Формулы-1» на городской трассе Монте-Карло в княжестве Монако.

Впервые эта гонка состоялась 14 апреля 1929 года. Она стартовала в 13:30 под покровительством Почетного Президента «Автомобильного Клуба Монако» Его Светлости Принца Луиса II. В автопробеге 1929 года приняло участие 16 гонщиков, которые должны были пройти 100 кругов общей протяженностью 318 км. Победителем первого Гран-при стал Williams, представлявший команду «Molsheim» на автомобиле «Bugatti 35-B».

Так было положено начало Гран-при Монако – гонке, которая сегодня наряду с Ле Ман (Mans 24 hour) и Индианаполис (Indianapolis 500) является одной из самых знаменитых автогонок в мире, на старт которой ежегодно, вот уже более 80 лет, выходят лучшие гонщики планеты.

Стоит отметить, что появление Гран-при Монако в международном календаре автоспорта – это заслуга Президента Гран-при Антони Ноэса (Anthony Noghes), который еще в середине 1920-х годов с друзьями организовал ассоциацию «Automobile Club de Monaco». И вот благодаря его усилиям, огромному желанию и организаторскому таланту, и, конечно же, при активной поддержке и заинтересованности Принца Луиса II, стартовало это событие, которое с годами приобрело мировой масштаб в самом маленьком (после Ватикана) европейском государстве.

Но чтобы гонки были признаны Международной Автомобильной Федерацией (International Automobile Federation), они должны проходить на территории государства-организатора. В Монако Гран-при мог проходить только по улицам Княжества. Сама идея не была нова, поскольку в то время автогонки проводились в ряде городов. И после проведения топографических исследований была выбрана трасса Гран-при.

В 1929-1948 годах, когда «Формулы-1» еще не существовало, Гран-при Монако проводились как независимые спортивные соревнования. Первый же Гран-при как этап гонки «Формулы-1» прошел 21 мая 1950 года и сегодня считается одной из самых престижных гонок в этом мировом чемпионате.

Гран-при Монако осталась последней гонкой «Формулы-1», проходящей по городским улицам
Трасса соревнований претерпела некоторые изменения по сравнению с первоначальной линией – до 1950 года длина гоночного кольца составляла 3180 метров. В настоящее время длина круга в Гран-при составляет 3367 м, вся дистанция – 78 кругов. Длина гоночной дистанции – 260520 м. Трасса в Монако – самая короткая в чемпионате, самая узкая и самая медленная (средняя скорость прохождения трассы возросла с 80 км/ч на первом Гран-при Монако до сегодняшних 152 км/ч), но и самая опасная.

Узкие, заключенные в стальные барьеры, повороты Монте-Карло не прощают ни единой ошибки и требуют от гонщиков предельной концентрации. В отличие от большинства современных трасс, где главную роль играет мощность моторов, в Монте-Карло на первое место выходит мастерство пилотов, хотя и идеальные настройки болида очень важны.

Также стоит отметить, что сегодня эта захватывающая гонка осталась последней, наравне с Гран-при Сингапура, гонкой «Формулы-1», проходящей по городским улицам, а не на специально построенной трассе, что тоже придает ей особую прелесть – ведь зрители находятся в непосредственной близости от проносящихся болидов. Хотя совершенно очевидно, что трасса в Монако не соответствует тем требованиям безопасности, которые выдвигает Федерация.

Сегодня о легендарной гонке Гран-при Монако известно во всем мире даже тем, кто не является страстным поклонником автоспорта. Она по праву считается одной из самых ярких, престижных и сложных гонок в чемпионате «Формулы-1».

14 апреля 1961 г.
57 лет назад

В Советском Союзе учреждено звание «Летчик-космонавт СССР»

Удостоенным почетного звания «Летчик-космонавт СССР» вручался серебряный нагрудный знак
14 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было учреждено почетное звание «Летчик-космонавт СССР» в ознаменование первого в мире космического полета человека на корабле-спутнике «Восток», стартовавшем 12 апреля 1961 года.

Впервые этого звания был удостоен, конечно, Юрий Гагарин. В дальнейшем это почетное звание было присвоено всем советским космонавтам.

Удостоенным почетного звания космонавтам также вручалась грамота Президиума Верховного Совета СССР и серебряный нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР», номер которого, как правило, совпадал с порядковым номером космонавта. Нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР» предписывалось носить на правой стороне груди. Если человек, удостоенный этого звания, уже был награжден орденами СССР, то нагрудный знак размещался над ними.

Всего до конца 1991 года в космос слетало 72 гражданина Советского Союза, и все они получили это почетное звание. Последним «Летчиком– космонавтом СССР» (знак №72) в 1991 году стал Токтар Аубакиров, за осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир».

20 марта 1992 года Законом РФ было установлено звание «Летчик-космонавт Российской Федерации». Новый нагрудный знак отличался от прежней награды только российской символикой. В частности, вместо надписи «СССР» появилась надпись «Россия», а вместо красного силуэта территории Советского Союза – синий силуэт территории Российской Федерации. Красный цвет ленточки на колодке сменился триколором, соответствующим государственному флагу.

Нумеровать российских космонавтов стали заново. Почетный знак № 1 получил возвратившийся из первого космического полета Александр Калерии 10 августа 1992 года. С тех пор одновременно летают в космос и летчики-космонавты СССР, и летчики-космонавты Российской Федерации.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments