5 апреля

5 апреля 1722 г.
296 лет назад

Экспедиция адмирала Якоба Роггевена открыла остров, названный ими островом Пасхи

5 апреля 1722 года экспедиция адмирала Якоба Роггевена, отправленная голландской Вест-Индской компанией в августе 1721 года на поиски гипотетического Южного материка, открыла небольшую уединенную гористую землю.

Открытие мореплаватели сделали в первый день христианской Пасхи, после того, как благополучно обошли Южную Америку, вышли в Тихий океан и взяли курс на северо-запад на восьмом месяце плавания. Остров, естественно, в честь праздника и назвали.

Голландцы были поражены видом «разноцветных» туземцев: чернокожих и краснокожих, однако еще большее впечатление на них произвели расставленные по берегу гигантские, до 20 метров высотой, каменные истуканы. Их называли «моаи». Некоторые моаи были в «шапках» из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. Каким образом они доставлялись к побережью, неизвестно. По легенде они «шли» сами.

Сегодня остров Пасхи — территория Чили, а Моаи — одна из главных достопримечательностей и «приманок» для туристов. Местное название острова — Рапа-Нуи. В художественной литературе встречается также название Вайгу.

Наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3703 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, — 1819 км.

5 апреля 1818 г.
200 лет назад

В ходе войны за независимость испанских колоний в Южной Америке освободительная Андская армия Хосе де Сан-Мартина разгромила испанцев

5 апреля 1818 года в ходе войны за независимость испанских колоний в Южной Америке в долине реки Майпу (сегодня до тех мест добрались пригороды чилийской столицы Сантьяго) освободительная Андская армия Хосе де Сан-Мартина разгромила испанцев во главе с генералом Мариано Осорио.

В результате этой победы был достигнут решающий успех в борьбе за свободу Чили, которым повстанцы обязаны полководческому искусству своего вождя – Сан-Мартина. Он стремительно перешел через Анды, преодолев перевалы до четырех тысяч метров высотой, и застиг противника врасплох.

В итоге силы метрополии в Южной Америке были деморализованы. Испанцы потеряли две тысячи человек убитыми и три тысячи пленными. Патриоты же понесли гораздо меньшие потери – они недосчитались только тысячи человек.

Вскоре революционный вождь без особого труда очистил от них Перу и соединился с Симоном Боливаром, который наступал с севера.

5 апреля 1874 г.
144 года назад

В Вене впервые исполнена знаменитая оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына

Оперетта «Летучая мышь» И.Штрауса является классическим образцом жанра венской оперетты
Иоганн Штраус (сын) – выдающийся австрийский композитор и дирижер. Его творческое наследие включает в себя около 500 оркестровых танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Он автор полек, галопов, оперетт, комической оперы «Рыцарь Пазман» и балета «Золушка».

Штраус-сын вошел в историю музыки, прежде всего, как мастер классического венского вальса, но также он получил известность как создатель оперетт. Одной из самых известных и блестящих его работ в этом жанре стала оперетта «Летучая мышь». Известно, что в основу сюжета положен реальный случай, имевший место в Париже. Эпизод так вдохновил композитора, что ему потребовалось лишь шесть недель, чтобы написать партитуру.

5 апреля 1874 года в Вене оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына впервые была исполнена в театре «Ан дер Вин». Это удивительно, но «Летучая мышь» была холодно принята той самой изысканной венской публикой, которая боготворила Штрауса за вальсы. Оперетта не выдержала и двадцати представлений в первом сезоне, после чего была снята с репертуара театра.

Однако в Берлине это произведение Штрауса имело огромный успех, еще более восторженно его приняли парижане. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки «а ля Штраус» и галстуки «Летучая мышь». Лишь после такого триумфа в Европе эта оперетта, вновь поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.

В дальнейшем вальсы Штраус писать не перестал, но также создал множество прекрасных оперетт. Из шестнадцати написанных композитором произведений данного жанра лучшей, бесспорно, можно назвать именно «Летучую мышь».

Через 20 лет после первого исполнения шедевр Штрауса поставил в Гамбурге австрийский композитор и дирижер Густав Малер, приблизив «Летучую мышь» к жанру комической оперы. Также к данной оперетте обращались и другие выдающиеся музыканты. Кроме Малера «Летучую мышь» ставили Б.Вальтер, Ф.Вейнгартнер, Г.Кнаппертсбуш. Трижды обращался к ней дирижер Г.Караян.

Оперетта «Летучая мышь» является классическим образцом жанра венской оперетты. Это произведение и по сей день неизменно присутствует в репертуаре многих оперных театров мира, пользуясь любовью и популярностью у самой широкой аудитории, благодаря чарующей музыке великого маэстро Иоганна Штрауса-сына.

5 апреля 1955 г.
63 года назад

Уинстон Черчилль подал в отставку с поста премьер-министра Англии, завершив свою политическую карьеру

Уинстон Черчилль вошел в историю как самый яркий английский политик 20 века
5 апреля 1955 года после более чем 50 лет выдающейся политической карьеры сэр Уинстон Черчилль подал в отставку с поста премьер-министра Великобритании. Это был окончательный его уход с этого поста и из большой политики. В 1964 году он в последний раз присутствовал на заседании палаты общин…

Черчилль вошел в историю Великобритании как самый яркий английский политик 20 века, находившийся у власти в течение правления шести монархов – начиная с королевы Виктории и до её праправнучки Елизаветы II. Черчилль был прекрасным дипломатом и политическим деятелем.

С началом Второй мировой в мае 1940 года Черчилль был назначен премьер-министром Великобритании и сразу же занял пост Министра обороны, став верховным главнокомандующим войсками и сосредоточив в одних руках руководство всеми военными силами страны.

Важнейшей заслугой Черчилля в эти годы считается его решимость продолжать войну до победы, несмотря на противодействие ряда членов его кабинета, выступавших за достижение соглашений с гитлеровской Германией. Это в огромной степени увеличило его популярность среди соотечественников.

Годы, когда Черчилль возглавлял английское правительство и представлял свою страну в антигитлеровской коалиции, были величайшим достижением его как государственного деятеля и дипломата. Он участвовал в разработке текста Атлантической хартии (1941), в 1944 году Черчилль провел в Москве переговоры со Сталиным, разделив Европу на сферы влияния. Он активный участник Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций.

Премьер-министр довольно подозрительно и холодно относился к политике СССР. После капитуляции Германии он заявил: «По моему мнению, коммунистическая угроза заняла место бывшего врага». Именно Черчиллю принадлежит знаменитая фраза «железный занавес».

В период 1945-1950 годов он был вынужден уйти в отставку с поста премьер-министра в связи с поражением его партии на выборах, но остался в нижней палате парламента. Возглавляя оппозицию, он продолжал бороться с «советской угрозой» и выступал за объединение послевоенной Европы.

В 1951 году Черчилль вновь стал премьер-министром, в возрасте 77 лет. Последний срок пребывания на посту премьер-министра был бледным периодом в его политической биографии. Несостоятельность внешней политики Черчилля, неспособность как прежде схватывать суть вещей и событий – все это внушало серьезные опасения. К тому же он был очень стар и болен.

5 апреля 1989 г.
29 лет назад

Состоялось первое выступление женского «Вивальди-оркестра»

5 апреля 1989 года состоялось первое публичное выступление женского «Вивальди-оркестра» под управлением скрипачки и дирижера Светланы Безродной.

Оркестр состоял только из клавесинистки и исполнительниц, играющих на смычковых инструментах. Благодаря исключительно женскому составу оркестр сразу же стал уникальным.

Ныне репертуар оркестра Безродной помимо музыки итальянского барокко включает и современные композиции.

В музыкальном мире, где кипят нешуточные страсти, и который по-своему очень закрыт, женский оркестр, казалось бы, неуместен, но он нашел свою нишу, сумел утвердить собственную исполнительскую манеру.

Этот коллектив возродил легендарный струнный оркестр, который был создан более двух веков назад великим Антонио Вивальди при венецианском приюте «Пьета» для девочек-сирот.

Безродная не побоялась все начать сначала и сделала это ярко, неожиданно, ни на кого не похоже.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments