Позор Японии: «станции утешения» на войне, куда насильно угоняли женщин

Позор Японии: «станции утешения» на войне, куда насильно угоняли женщин

В борделях для японских солдат во время войны находилось, по разным данным, от 200 до 400 тысяч женщин из Китая, Кореи и других стран. О том, что с ними случилось, многие выжившие предпочли не вспоминать никогда. Тем более о трагедии заговорили не так давно, в начале 80-х, когда многих пострадавших женщин уже не было в живых.

«Станции утешения», а иначе полевые бордели, начали открываться еще в 30-е годы. В 1932-м генерал-лейтенант Ясудзи Окамура обратился к командованию с просьбой об организации для армии публичных домов. Мотивировал он свое предложение тем, что японские солдаты насилуют женщин и заражаются от них венерическими заболеваниями. К тому же местное население начинает проявлять антияпонские настроения.


Генерал-лейтенант Ясудзи Окамура

Первую «станцию» открыли в Шанхае. Сначала там работали японские женщины, прибывшие добровольно. Но с увеличением популярности подобных заведений туда начали привозить заключенных из филиппинских и индонезийских лагерей, а также набирать местных. Объявления обещали «работу для девушек», и на эти призывы откликнулись немало кореянок и китаянок. Им предлагалось стать «санитарками особого типа» за приличные деньги.

После захвата в ходе японо-китайской войны в декабре 1937 года Нанкина (Китай) в городе начались массовые убийства и изнасилования. Несмотря на приказ, запрещавший насилие, военное командование закрывало глаза на зверства как рядовых солдат, так и офицеров. Изнасилование женщин рассматривалось как нормальное поведение на оккупированных территориях. Более того, для контроля над процессом начали организовываться публичные дома, которые стали называть «станциями утешения». Такой дом терпимости под Нанкином был открыт в 1938 году. В дальнейшем в Нанкине было открыто более 40 подобных «станций».

По разным подсчетам, через «станции утешения» прошло от 50 до 300 тысяч молодых женщин, многие из которых были моложе восемнадцати лет. До конца войны дожила только четвертая часть из них, поскольку условия существования были ужасные. Женщины обслуживали по 20-30 солдат в день.

«Неважно, утро было или день, — один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от самоубийства, но случаи все же были. Некоторые воровали у солдат опиум и принимали его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервет их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете», — вспоминала бывшая «женщина для утешения» Пак Кум Джу.

На работу изначально отбирали женщин-добровольцев из Японии, но со временем число станций увеличилось. Это привело к тому, что женщин стали привозить из Кореи, Китая, Тайваня и насильно заставлять там работать. В общей сложности на «станциях утешения» работали женщины из 17 стран.

Так как с 1910 по 1945 год Корея была японской колонией, а ее жителей вынуждали учить японский язык, то в приоритете были женщины из Кореи, поскольку с ними было легче общаться по сравнению с женщинами других национальностей. Поэтому огромное количество корейских женщин (по некоторым подсчетам, примерно 200 тысяч) были насильно доставлены в эти учреждения.

Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. Бывали случаи, когда здоровых женщин насиловали военные врачи. В случае же заражения им вводили «препарат 606» — это лекарство от сифилиса, созданное химиком Паулем Эрлихом, который в 1906 году начал борьбу с болезнью и перепробовал 605 различных органических соединений мышьяка, пока в 1907 году не получили «Ehrlichschen Präparat 606», 606-й по счету препарат.

Беременным женщинам также вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладал нежелательным побочным эффектом, что впоследствии исключало возможность родить здоровых детей или вообще приводило к бесплодию.

Количество «станций утешения» росло, они покрывали всю территорию Японской империи. 3 сентября 1942 года в сообщении на заседании руководителей министерства армии указывалось, что в Северном Китае находится 100 «станций утешения», в Центральном Китае — 140, в Южном Китае — 40, в Юго-Восточной Азии — 100, в Южных морях — 10, на Сахалине — 10. Всего было 400 «станций утешения».

Однако с появлением таких учреждений случаи изнасилований местных женщин не прекратились, поскольку за каждый визит солдатам нужно было платить.

Так как воспитанные в конфуцианской философии женщины, подвергшиеся сексуальному насилию, нередко кончали жизнь самоубийством, а выжившие скрывали свой позор, после войны места расположения «станций утешения» было непросто определить, многие не найдены по сей день.

По японским данным, количество «женщин для утешения» составляло около 20 тысяч и, как правило, их пребывание на «станциях» носило добровольный характер. Китайские же историки указывают на факты похищения и насильственного принуждения девушек к проституции, и количество таких женщин по их данным доходит до 410 тысяч.

В память о зверствах, которые творились на «станциях утешения» во времена Второй мировой войны, в Мапхогу, одном из районов Сеула, в 1992 году был построен Дом в Шарине. В декабре 1995 года он перенесен на нынешнее место в Кёнгидо. В комплексе два дома для проживания, одно здание используется как храм.

С целью обратить внимание общественности на проблему «женщин для утешения» при Доме в Шарине был создан исторический музей, в котором собраны официальные документы, старые фотографии и показания нескольких выживших женщин. Есть здесь и картины, созданные в рамках художественной терапии, которой занимаются живущие в доме женщины. Также в музее размещена точная копия «станции утешения», где жили женщины. Музей издает и распространяет информационные буклеты, используя документы, фотографии и другие данные, хранящиеся в архиве.

Ежегодно музей привлекает небольшой, но постоянный поток посетителей из разных стран мира. Основная цель музея — не допустить повторения всех ужасов войны и донести до потомков информацию о тех событиях, что случились с женщинами в Азии во время Второй мировой войны.

Война закончилась 15 августа 1945 года. Япония безоговорочно капитулировала, но страдания женщин, которые были вынуждены работать в «домах утешения», на этом не закончились. Каждую среду они участвуют в еженедельной акции протеста перед японским посольством в Сеуле, автором которого является «Корейский совет по делам женщин, призванным в военное сексуальное рабство Японии», чтобы рассказать обществу о жестоком обращении японских военных с корейскими женщинами, а также оказать давление на японское правительство для получения официальных извинений.

Мэр Осаки Тору Хасимото высказался в защиту тогдашних борделей. Он объяснил, что они были необходимы для того, чтобы «поддержать дисциплину» и дать военным, которые рисковали жизнью, какую-то передышку. Вместе с тем Хасимото признал, что женщины не были добровольцами.

Такие высказывания резко осудила министр по вопросам административной реформы Томоми Инада. «Система “женщин для утешения” была тяжким нарушением прав человека», — заявила она. Все же 28 декабря 2015 года правительство Японии признало свою ответственность за сексуальную эксплуатацию женщин в годы Второй мировой войны и объявило о готовности выплачивать жертвам компенсации.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments