1 Ноября

1 ноября 1897 г.
120 лет назад

Основан итальянский футбольный клуб «Ювентус»

Футбольный клуб «Ювентус» (полное название – Juventus Football Club S.p.A.; от латинского iuventus – юность), также известный как «Ювентус Турин», ФК «Ювентус» или просто «Ю́ве», – один из самых популярных и старейших футбольных клубов Италии.

Клуб был основан в Турине 1 ноября 1897 года группой студентов из лицея Массимо Д’Адзельо, которые любили проводить свободное время за игрой в футбол. Самому старшему из них было всего 17 лет, именно поэтому клуб и получил название «Ювентус», что в переводе с латинского языка – «молодость». Тогда ребята даже не предполагали, что их усилиями рождается легенда футбола, клуб, который через сто лет станет одним из лучших клубов мира…

В национальном первенстве – чемпионате Италии «Ювентус» дебютировал в 1900 году. Первый официальный матч был сыгран 11 мая 1900 года. И хотя в первом сезоне он успеха не добился, но уже во втором дошел до полуфинала чемпионата Италии. В последующие годы клуб переживает сложные времена, но уже после Первой мировой войны триумфально возвращается в чемпионат страны.

Решающим для команды стал 1923 год, когда клуб возглавил Эдоардо Аньелли, член семьи Аньелли, владевшей концерном Фиат. Семья владела и собственным стадионом в Турине, поэтому для тренировки своих футболистов были созданы необходимые условия. И тогда же в команде дебютировал Джампьеро Комби, который в будущем окажется одним из самых великих вратарей. Результат не заставил себя долго ждать – мощь «Ювентуса» в итальянском футболе, как и количество поклонников, росли с каждым днем.

В 1930-х годах команда приобретает успешный опыт участия в международных соревнованиях на клубном уровне – она четырежды выходит в полуфиналы Кубка европейских чемпионов (предшественник Лиги Чемпионов). Очередные командные успехи приходят после Второй мировой войны. К 1970-м годам «Ювентус» становится безоговорочно сильнейшей командой Италии, а в 1977 году был получен первый европейский трофей – в финале Кубка УЕФА. С тех пор его было не остановить… В 1985 году «Ювентус» стал первым футбольным клубом, которому покорились все три европейские клубные вершины: Лига Чемпионов, Кубок УЕФА и Кубок обладателей кубков.

Сегодня Туринский клуб «Ювентус» – одна из самых сильнейших и популярных команд мира. Он занимает второе место в списке лучших футбольных клубов Европы 20 века по версии МФФИИС и является рекордсменом по количеству выигранных чемпионатов и кубков Италии, а также единственным клубом в Европе, выигрывавшим все клубные соревнования – от Кубка Интертото до Лиги чемпионов и Межконтинентального кубка.

Официальные цвета команды, принятые еще в 1903 году, – черный и белый. «Ювентус» выступает в полосатых футболках черно-белого цвета и белых шортах (в некоторых сезонах – также черных). До этого команда играла в розовых футболках. По различным данным, футбольный клуб «Ювентус» (или как его еще называют – Старая Синьора) поддерживает около 170 миллионов поклонников из разных стран мира.

1 ноября 1899 г.
118 лет назад

На воду спущен крейсер «Варяг»


Крейсер первого ранга «Варяг»

Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и был спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года.

По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных – он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом.

Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер “Варяг”», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов.

3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции.

30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 года открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут – именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.

1 ноября 1941 г.
76 года назад

Открыт мост между США и Канадой над Ниагарским водопадом («Радужный мост»)


«Радужный мост»

В 19 веке практически во всем мире в моду вошел туризм, в том числе и международный. И, конечно же, Ниагарский водопад стал местом паломничества многочисленных туристов из разных стран, и вкоре туризм стал основной отраслью в этом регионе.

Но для удобства передвижения требовалась переправа через реку Ниагару (которая отделяет американский штат Нью-Йорк от канадской провинции Онтарио), и в 1848 году был построен сначала пешеходный, а затем и Ниагарский подвесной мост архитектора Чарльза Эллета, который в 1855 году был заменен другим подвесным мостом архитектора немецкого происхождения Джона Роблинга (впоследствии построившего Бруклинский мост в Нью-Йорке).

После окончания в США Гражданской войны (1861-1865) железная дорога New York Central стала рекламировать Ниагарский водопад как центр удовольствий и место свадебных путешествий.

В связи с возросшим железнодорожным движением в 1886 году каменно-деревянный мост Роблинга был заменен мостом Лефферта Бака, сделанного в основном из металлических конструкций. Этот мост до сих пор используется для железнодорожной переправы через реку.

Первый металлический арочный мост возле водопада был построен в 1897 году, известен сегодня как Мост стремительных водоворотов. Используется для автомобильного, железнодорожного и пешеходного движения между США и Канадой сразу за водопадами ниже по течению.

1 ноября 1941 года комиссия по мостам закончила третью переправу в непосредственной близости от водопадов, построив Радужный мост (Rainbow Bridge), используемый для автомобильного и пешеходного движения. Свое название он получил из-за радуги, постоянно висящей над водопадом, так как лучи солнца, пересекаясь с брызгами, преломляются и превращаются в радугу.

1 ноября 1944 г.
73 года назад

Завершилась битва за Заполярья во время Великой Отечественной войны


Корабли Северного флота с десантом на пути к Петсамо (октябрь 1944 года)

Битва за Заполярье (Оборона Заполярья) – боевые действия во время Великой Отечественной войны, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях. Действия шли между Советским союзом (при поддержке британских войск) и немецкими и финскими войсками с 29 июня 1941 года по 1 ноября 1944 года.

В рамках начавшейся войны против Советского Союза немецкое командование планировало захватить Кольский полуостров, и на то было несколько причин. Во-первых, для немцев важно было взять базу Северного флота СССР – незамерзающий порт Мурманск, который со страной соединяла Кировская железная дорога, поэтому Гитлеру было необходимо также срочно и её перерезать. У Финляндии, воевавшей тогда на стороне Германии, здесь был свой интерес – по их планам Кольский полуостров должен был стать их территорией.

Для достижения этих целей была сконцентрирована армия «Норвегия» в составе 3-х корпусов – двух горных немецких и одного финского корпуса. Армию возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В ней было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и миномётов и сотня танков. Кроме того, «Норвегию» поддерживала части воздушного флота и Военно-морских сил Германии.

С советской стороны выступала 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова. В армии было более 52 тысяч человек личного состава, 1150 орудий и миномётов, около 400 танков. С моря 14-ю армию прикрывали корабли и авиация Северного флота. Огромную помощь советским войскам оказывали и сами жители Мурманской области. Добровольцами на фронт ушли более 50 тысяч человек.

Битва за Заполярье была трудной для обеих сторон, виной тому местные климатические условия: горная тундра, болота, огромные валуны, длинная полярная ночь. 29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении и второстепенные на кандалакшском и лоухском. Но уже через неделю были остановлены советскими войсками. Противнику не дали выйти к железной дороге, заставив германскую армию обороняться.

Немцы еще не раз предпринимали попытку захватить Мурманск, но всякий раз были остановлены советскими войсками, и в дальнейшем основные боевые действия переместились на море. Обстреливая город с воздуха, немцы почти полностью сожгли его, но остановить работу порта им не удалось. Весь 1943 год шла борьба за господство в воздухе, которое в конечном итоге было завоевано советской авиацией.

В 1944 году, после выхода Финляндии из войны, немцы усилили оборону, чтобы закрепиться на севере Кольского полуострова. 7 октября 1944 года советская армия перешла в наступление – началась Петсамо-Киркенесская операция – наступательная операция войск Карельского фронта и Северного флота, главной целью которой было окончательно разгромить группировку германских войск на Крайнем Севере и освободить Советское Заполярье.

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») в Мурманске
Главный удар наши войска нанесла из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении на Луостари-Петсамо. Немцев удалось вытеснить с территории СССР, после чего советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес. К 1 ноября район города Петсамо был полностью освобожден, а в Заполярье закончились все боевые действия.

В итоге немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Войска противника понесли значительные потери, в ходе сражения было уничтожено 156 судов, 125 самолетов, погибло около 36 тысяч немецких солдат.

Изгнав фашистские войска из Киркенеса, Советский Союз добился того, что действия немецких ВМС на советских северных коммуникациях были ограничены, к тому же Германия лишилась возможности получать никелевую руду.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции были освобождены районы Заполярья, советская армия оказала огромную помощь в освобождении Норвегии. Но за победу в этом сражении пришлось заплатить большими потерями. За 3,5 года в боях на Кольском полуострове погибли 17 тысяч советских воинов.

В память погибших защитников Заполярья в 1974 году в Мурманске был возведен 42-метровый мемориал. Памятник, который в народе прозвали «Алёшей», сооружен на 173-метровой сопке, с прилегающей территорией 50 гектаров. В имя подвига войск, героизма и мужества населения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья». Медалью награждено свыше 350 тысяч воинов и трудящихся – участников обороны.

1 ноября 1990 г.
27 лет назад

В СССР введен коммерческий курс рубля по отношению к иностранным валютам

1 ноября 1990 года доллар перестал стоить 63 копейки – был введен коммерческий курс рубля. Новый курс в 1,8 рубля за один доллар появился благодаря указу президента СССР Михаила Горбачева «О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютам и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка».

Указ был издан «в целях усиления экономической заинтересованности и ответственности предприятий и организаций за результаты внешнеэкономической деятельности, стимулирования экспорта и рационализации импорта, создания эффективного механизма перераспределения валютных ресурсов страны, осуществления практических шагов в направлении конвертируемости рубля в условиях перехода на рыночные отношения». Госбанку СССР было вменено в обязанность корректировать коммерческий курс рубля к иностранным валютам ведущих промышленно развитых стран.

С 1 ноября 1990 года курсовой бюллетень Госбанка СССР имел три колонки: «официальный курс», «коммерческий курс» и «специальный курс». Официальный курс, исчисленный на базе ранее действовавшего паритета рубля, использовался преимущественно для экономического анализа, международных статистических сопоставлений, а также для расчетов по погашению ранее выданных государственных кредитов, имеющих соответствующую оговорку.

Коммерческий курс определялся на базе трехкратного превышения стоимости иностранной валюты по отношению к официальному курсу и являлся единым для всех участников внешнеэкономических связей. Специальный курс применялся при продаже свободно конвертируемых валют гражданам при выезде за границу, а также при покупке этого вида валют. Со 2 апреля 1991 года этот курс был отменен, и валюта граждан стала обмениваться по рыночному (туристскому) курсу (до 200 долларов в год).

Для покупки иностранной валюты было необходимо предъявлять документы, подтверждающие, что валюта приобретается для зарубежной поездки. Нынешняя система, при которой валюту можно покупать совершенно свободно, была введена только в июле 1992 года телеграммой Центрального банка РФ.

1 ноября 1998 г.
19 лет назад

Создана Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации


Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ

Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации была образована 1 ноября 1998 года на основании Постановления Правительства РФ от 29 августа 1998 года на базе Военной академии имени М.В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского и Первых Высших офицерских курсов «Выстрел» имени Б.М. Шапошникова.

С 2009 года она носит название — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ»).

Она является ведущим учебно-методическим и научным центром в системе военного образования России. Ее основное предназначение – подготовка высококвалифицированных офицеров с высшим военным и высшим военно-специальным образованием. Ядром Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ является бывшая Военная академия имени Фрунзе. Свою историю она ведет от Николаевской (Императорской) академии Генерального штаба с 26 ноября 1832 года.

3 мая 1918 года Николаевская академия была реорганизована в Академию Генерального Штаба РККА. Более 70 лет, с 31 октября 1925 по 1998 год академия носила имя Михаила Фрунзе, который руководил ею с 1923 по 1925 год. За время своего существования академия подготовила десятки тысяч офицеров. Около тридцати из них стали маршалами Советского Союза и главными маршалами родов войск, более шестидесяти – генералами армии и маршалами родов войск.

Более 700 выпускников академии за умелое управление войсками на полях сражений, мужество и героизм, проявленные при защите Родины и выполнении интернационального долга, удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. Заслуги Военной академии имени Фрунзе в подготовке высококвалифицированных военных кадров были высоко оценены государством.

Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации – крупнейшее военно-учебное заведение, на которое возложена подготовка офицерских кадров оперативно-тактического звена командного, штабного, технического и инженерного профиля.

В стенах академии обучаются и слушатели-офицеры иностранных армий государств ближнего и дальнего зарубежья. Общевойсковая академия является ведущим высшим военно-учебным заведением Министерства обороны РФ, крупнейшим военно-научным центром России.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments