Под колпаком

Под колпаком

Зачем правительство намерено жестко контролировать деньги россиян

Власти задумались над внедрением нового механизма контроля. Дефицитный бюджет предлагается пополнить за счет повышения собираемости налогов. Чтобы реализовать эту задачу, нужно точно знать, на что россияне тратят деньги и не зарабатывают ли они лишнего. «Лента.ру» побеседовала с экспертами и выяснила, как реализация правительственных планов скажется на благосостоянии россиян и экономике в целом.

Обеление расходов
Расходы населения стали предметом пристального внимания правительства. Власти задумались над тем, чтобы ввести в России еще одну контрольную систему, на этот раз — за тратами граждан. Нужно это для того, чтобы вывести «серые» доходы людей на чистую воду, а затем обложить их налогом. Понять, что у человека есть спрятанные от государства финансы, теоретически просто: нужно посмотреть, как сильно он сорит деньгами и какая у него официальная зарплата. Несоответствие между двумя показателями подкинет фискальным органам дополнительную, но приятную работу по сбору средств с неплательщиков.

России придется выбирать, что замораживать, — пенсии или зарплаты
Примечательно, что инициатива в данном проекте исходит не от Минфина. Министр Антон Силуанов и вовсе сообщил, что во вторник, 12 июля, он провел плановое совещание, на котором не поднимался вопрос о контроле над расходами граждан. Чиновник сказал, что рассматривались проблемы повышения собираемости налогов, борьбы с зарплатами в конвертах и пополнения бюджета.

Действительно, бюджет испытывает острую нехватку средств, дефицит нужно сокращать (президент Владимир Путин требовал, чтобы он не превышал трех процентов ВВП, а с января по май разрыв между доходами и расходами достиг 4,6 процента ВВП), поэтому правительство ищет любые способы нарастить поступления в казну. Повышение собираемости налогов — еще один путь к балансировке бюджета.
Известно, что контроль над расходами россиян пока обсуждается на уровне идеи — никакого механизма (в том числе и наказания) правительство пока не придумало.

Один из способов пополнить бюджет — поднять собираемость налогов. Для этого нужно точно знать, как россияне тратят деньги
Федеральная налоговая служба (ФНС), очевидно, знает о финансовой жизни россиян вполне достаточно. При покупке квартиры сведения уходят в Росреестр, автомобиля — в ГИБДД. Оттуда налоговики получают все необходимые данные для анализа. Банковские счета физлиц тоже доступны для проверки. При этом на ФНС уже возложена большая ответственность за наполнение бюджета. 4 июля налоговики получили дополнительные полномочия: теперь они занимаются администрированием страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. С наполняемостью данных фондов возникали проблемы: они недополучали деньги — например, к началу 2016 года ПФР недосчитался 200 миллиардов рублей.

Самая большая трудность при контроле над расходами населения — понять, что потраченные деньги были именно «серыми». Ведь вполне вероятно, что человек приобретает квартиру или дорогую машину на накопленные за много лет деньги. С учетом этого крайне тяжело определить, где тут укрывание доходов, а где — крупные покупки за вполне легальный многолетний заработок.

Сверхсистема контроля
«Лента.ру» обратилась к экспертам с просьбой оценить идею введения контроля над расходами россиян: целесообразны ли подобные меры в условиях кризиса и насколько они могут быть эффективны для пополнения дефицитного бюджета.

Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС при президенте России:
«Конечно, необходимо следить за законностью получения тех или иных денежных средств. Но тотальный контроль за тем, что происходит, может привести в том числе к излишнему давлению и злоупотреблениям. Бюджет нужно спасать более эффективными расходами, и искать не как собрать больше денег, а как сделать так, чтобы было больше людей и предприятий, способных платить налоги.
Cоздание подобной сверхсистемы контроля создаст не только сложности для граждан, но и потребует значительных вливаний на организационно-административные вопросы. Вместе с этим есть риски формирования неблагоприятного климата для активной трудовой и предпринимательской деятельности — соответственно, в качестве мультипликативного эффекта мы можем получить снижение производительности труда и предпринимательской активности, что также скажется на экономике страны».

Игорь Николаев, партнер ФБК Grant Thornton:
«Идея сама по себе имеет право на существование, но важно понимать, когда ее можно вводить. Такая мера оправдана, если она вводится в благополучный период ради упорядочения системы налогообложения. Однако если ее вводят в пожарном порядке — чтобы наполнить бюджет, она не только не будет эффективной, но и принесет больше вреда, чем пользы.
Когда экономика в кризисе, граждане ждут, чтобы у них по крайней мере не отбирали то, что есть. Предлагаемая мера, конечно, направлена на богатых граждан. Но когда к ним начинают применять подобные механизмы во время кризиса, они склонны к оппортунизму. Опыт других стран, где применялись ограничительные меры против богатых, это подтверждает. Взять, к примеру, Францию или Италию. В конце концов, состоятельные люди вообще могут выйти из-под российской юрисдикции и перестать быть налоговыми резидентами нашей страны.
Кроме того, контроль над крупными расходами и последующее налогообложение потребует дополнительного и достаточно сложного администрирования — а это опять расходы. Конечно, надо подсчитать, сколько уйдет на администрирование и сколько примерно укрыто доходов от налогообложения. По моим предварительным оценкам, если предлагаемая мера и даст эффект, то очень небольшой».

Владимир Тихомиров, главный экономист финансовой группы БКС:
«Скорее всего, контроль над расходами россиян не спасет бюджет. Создание системы мониторинга расходов потребует дополнительных средств из казны. Увеличение бюджетных доходов при этом не гарантировано. К тому же речь идет о сравнительно небольших суммах, которые даже при самой эффективной системе не смогут покрыть и 10 процентов бюджетного дефицита (ожидается, что в 2016 году он достигнет 2,36 триллиона рублей — прим. «Ленты.ру»).
Попытки введения такого контроля предпринимаются время от времени в разных странах, но, как правило, от этого быстро отказываются. Причина в том, что такая система ориентируется на людей с более высокими доходами, а у них есть различные способы их скрыть — от зарубежных счетов до перевода расходов на бизнес».

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments