16 марта исполнилось бы 100 лет заслуженному тренеру СССР Аркадию Ивановичу …

16 марта исполнилось бы 100 лет заслуженному тренеру СССР Аркадию Ивановичу …

16 марта исполнилось бы 100 лет заслуженному тренеру СССР Аркадию Ивановичу Чернышеву.

Под его руководством наши хоккеисты выиграли 4 Олимпиады, 11 чемпионатов мира. В его яркой жизни было и семейное счастье, и восхождение на хоккейный Олимп, и падение в пропасть.

Чернышев за четверть века, начиная с победы «Динамо» в первом чемпионате СССР и кончая выигрышем Олимпиады в Саппоро, завоевал не только около 20 золотых медалей, но и признание в мировом хоккее. И вдруг в один момент оказался на обочине. Все продолжали мчаться, а Чернышев неожиданно остановился, и ему оставалось только провожать взглядом красные габаритные огоньки проносившихся мимо машин. Многочисленные победы в Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы, СССР – неоспоримые свидетельства тренерского таланта Аркадия Ивановича. Но о его величии нужно судить не только по наградам, но и по преградам, что ему пришлось преодолеть, вспоминает трехкратный олимпийский чемпион Виталий Давыдов.

ВТОРОЙ ОТЕЦ

16 марта мы, хорошо знавшие Аркадия Ивановича, по многолетней традиции соберемся на вечер памяти замечательного тренера, вспомним, каким он был выдающим специалистом, а главное, отличным человеком. Чернышев, подобно Гагарину в космосе, был первым в отечественном хоккее: выиграл и первый чемпионат СССР, и первый чемпионат мира, и первые Олимпийские Игры с участием сборной СССР, а потом еще 10 раз побеждал в мировых и европейских первенствах, в трех Олимпиадах. И это при том, что он не имел специального образования, не учился ни в институте физкультуры, ни в ВШТ. Он был талантливым тренером-самоучкой, который, подобно Левше, подковавшему блоху, вывел новую для нас игру на мировой уровень. Но об этом рассказано и написано немало. Поэтому, чтобы не повторяться, я постараюсь вспомнить в основном только случаи моего общения с великим педагогом.

Для меня, выросшего без отца (он погиб зимой 1942 года на «дороге жизни» на Ладожском озере), Аркадий Иванович сразу стал близким человеком, и не случайно я называл его вторым отцом. Ведь он учил нас не только игре в хоккей, но и правильной жизни. Не представляю, как сложилась бы моя судьба, если бы в 17 лет на меня не обратил бы внимание Чернышев и не пригласил бы в свою команду мастеров.

Вспоминая его тренировки, не скажу, что они сильно отличались от занятий других специалистов, в том числе и современных, практически те же упражнения. Но это касалось только функциональной подготовки. Компонент, безусловно, важный, все понимали, что без хорошей «физики» на стабильные успехи рассчитывать не придется, поэтому занимались атлетизмом не только на льду, в соревновательный период, но и при подготовке к сезону. Но есть и другие важные составляющие – подбор игроков, расстановка их по звеньям, выбор тактики с учетом своих и чужих возможностей. Вот в этом Чернышеву не было равных.

Но его козырь не только в грамотных занятиях. Он обладал позитивной энергетикой, умением передавать нам частицы своих знаний, требовать от нас выполнения его указаний, учил задавать вопросы, подвергать сомнению вроде бы давно проверенные истины.

А как доброжелательно Чернышев относился к молодым ребятам. Помню, как тепло он встретил меня и моих друзей по юношеской команде Юрзинова и Чинова. С первых же занятий Аркадий Иванович поддерживал в нас уверенность, говорил о наших светлых перспективах. Но с другой стороны, предупреждал, что не потерпит нарушения режима, равнодушного отношения к тренировкам, к игре.

НАПАДАЮЩИЙ, ПЕРЕВЕДЕННЫЙ В ОБОРОНУ

Тем не менее, вскоре у меня возник с тренером конфликт. В юношеской команде я играл в нападении в одном звене с Юрзиновым. Получалось вроде бы неплохо. Но однажды во время поездки на товарищеские игры на Урал Чернышев перевел меня в защиту. Дело в том, что из-за травмы выбыл из строя один из четырех защитников. Проблема была сложной – кем его заменить? И вдруг за сутки до матча Аркадий Иванович сказал мне, что буду играть в обороне. Не нашел ничего лучшего, как возразить тренеру: «Аркадий Иванович, если я вам не нужен, то отправьте меня в Москву». «В Москву ты еще вернешься, а пока отправляйся готовиться к завтрашней игре. Утро вечера мудренее» — ответил Чернышев.

Моя наглость во многом объяснялась тем, что ко мне подходили тренеры местных команд и приглашали к себе: «Мол, в “Динамо” ты просидишь на скамейке, а у нас будешь играть постоянно, да и зарплата будет приличной». Поначалу я не придавал большого значения этим приглашениям, тем не менее, в голове засела предательская мысль: «Ага, если приглашают, значит, я кому-то нужен». Но Чернышев быстро привел меня в чувство: «Ты кто такой, чтобы за тренера решать?». И я понял, что Чернышев мог поставить в оборону и более опытного игрока. Но если он выбрал меня, значит, увидел во мне задатки защитника и перевел из атаки в оборону. Аркадий Иванович, как показала жизнь, как всегда принял мудрое решение. Как защитник я добился успеха, какого вряд ли достиг бы как форвард. Я не считал себя, как сейчас говорят, звездой, что был способнее многих сверстников. Просто во многом благодаря требовательности Аркадия Ивановича я не успокаивался на успехе, а вместе с друзьями упорно преодолевал скользкие крутые ступеньки, по которым сборная СССР 10 лет перешагивала с одного золотого пьедестала на другой.

ПРОРУБИЛ ОКНО НА ЗАПАД

Чернышев один из первых руководителей в отечественном хоккее, который понял, что новой у нас игре в домашних стенах тесно, и немало сделал для того, чтобы прорубить окно в хоккейный мир. В 1954 году Аркадий Иванович возглавлял сборную страны на первом для нас чемпионате мира. Дебют оказался золотым. Наши хоккеисты выиграли все матчи, в том числе у бессменных чемпионов из Канады со счетом 7-3.

В 1963 году Чернышев и его помощник Тарасов уже с новым, нашим, поколением начали 9-летнюю серию побед в Олимпиадах и чемпионатах мира. У меня сохранилась канадская газета, в которой известный тренер сборной Канады Патер Бауэр написал: «Советская команда подобна мчавшемуся на предельной скорости “Мерседесу”. Она не чувствует под колесами камешки, в то время как соперники либо останавливаются, либо притормаживают. И если кому-нибудь из них на некоторых участках иногда удается обогнать русских, на финиш первой все равно приходит сборная СССР». Приятные слова. Но мы отнеслись к ним, как к должному. К сожалению, ничего подобного мы не услышали и не прочитали о сборной России после Олимпиады в Сочи.

ДОБРОВОЛЬНЫЙ УХОД ИХ СБОРНОЙ

Увы, в 1972 году у «Мерседеса» под руководством Чернышева кончился бензин. После выигрыша золотых олимпийских медалей в Саппоро он вместе с Тарасовым добровольно ушел из сборной. Правда, с хоккеем Аркадий Иванович не простился. Он остался Председателем тренерского совета, осенью 1972 года консультантом сопровождал сборную на матчи с канадскими профессионалами, а потом и в нескольких чемпионатах мира, почти 10 лет работал директором нашей хоккейной школы, пока весной 1983 года с ним не случилась беда, превратившая последние 9 лет жизни Чернышева в кошмар.

Все началось на торжественном собрании в Центральном совете «Динамо», посвященном 60-летию общества. После торжественных речей руководители получили правительственные награды, а самому достойному динамовцу вручили грамоту, похожую на те, что он получал в детстве за отличную учебу. Для Аркадия Ивановича это был удар ниже пояса. Не дожидаясь окончания торжеств, он уехал домой, поставил машину в гараж, с горя выпил полстакана водки и вскоре, сраженный инсультом, рухнул на асфальт в сквере у своего дома.

Прохожие, видимо, полагали, что это пьяный бомж, и проходили мимо. Лишь через несколько часов сыну Борису сообщили об этом. 9 лет парализованный Аркадий Иванович, потеряв всякий интерес к жизни, пролежал в постели, изредка перемещаясь в кресле. Чернышев принадлежал к сильным натурам, стойко держал удар. Но не смог пережить оскорбления, нанесенного чиновниками родного общества. В результате, на старости Чернышев был выброшен на обочину подобно своей ржавой «Волге». Немало кто задумывался над тем, сколько эта машина отслужила человеку, сколько тайн, случившихся на разных дорогах, унесла с собой. И лишь ржавчина напоминала о том, что когда-то этот автомобиль был нужен людям.

Досье

Аркадий Иванович Чернышев родился 16 марта 1914 года в Нижнем Новгороде. Умер 17 апреля 1992 года в Москве. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Под его руководством советские хоккеисты выиграли 4 Олимпиады (1956, 1964, 1968, 1972), 11 чемпионатов мира (1954, 1956, 1963 — 1971), чемпионат СССР (1947). Старший тренер «Динамо» (1946-1974), директор динамовской школы (1974-1983), председатель тренерского Совета федерации хоккея СССР (до 1983).

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments