Чат неактивен
Главная Вопросы и Ответы Всё о Симе Деловой Сим Форум Блоги Объявления Фотогалерея Игры Свяжитесь с нами

Гость |  Войти

Непростая история

Тут можно потрындеть обо всём

Модератор: Chur

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Чт сен 06, 2018 8:53 pm

Красный царь

Изображение
Кадр: фильм «Живой Ленин»

Речь пойдет о вожде мирового пролетариата Владимире Ленине. Он обещал отдать землю крестьянам, фабрики рабочим, а власть народам, однако и ему были не чужды некоторые буржуазные привычки. Он жил то в просторной кремлевской квартире, то в роскошном особняке «Горки», который в 1910-х годах принадлежал вдове Саввы Морозова. Самой большой страстью политика были роскошные и уникальные автомобили из гаража императора Николая II.

В этот промозглый январский день 1919 года Владимир Ильич Ленин вышел из дома и привычно сел в красивый автомобиль представительского класса Renault 40 CV, о котором в то время мечтал каждый аристократ. Машина, оснащенная шестицилиндровым двигателем, впервые в истории автомобилестроения могла похвастать усилителями тормозов. За рулем резвого Renault сидел Степан Гиль, один из бывших шоферов семьи Николая Второго, который впоследствии стал личным водителем Ленина. Они направлялись в сторону парка «Сокольники», когда дорогу им преградили вооруженные до зубов люди.

«Что же вы делаете? Я же Ленин!» — отреагировал Владимир Ильич на требование выйти из машины. Однако бандиты не обратили внимания на столь громкую фамилию. Оставив на улице пассажира и водителя, они умчались в неизвестном направлении. Позже стало известно, что на этом авто они совершили массу преступлений, включая дерзкие ограбления и жестокие убийства.

Машины царя
Первым в гараже Ленина стал лимузин Turcat-Mery 165 FM, выпущенный в 1908 году. Изначально он принадлежал старшей дочери Николая Второго — великой княжне Татьяне. Потом на него положил глаз министр-председатель Временного правительства Александр Керенский, после чего машина перешла к вождю.

Изображение
На основе шасси Rolls-Royce Silver Ghost построили уникальные в своем роде автомобильные сани. Из-за этого скорость снизилась со 135 километров в час до 60

В советское время даже появились значки, на которых изображен автомобиль и надпись: «На этой машине ездил Ленин». Впрочем, она прослужила ему всего пару месяцев. Автомобиль угнали со двора Смольного дворца. Разгневанный Ленин бросил лучших сыщиков на поиск машины, которая к тому моменту уже находилась на финской границе.

Пока искали Turcat-Mery Ленин пересел на шикарный семиместный лимузин Delaunay-Belleville 45 1912 года выпуска — один из нескольких десятков автомобилей императора Николая Второго. Тяжелая машина с легкостью разгонялась до 110 километров в час. В ней-то на Ленина было совершено одно из покушений. Сидящий за рулем водитель смог скрыться с места нападения, однако обстрелянное авто пришлось списать. Сам же вождь не пострадал.

Одно из самых известных покушений на вождя было совершено 30 августа 1918 года на заводе Михельсона и также связано с автомобилями. После очередного митинга, когда политик уже шел к своей машине (по одной из версий это был Rolls-Royce Silver Ghost — «Серебряный призрак»), к нему с вопросом обратилась женщина, известная как Фанни Каплан. После этого раздались три выстрела. Но жизнь вождя удалось спасти.

Ходили слухи, что первое знакомство с автомобилем Rolls-Royce произошло в Париже и было довольно неудачным. Так, в 1909 году будущий лидер революции наблюдал за запуском аэроплана, когда на него наехал «Серебряный призрак». Машина получила серьезные повреждения, а вот Ленин отделался лишь ушибами.

Впоследствии в гараже Ленина прописались три престижнейших Rolls-Royce Silver Ghost. Именно они оказались наиболее подготовлены к разбитым проселочным российским дорогам — после покушения Ленин сильно сдал, ему пришлось больше времени проводить на свежем воздухе, посещая Горки, Завидово и другие живописные места.

Если выбоины «Серебряному призраку» удавалось легко объезжать, то заваленные снегом дороги были не под силу даже ему. На помощь в 1921 году пришли рабочие Путиловского завода, которые на основе шасси Rolls-Royce Silver Ghost построили уникальные автомобильные сани. Из-за этого скорость снизилась со 135 километров в час до 60, однако Владимир Ильич был в полном восторге.

Быт настоящего пролетария
Приехав в Москву с женой Надеждой Крупской и сестрой Марией Ульяновой в 1917 году, Ленин вначале поселился в гостинице «Националь». В это время в Кремле для них активно готовили помещения. Вместе с семьей Владимир Ильич въехал в просторную квартиру уже через несколько месяцев. Первым делом он попросил привезти туда книги. К слову, к концу жизни его личная библиотека состояла из 10 тысяч томов.

Изображение
Рабочий кабинет в му¬зее «Ка¬би¬нет и квар¬ти¬ра В.И. Ле¬ни¬на в Крем¬ле»

По соседству с квартирой оборудовали приемную, зал заседаний Политбюро, а также рабочий кабинет вождя, рядом с которым разместили коммутатор и телефонистов. Спальня самого Ильича была площадью 18 квадратных метров, по соседству жила его супруга. Самая большая комната — около 55 квадратных метров — предназначалась для гостиной. Рядом находились покои младшей сестры Ленина — Марии.

Помимо этого, в квартире были кухня, комната для горничной и ванная комната, совмещенная с туалетом, где кроме собственно ванны имелись душевой шланг и унитаз — большая редкость по тем временам. Отапливалось это помещение обычными печками. Для Ленина в 1918 году впервые в Кремле сделали лифт. Квартира располагалась на третьем этаже, а после покушения Фанни Каплан вождю было сложно подниматься по лестнице. На крыше здания находилась уютная беседка.

Скромность и больше ничего
По воспоминаниям очевидцев, даже по меркам тех лет квартира была обставлена довольно скромно, писал биограф Ленина Александр Клинге. Как впоследствии рассказывал академик Авербах, посетивший квартиру Ленина в Кремле: «Стоило только открыть дверь, как ты сразу чувствуешь, что находишься в жилище нетребовательного, но поистине культурного человека — все просто, чисто, опрятно, все на месте, без блеска, без шика, никаких предметов роскоши, никаких вещей неизвестного назначения, зато есть все, что нужно работающей семье, живущей исключительно интеллектуальными интересами».

Питался вождь мирового пролетариата также просто. Как вспоминала немецкая коммунистка Клара Цеткин, навещавшая его в 1920-м, ужин, который им подали, был ужином «любого среднего советского служащего того времени»: состоял из чая, черного хлеба, масла и сыра. В качестве десерта гостей ожидала банка варенья.

Его секретарь Лидия Фотиева рассказывала, что он отвергал любой комфорт. Так, у Ленина в кабинете постоянно мерзли ноги, тогда ему вначале достали войлок, который он просил, однако потом удалось раздобыть роскошную шкуру белого медведя, которую расстелили под письменным столом и креслом. Увидев это, вождь рассвирепел, потребовав немедленно убрать обновку, заявив: «В нашей разоренной, полунищей стране такая роскошь недопустима».

Изображение
Владимир Ленин в Горках, начало сентября 1922 года

Помимо того что вождь пролетариата жил довольно скромно, был аскетичен в быту и неприхотлив в еде, он еще и не предъявлял серьезных требований к одежде. Очевидцы рассказывают, что ботинки и деловые костюмы буквально занашивал до дыр. Единственное требование к костюмам — коричневые и непременно с жилеткой.

Приличная одежда у него появилась уже после революции, на это специально выделяли деньги из бюджета. Однако носил он ее крайне редко — лишь на встречи с представителями иностранных делегаций.

Периодически Ленин выезжал в роскошный дворянский особняк «Горки». С зимы 1921-22 года стал проводить здесь основную часть времени. С мая 1923 года Ленин обосновался там окончательно, здесь же он и скончался. Эта резиденция была оборудована всеми благами цивилизации: в ней было паровое отопление, водопровод и канализация. Однако даже здесь он предпочитал довольно аскетичный жизненный уклад.

Ленин умер в январе 1924 года. Гроб с его телом из Ленинских Горок в Москву доставили на автосанях Rolls-Royce Silver Ghost, которыми он так восхищался при жизни. К слову, дворяне передавали поместья по наследству, и имение «Ленинские Горки» после кончины Ильича отошло его младшему брату Дмитрию Ульянову, семья которого занимала усадьбу до 1949 года, после чего особняк превратился в музей.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 15296
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Вс сен 09, 2018 7:49 pm

Как появилось русское имя Нюра

Изображение

Библейское имя Анна — еврейского происхождения, и в его корне лежит чудесное и благородное определение для его носителя — «благосклонная, дающая благоволение». Однако в русском варианте Анну нередко называют Нюрой. Как же так получилось?
Крестьянка Нюра

Всем русским детям при крещении давали библейские имена в честь святого, чья память отмечалась именно в этот день. Исключения составляли только наследные, родовые имена – и, как правило, они давались мальчикам. Эта традиция укрепилась на Руси за несколько первых веков христианства и существовала вплоть до Октябрьской социалистической революции 1917 года. Среди 365 дней одного года день памяти святой Анны отмечается 35 раз. То есть почти 8 веков подряд Анной в России называли каждую 11-ую девочку.

Но далеко не все среди этих Анн отличались качествами сильной женщины, имевшей судьбоносное небесное покровительство. Напротив, зачастую это были дети нищих родителей, понимавших, что хорошей доли ждать их наследникам не приходится. И если среди благородных сословий Анну даже дома редко называли как-то иначе, то в мещанской, купеческой, крестьянской среде маленькую Аню зачастую звали Анютой, затем Нютой, Нюточкой, Нюрой, Нюрочкой, Нюшей. И вот это имя уже соответствовало ее непростой крестьянской судьбе. Ни одному российскому помещику не приходило в голову называть свою крепостную свинарку или поломойку Анной, но вот Нюшкой — непременно.

Финно-угорская кличка
Этнограф и лексикограф XIX века Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» слово «нюра» переводит с карельского языка жителей Олонецкой равнины Российской империи как «подводная мель». Карелы этой местности издревле промышляли рыболовством, отмели на реках были лучшими местами для рыбалки.

В деревнях Архангельской области до Революции 1917 года нюриками называли кожаную летнюю обувь поморов и крестьян. Ее шили крепко и в ней, в отличие от лаптей, можно было входить в воду. Возможно, слово «нюр»а перешло от карелов к русским, всегда жившим с ними по соседству, как простонародное обозначение ныряния или даже шныряния. Крестьянские девочки, как и мальчики, с раннего детства были вынуждены помогать родителям добывать пропитание, а их юркость и небольшой рост позволяли им выполнять то, что у взрослых не получалось.

Возможно, не раз так совпало, что юркая и ловкая Аня, названная священником местной церкви в честь святой, в северных деревнях звалась Нюрой за собственные умения. И эта кличка со временем превратилась в домашнее прозвище русских девочек, которых крестили именем Анна.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 15296
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Вт сен 11, 2018 8:34 pm

Непобедимый флот: как англичане смогли завоевать полмира

Изображение

Великобритания была самой могущественной колониальной империей, занимавшей обширные территории – от Австралии до Северной Америки. Над Британией никогда не заходило солнце. Как англичанам удалось покорить полмира?

Экономическая мощь
Англия одной из первых европейских стран вступила на путь индустриализации. Система протекционизма защищающая внутренний рынок от иностранной конкуренции к середине XVIII века обеспечила стране быстрый экономический рост.

В конце XIX столетия когда мир был фактически поделен между крупными метрополиями Англия уже стала главным промышленным монополистом: в «мастерской мира», как называли Британию, производилась треть мировой промышленной продукции. Такие отрасли британской экономики как металлургия, машиностроение и судостроение лидировали по объему производства.

При высоких темпах роста экономики внутренний рынок перенасыщался и искал прибыльного применения за пределами не только Королевства, но и Европы. Продукция и капитал с Британских островов активно потекли в колонии.

Немаловажную роль в успехах Англии как колониальной империи сыграл высокий уровень технологий, которому английская экономика всегда старалась следовать. Различные инновации – от изобретения прядильных машин (1769) до установки трансатлантической телеграфной связи (1858) – позволяли Британии быть на шаг впереди конкурентов.

Непобедимый флот
Англия постоянно пребывала в ожидании вторжения с континента, что заставляло ее развивать кораблестроение и заниматься созданием боеспособного флота. Разгромив в 1588 году «Непобедимую армаду» Фрэнсис Дрейк серьезно пошатнул испано-португальское господство на океанских просторах. С тех пор Англия, пусть и с переменным успехом, укрепляла свой статус морской державы.
Кроме Испании и Португалии серьезным конкурентом Англии на море выступала Голландия. Соперничество двух стран вылилось в три англо-голландские войны (1651-1674), которые выявив относительное равенство сил привели к перемирию.

К концу XVIII столетия у Британии на море оставался лишь один серьезный конкурент – Франция. Борьба за морскую гегемонию началась в период революционных войн – с 1792 года. Тогда ряд блестящих побед над французским флотом одержал адмирал Нельсон, фактически обеспечив Англии контроль над Средиземным морем.

В октябре 1805 года Великобритания получила возможность утвердить за собой право именоваться «владычицей морей». В ходе легендарного Трафальгарского сражения британский флот одержал сокрушительную победу над объединенной французско-испанской эскадрой, убедительно продемонстрировав свое тактическое и стратегическое превосходство. Британия стала абсолютным морским гегемоном.
Боеспособная армия

Для поддержания порядка и сохранения стабильности в колониях англичане были вынуждены держать там боеспособную армию. Используя свое военное превосходство Великобритания к концу 1840-х годов покорила практически всю Индию, население которой составляло почти 200 млн. человек.

Более того, английским военным постоянно приходилось выяснять отношения с конкурентами – Германией, Францией, Голландией. Показательной в этом плане была Англо-бурская война (1899-1902), в ходе которой британские войска уступая по численности силам Оранжевой республики смогли переломить ход противостояния в свою пользу. Однако эта война запомнилась неслыханной жестокостью британских солдат, применявших «тактику выжженной земли».

Особенно ожесточенными были колониальные войны между Англией и Францией. В период Семилетней войны (1756-1763) Англия отвоевала у Франции практически все ее владении в Ост-Индии и Канаде. Французы могли себя утешить лишь тем, что вскоре Великобритания была вынуждена капитулировать перед США в ходе войны за независимость.

Искусство дипломатии
Англичане всегда были искусными дипломатами. Мастера политических интриг и закулисных игр на международной арене они зачастую добивались своего. Так, не сумев одержать верх над Голландией в морских сражениях, они дождались пока война между Францией и Голландией достигнет апогея, а затем заключили мир с последней на выгодных для себя условиях.

Дипломатическими методами англичане помешали Франции и России отвоевать Индию. Британский офицер Джон Малколм в самом начале русско-французской кампании заключил два стратегических союза – с афганцами и с персидским шахом, которые спутали все карты Наполеону и Павлу I. Первый консул тогда отказался от похода, а русская армия так и не дошла до Индии.

Зачастую английская дипломатия действовала не только хитро, но и угрожающе настойчиво. В ходе Русско-турецкой войны (1877-1878) ей не удалось в лице турков приобрести «солдата на континенте», и тогда она навязала Турции договор по которому Великобритания заполучила Кипр. Остров был оккупирован немедленно и Британия приступила к созданию в Восточном Средиземноморье военно-морской базы.
Управленческие таланты

Площадь заморских владений Великобритании к концу XIX века составляла 33 млн. кв. км. Для управления такой громадной империей нужен был очень грамотный и эффективный административный аппарат. Англичане его создали.

Хорошо продуманная система колониального управления в себя включала три структуры – Форин-офис, Министерство колоний и Управление по делам доминионов. Ключевым звеном здесь выступало Министерство колоний, которое распоряжалось финансами и занималось подбором кадров для колониальной администрации.

Эффективность британской системы управления продемонстрировала себя при строительстве Суэцкого канала. Жизненно заинтересованные в морском канале, сокращающем путь в Индию и Восточную Африку на 10 000 километров, британцы не жалели средств, вкладывая их в экономику Египта. Однако огромные проценты, которые получали инвесторы вскоре превратили Египет в должника. В конечном итоге египетские власти были вынуждены продать Великобритании свои акции в компании Суэцкого канала.

Часто британские методы управления в колониях приносили и большие беды. Так, в 1769 – 1770 гг. колониальные власти устроили голод в Индии, закупив весь рис, а затем продавая его по непомерно высоким ценам. Голод унес жизни около 10 млн. человек. Англичане также практически уничтожили промышленность Индии, завозя в Индостан хлопчатобумажные ткани собственного производства.

Колониальная гегемония Великобритании закончилась лишь после Второй мировой войны, когда на политическую арену вышел новый лидер – Соединенные Штаты Америки.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 15296
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Чт сен 13, 2018 8:41 pm

Большой Иосип

Женщины, роскошь и голубой вагон югославского вождя


Изображение

На этот раз речь пойдет о югославском вожде Иосипе Броз Тито, который разъезжал по Балканам в голубом вагоне, окружал себя свитой из голливудских актеров, любил кино и озадачивал своих поваров, заставляя их воспроизводить блюда, которые он пробовал в гостях у мировых лидеров.

Катится-катится голубой вагон
Блестящий состав отправляется в небольшое путешествие из Белграда по землям бывшей Югославии. Это необычный пассажирский поезд. В бронированных вагонах, отделанных изнутри красным деревом и грецким орехом, есть спальни, столовые, кабинет и кинозал, обставленные дорогой мебелью в стиле ар-деко. Сегодня поезд заполнен туристами, а еще 50 лет назад в этих голубых вагонах путешествовали индийский премьер-министр Джавахарлал Неру, египетский президент Гамаль Абдель Насер, император Эфиопии Хайле Селассие, британская королева Елизавета II и другие политические лидеры, которых любезно приглашал в гости югославский диктатор Иосип Броз Тито. Говорят, что он сам распорядился выкрасить локомотив в цвет своего голубого маршальского мундира.

Изображение
Rolls-Royce Phantom 5, принадлежавший вождю

Вице-президент Югославии Милован Джилас позже вспоминал, как вместе с Тито и другими высокопоставленными чиновниками смотрел фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор»: «Началась сцена, в которой машинист поезда пытается остановить состав прямо напротив ковровой дорожки, по которой должен пройти диктатор. Мы все вмиг протрезвели и умолкли. Точно такая же ситуация происходила с Тито на любом вокзале, разве что наш машинист был более ловким. Тито тоже заметил сходство, посмотрел на нас и озорно рассмеялся».

Коммунистический шик
На этом поезде маршал привозил влиятельных гостей к побережью Адриатики, откуда на дорогих яхтах они отправлялись к летней резиденции югославского лидера – островам Бриони. На архипелаге было все, что нужно для развлечений и отдыха партийной элиты.

Роскошные виллы, бассейны, залы для спа, поля для гольфа, даже зоопарк с экзотическими животными, которых Тито привозил из своих путешествий и получал в подарок от известных политиков. Маршал любил купаться в роскоши: например, чтобы он мог отдохнуть с советскими генсеками Никитой Хрущевым или Леонидом Брежневым на охоте, в угодьях разводили самых крупных оленей и фазанов.

Зачастую югославский вождь заставлял своих поваров отыскивать рецепты, а потом готовить изысканные блюда, которыми его угощали главы государств и правительств в зарубежных поездках. Деликатесы и недостающие для приготовления этих блюд особые ингредиенты доставляли из дальних стран прямиком на кухню маршала. Впрочем, то же касалось и выпивки. Тито любил крепкий шотландский виски и югославское вино, которое производили из плодов, выращенных на его собственных виноградниках. Даже вредные привычки его отличались шиком: маршал много курил, отдавая предпочтение самым дорогим гаванским сигарам.

Изображение
Тито с Никитой Хрущевым на корабле в Адриатическом море

Знаменитая Белая вилла, в которой югославский диктатор любил проводить время, была обставлена роскошной мебелью, которую нередко заимствовали в музеях. При этом официально все это великолепие принадлежало не любимому народом маршалу, а государству. В двух других резиденциях, «Ядранке» и «Брианке», Тито размещал высокопоставленных гостей. На обеих виллах собраны коллекции подарков от иностранных политиков, среди которых бесценные произведения искусства: икона ХV века, золотые египетские статуэтки, подлинные полотна известных художников.

Еще одна вилла в футуристическом стиле, окруженная бамбуковыми зарослями, была для Тито местом уединения. Но и это не все. Маршал пользовался более чем 30 резиденциями по всей Югославии, а также недвижимостью, которую ему по-дружески предоставляли другие мировые лидеры. Под одной из вилл расположен секретный бункер с полноценной инфраструктурой на случай ядерного удара. К слову, в некоторых из этих роскошных мест маршал побывал всего пару раз, но их до сих пор называют «виллами Тито».

Люксовые экипажи
Автопарк, принадлежащий Иосипу Броз Тито, заслуженно считался одним из самых дорогих и эксклюзивных в мире. Многие авто были созданы специально для маршала и выпущены в ограниченном количестве. Среди его любимых автомобилей были и роскошные бронированные лимузины Mercedes, на которых он ездил на официальные встречи, и дорогие машины, которые Тито водил сам, для поездок в Бриони. Были в коллекции маршала и раритеты вроде Packard 1948 года.

Своих гостей он лично возил по острову на Rolls-Royce Phantom 1960 года выпуска или на открытом Cadillac. Известна история, как Тито усадил в автомобиль прибывших в 1955 году в Югославию высокопоставленных советских чиновников Никиту Хрущева, Анастаса Микояна и Николая Булганина, сел за руль и лихо укатил вглубь острова, оставив позади журналистов и охрану советской делегации. Маршал любил скорость и при любом удобном случае демонстрировал свое мастерство вождения.

Изображение
Яхта «Галеб», принадлежавшая югославскому диктатору

После смерти Тито принадлежавшие ему автомобили стояли без дела, пока власти Сербии не выставили их на продажу с аукциона. Цены колебались от 200 тысяч евро за машины Rolls-Royce и до полумиллиона за каждый из лимузинов. Большая часть коллекции была распродана, самым дорогим лотом стал шестидверный открытый лимузин Mercedes-Benz 600 Pullman Landaulet 1971 года выпуска. Всего в мире было создано девять таких автомобилей, поэтому неудивительно, что цена такой машины составила около трех миллионов евро.

В окружении звездной свиты
Особой страстью Тито было кино. Он смотрел около 280 фильмов в год. В голубом поезде он специально попросил обустроить кинозал, чтобы и в дороге смотреть новые ленты. Часто он приобщал к просмотру гостей и коллег. Особенно Тито любил документальные фильмы. В зарубежные поездки он обычно брал с собой кинооператора.

Фанат кино, маршал приложил руку и к развитию югославского кинематографа. Номинированная на Оскар лента «Битва на Неретве» режиссера Велько Булаича снималась под руководством самого Тито, который выделил на производство баснословные по тем временам деньги — около 12 миллионов долларов. Афишу рисовал Пабло Пикассо, а на премьере присутствовали сам Тито и легенды мирового кино Софи Лорен и Омар Шариф.
Маршал любил окружать себя звездами мировой величины. На его виллах в Бриони отдыхали такие известные актеры, как Элизабет Тейлор и Ричард Бертон, Вивьен Ли и Лоуренс Оливье, Джина Лоллобриджида. Тито нравилось, что знаменитости и, в частности, красивые женщины составляют ему компанию, подчеркивая его статус.

Главный модник республики
Британский министр иностранных дел Энтони Иден в 1952 году привез югославскому вождю рулон лучшей английской ткани. Тито был в восторге. Он обожал дорогую и красивую одежду. В Югославии маршал с женой Йованкой считались настоящими иконами стиля. Граждане страны даже мечтать не могли о нарядах, в которых щеголяла чета Тито. У признанного югославского модника хранились километры изысканных тканей. Дорогие парадные мундиры, классические итальянские костюмы и наряды для отдыха на вилле, даже постельное белье, пижамы и носовые платки — все это шили из лучших материалов, которые Тито дарили именитые гости. Вождь всегда был одет с иголочки, дополняя свой образ драгоценными перстнями.

Изображение
Рабочий кабинет Тито в секретном бункере

Как любитель роскоши, Тито был заядлым коллекционером дорогих вещей. Чего только не было у югославского маршала: горы драгоценностей, картины, среди которых подлинники Пикассо и Гойи, дорогие часы, коллекции монет, посуды, оружия и антиквариата, в том числе «взятого на хранение» в государственных музеях. Гордостью Тито была его огромная библиотека, в которой он особенно выделял одну книгу – первое гамбургское издание «Капитала» Карла Маркса.

Кроме предметов искусства Тито коллекционировал ордена, медали и звания, которыми его награждали в Югославии и за рубежом. Он был всевозможным почетным участником, главой и учредителем всего подряд в Югославии, но также имел и высшие знаки отличия других стран. Среди них французские Орден Почетного легиона и орден Заслуг, британский Орден Бани, советский Орден Ленина, японский Высший орден Хризантемы, Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» и многие другие.

Говорили, что наград у Тито было так много, что его китель, так же, как и китель Леонида Брежнева, весил более шести килограммов. Все это, а также портреты щедрых мировых лидеров маршал бережно хранил в своей Белой вилле на Бриони, а позже в городской резиденции в Белграде – шикарном дворце «Мир». Его строительство закончилось за несколько месяцев до смерти маршала. Похоронен Тито в своем зимнем саду в Белграде – в «Доме цветов», который стал его мавзолеем. Даже в конце жизни маршал пожелал находиться в привычной роскошной обстановке, но на этот раз не среди золота – среди роз.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 15296
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Вс сен 16, 2018 8:57 pm

Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка Горького

Изображение
Девушка с веслом. Харрисон Форман. 1939 год

Причуды ботаника-вельможи XVIII века, подарившие парку его знаменитые цветники. Парашютная вышка, которую высмеяли Ильф и Петров. Слишком откровенная скульптура. Зеленый театр, в котором целовались Пушкин с Гончаровой и пел Цой. Изучаем историю Парка Горького и его территории на самых интересных примерах.

Центральный парк культуры и отдыха, недавно отметивший свое 90-летие, открылся в Москве 12 августа 1928 года. Имя Максима Горького ему присвоили в 1932-м, когда главный пролетарский писатель вернулся в СССР из итальянской эмиграции и по всей стране отмечалось 40-летие его творческой деятельности.

За 90-летнюю историю парка его концепция неоднократно менялась, а с ней — и список его главных достопримечательностей. «Мосгортур» подготовил рассказ о пяти местах и объектах, становившихся символами парка в разные времена.

Изображение
Директор парка Бетти Глан, Герберт Уэллс и его сын Джордж. Архив Парка Горького. 1934 год

Цветники Парка Горького
Одна из главных загадок современного Парка Горького — название Нескучного сада. По одной из версий, все дело в особенной системе охраны, которую использовал в саду его основатель Прокопий Демидов — вельможа-самодур екатерининской эпохи, очень любивший ботанику. Вы наверняка видели его портрет кисти Дмитрия Левицкого, хранящийся в Третьяковской галерее: на нем Демидов изображен с лейкой, цветочными горшками и раскрытым гербарием.

Изображение
Портрет П.А. Демидова. Художник Д. Левицкий. 1773 год

Сад — самый большой в Европе! — был мечтой Демидова. К ее воплощению он приступил середине XVIII века, купив земли на территории нынешнего парка. Над созданием пяти террас, каскадом спускавшихся к реке, два года трудились более семисот работников. Коллекция флоры охватывала все континенты, кроме Антарктики. Немецкий ученый-естествоиспытатель Петер Паллас за месяц работы в 1781 году составил подробный каталог, насчитав в демидовском саду 2224 растения. Однако сам нувориш-ботаник оценивал размеры своей коллекции так: «по каталогу — 4363, да сверх каталогу — 3634, а всего — 8000». Собранный им «травник» (гербарий) из растений собственного сада к моменту передачи Московскому университету насчитывал четыре тысячи наименований.

Изображение
Отдыхающие на Ландышевой аллее. 1935 год

Легенда связывает название сада с одной из причуд его владельца, который расставлял в оранжереях набеленных обнаженных крепостных под видом античных статуй для борьбы с вороватыми посетителями. Как только кто-то протягивал руки к диковинным растениям или плодам, «статуи», к его ужасу, приходили в движение. Впрочем, есть версия, что усадьба предыдущего владельца этой территории, князя Никиты Трубецкого, уже называлась Нескучное — и сад просто унаследовал имя.

В 1931 году оранжерейное хозяйство Нескучного сада передали ЦПКиО. Это дало толчок к расцвету цветочно-коврового искусства — художник Васо Бежани создавал здесь огромные цветочные портреты Ленина, Сталина и Горького. Кстати, до 30 сентября их современные аналоги можно увидеть на выставке «Парк Горького: фабрика счастливых людей» в Московском музее современного искусства.

Изображение
Цветочные портреты Ленина, Сталина и Горького. Художник Васо Бежани. 1931 год

В 1938 году в парке появился розарий — большой открытый партер с клумбами, на которых росли 12 видов чайных роз. Сегодня старинные флористические традиции продолжает оранжерея в Нескучном саду, которая занимает более тысячи квадратных метров. Здесь выращивают растения для цветников Парка Горького.

«Шестигранник»
В начале XX века большую часть территории нынешних партера и «Музеона» занимала городская свалка. К 1923 году ее расчистили и открыли на этом месте временную Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку (ВСХВ), предтечу ВДНХ. Границы выставки определили место будущего ЦПКиО.

Изображение

Для возведения 225 павильонов были привлечены лучшие архитекторы страны разных поколений — среди них были Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Вячеслав Олтаржевский, Александр Кузнецов. Ориентальный павильон Туркестана стал последней постройкой мэтра модерна Федора Шехтеля, а павильон «Махорка» — одной из первых работ авангардиста Константина Мельникова.

Изображение

Большинство строений были деревянными. Исключение — центральный павильон машин и орудий, сделанный по проекту Ивана Жолтовского, Михаила Парусникова и Виктора Кокорина на железобетонном каркасе. Приверженец классицизма, Жолтовский выстроил в круг шесть ангаров, увенчанных фронтонами, обратив их к внутреннему дворику с фонтаном. Из-за формы павильон прозвали «Шестигранником». Выставка проработала всего три месяца и закрылась. Часть построек использовалась потом в ЦПКиО, но только «Шестигранник», пусть и в руинированном состоянии, дожил до 90-летия парка.

В 1925 году в нем прошла первая в истории страны международная автовыставка. Летом 1929-го сюда въехала экспозиция живописи и скульптуры Общества московских художников. В том же году «Шестигранник» переоборудовали в гигантскую фабрику-кухню, способную производить ежедневно 30 тысяч блюд. В одном из блоков заработала лимонадная фабрика, в другом хранились тележки мороженщиков. К 1936 году фабрика-кухня превратилась в популярный пивной ресторан, здесь открылся центр русского бильярда, начались танцевальные вечера.

В 1942 году «Шестигранник» был частично разрушен во время бомбежки. После войны его немного привели в порядок и использовали под хозяйственные нужды. В одном из ангаров с конца 1950-х до 1966-го прописалась моднейшая танцплощадка, которую вы наверняка видели в кино: там начинается действие «Стиляг», мелькает она и в кинокартине «Москва слезам не верит». К 1980-м этот архитектурный реликт был окончательно заброшен. В данный момент «Шестигранник» находится на реставрации, после которой должен стать выставочной площадкой музея современного искусства «Гараж».

Изображение
План Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького

Две «Девушки с веслом»
В середине 1930-х ЦПКиО обогатился скульптурой в соответствии с новым генеральным планом парка, который разработал будущий главный архитектор Киева (1944) и Москвы (1954) Александр Власов. За этот план в 1937 году на Всемирной выставке в Париже Власов получил Гран-при.
Парк наводнили не только слепки с классических шедевров, но и авторские работы ведущих советских скульпторов.

Главное место среди них скоро заняла «Девушка с веслом» Ивана Шадра, чьи монументы украшали еще ВСХВ в 1923 году. Всесоюзную известность ему принесли многочисленные памятники Ленину и Горькому, образы трудового народа для первых советских денег и скульптура «Булыжник — оружие пролетариата», выполненная к десятилетию Октябрьской революции.

Изображение
Девушка с веслом. Автор Харрисон Форман. 1939 год

В 1935 году Шадр поставил в центре Фонтанной площади партера девятиметровую вертикальную доминанту — статую обнаженной спортсменки, совмещавшей в себе черты античных богинь-копьеносиц и идеализированного представления скульптора о женщине первого в мире государства рабочих и крестьян. Моделью стала юная спортсменка Вера Волошина. Во время войны она ушла в партизаны, оказалась в одном отряде с Зоей Космодемьянской и погибла с ней в один день. В 1994 году ей было присвоено звание Героя России.

Еще до войны в ЦПКиО появилась другая «Девушка с веслом», поскольку первую сочли вызывающе эротичной. По одной из версий, Сталин, лично оценив «советскую Венеру» во время посещения парка, сказал: «Убрать! Увидят и дальше не пойдут!»

Шадру позволили найти для его творения новое место. За счет скульптора первую «Девушку с веслом» возили по югу страны на открытой железнодорожной платформе. В Одессе статую предложили «приодеть» в трусы, в Николаеве она какое-то время постояла у местного яхт-клуба, но желающих дать ей постоянное пристанище после вышеприведенного резюме долго не находилось.

А новая «Девушка с веслом» заняла старое место в парке в 1936 году. Она не могла не отличаться от предшественницы, поскольку моделью на этот раз была гимнастка Вера Бедринская. В одном Шадр остался верен себе — статуя опять была обнаженной.

Изображение
Девушка с веслом. Автор Харрисон Форман. 1939 год

К сожалению, ни один из вариантов не сохранился. Бронзовые этюд и копия головы статуи, хранящиеся в Третьяковке, да многочисленные фотографии — вот все, что осталось от монумента, который и по сей день является одним из главных символов Парка Горького.

Парашютная вышка
Летом 1929 года в парке, ближе к Крымскому Валу, возвели 35-метровую башню спирального спуска, по которому посетители съезжали на ковриках. Ильф и Петров высмеяли ее в своем фельетоне для «Правды», обозвав «сенсацией XIX века». Однако вскоре несовременный аттракцион получил новое предназначение.

Изображение

18 августа 1933 года в СССР «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» появился новый ежегодный праздник — День авиации. Апофеозом стал рекордный по численности одновременный прыжок 62 парашютистов с трех самолетов в Тушине.

Изображение
Газета «Красная звезда». 18 августа 1933 года

С начала 1930-х советские парашютисты переписали на себя множество мировых рекордов, их имена знала вся страна. Парашютные вышки строились в каждом городе, а в Москве, Ленинграде и Харькове — в каждом районе. Так спиральная башня ЦПКиО превратилась в парашютную вышку (спуск при этом продолжал работать).

Изображение

Совершить прыжок с этого тренажера с помощью подвешенного на тросе парашюта мог любой желающий, для этого нужно было только пройти инструктаж и заплатить один рубль. Это был один из самых дорогих и самых популярных аттракционов довоенного парка.

Изображение

Во время Великой Отечественной войны вышка вновь сменила свое предназначение, став наблюдательным пунктом ПВО. Разобрали ее в начале 1950-х. Сейчас на этом месте стоит бронзовая скульптура «Балерина» Елены Янсон-Манизер, вдохновением для которой была прима советского балета Галина Уланова. А модель парашютной вышки выставлена в музее Парка Горького.

Зеленый театр
Первый летний «воздушный» театр в Нескучном саду появился в 1830 году по распоряжению Николая I. Пушкин однажды пригласил сюда Наталью Гончарову, а на обратном пути поцеловал ее в парке, о чем написал в дневнике.

К началу XX века от театра остались только воспоминания. В 1930 году на стыке партера и Нескучного сада поставили временную эстраду для массовых действий. Летом 1933 года ее заменили открытым Зеленым театром. Он вмещал 20 тысяч человек. В 1935-м здесь давали оперу Жоржа Бизе «Кармен» Большого театра, в 1936-м — оперу «Тихий Дон» Ленинградского Малого оперного театра, в 1937-м — балет «Бахчисарайский фонтан» Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, в 1938-м — балет «Кавказский пленник» Большого театра и несколько спектаклей Московского театра оперетты.

«Вы сидите в огромном зале, стены которого шумят зеленой листвой вековых деревьев, над вами прозрачный синеющий купол вечернего неба, над вами и вокруг вас сверкают звезды — вы видите огни неба и огни Москвы, раскинувшиеся далеко за рекой. Вы дышите чудесным свежим воздухом... Трудно на словах передать впечатление от этого замечательного театра. Приходите, посмотрите», — восхищалась в 1936 году «Комсомольская правда».

Настоящий фурор вызывали киносеансы — для них в Англии купили экран «Гигант» размером с трехэтажный дом, а научно-исследовательский Институт кинематографии разработал звуковую аппаратуру. В историю отечественного кино вошла дата 29 мая 1936 года, когда при полном аншлаге состоялась театрализованная премьера фильма Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.

Изображение
Афиша фильма «Цирк». 1936 год

В военные годы площадка использовалась для проведения лекций-концертов со сбором средств на строительство танка Т-34 «За передовую науку!». После войны театр перестроили к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. При этом его передвинули в глубь парка на 25 метров, сделав более удобным проход по набережной.

Лебединой песней Зеленого театра стали в 1987 год съемки финала культового фильма «Асса» Владимира Соловьева, для которых на выступление группы «Кино» Виктора Цоя пришли более 12 тысяч человек. С 1989 года эту территорию занимает Театр музыки и драмы Стаса Намина.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 15296
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Вт сен 18, 2018 9:10 pm

За что взорвали советского авиаконструктора Бережного

Изображение

Об этом загадочном убийстве написаны многочисленные статьи в печатных и электронных СМИ, а в конце 2017 года телеканал «Россия» показал документальный фильм-расследование «Бомба для главного конструктора». Однако никому из авторов этих материалов так и не удалось ответить на главные вопросы: кто же все-таки заказал и убил в феврале 1981 года главного конструктора Куйбышевского конструкторского бюро автоматических систем Минавиапрома СССР (ККБАС) Игоря Александровича Бережного.

Как убили конструктора
Как писало издание «Самарское обозрение», Бережной погиб 4 февраля 1981 года в Москве, где находился в служебной командировке. Из столицы конструктора кто-то попросил привезти лекарства. И когда Бережной сел в машину и открыл коробку, взрыв разнес автомобиль на части. Тело убитого конструктора было настолько обезображено, что покойного хоронили в закрытом гробу. Водителя ученого контузило, больше в результате сработавшего взрывного устройства никто не пострадал.

Кем он был
Профессор, доктор наук И.А. Бережной с 1972 года возглавлял ККБАС, которое ранее называлось ОКБ «Шасси самолетов и вертолетов». Как специалиста его ценили такие авиаконструкторы, как А. Туполев, О. Антонов и В. Мясищев. Он был автором свыше 200 научных разработок в области авиастроения. Наибольшую известность конструктору принесла лазерная система посадки самолетов «Глиссада». Однако, как пишет издание «Волжская коммуна», сразу же после убийства Бережного (расследование велось КГБ) в его конструкторском бюро вскрылись многочисленные махинации, в которых фигурировали подчиненные Игоря Александровича.

Следователи утверждали, что Бережной не мог не знать об этих преступлениях. Сотрудники секретного КБ, судя по результатам следствия, в больших масштабах присваивали выделяемые для бюро товарно-материальные ценности, главным образом советский дефицит того времени: от мебели и телевизоров до импортной кино- и фотопленки. По данным фактам было возбуждено уголовное дело. Общая сумма нанесенного государству ущерба составила свыше 20 тысяч рублей.

Основные версии покушения
Это убийство называют первым заказным в истории позднего СССР. Бережной занимал высокое положение в Куйбышеве, его прочили в секретари горкома партии. По обвинению в мошенничестве арестовали четверых подчиненных главного конструктора КБ. При задержании один из них успел отравиться, другой воткнул в себя нож, но его откачали. Куйбышевский судья А.А. Щупаков, занимавшийся разбирательством данного дела, уверял в своем интервью «Волжской коммуне», что Бережной явно помогал списывать ценности.

По одной из версий, прозвучавшей в фильме «Бомба для главного конструктора» от лица бывших конструкторов, работавших в ККБАС, заказное убийство было связано именно с незаконной деятельностью КБ. В частности, самолеты секретного предприятия часто использовались не по назначению партийной верхушкой Куйбышева, якобы в этой авиатехнике была заинтересована мафия, собиравшаяся перевозить на ней некие грузы.

«Самарское обозрение» приводит и экзотическую гипотезу убийства Бережного, которая связана с любимой бортпроводницей Л.И. Брежнева. Единственный доживший до наших дней фигурант уголовного дела, возбужденного по факту злоупотреблений в ККБАС, В. Нехорошев, получивший условный срок, считает, что Бережного просто показательно убрали, чтобы другие видные советские конструкторы «не высовывались».

Якобы системой «Глиссада», разработанной под руководством Игоря Александровича, очень интересовались американцы, и они хотели переманить ученого в США. Противники этой версии утверждают, что ничего особенного в «Глиссаде» не было, более того, ее параметры в свое время публиковала «Правда».

В конечном итоге никто не был обвинен в убийстве И.А. Бережного (с одного из подчиненных главного конструктора, осужденного впоследствии за финансовые махинации в КБ, их сняли). Авторы фильма «Бомба для главного конструктора» запрашивали информацию об уголовном деле, возбужденном по факту убийства, в архивах ФСБ и Генпрокуратуры. Но эти службы сообщили, что никакими материалами они не располагают. Таким образом, вопросы, кто и за что убил главного конструктора в 1981 году, сегодня так и остаются без ответов.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 15296
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Re: Непростая история

Сообщение VAM » Чт сен 20, 2018 9:02 pm

Почему обычай новгородцев мыться в банях шокировал древних киевлян

Изображение

Монах Нестор, автор старейшей дошедшей до нас русской летописи «Повести временных лет», вложил в уста апостола св.Андрея Первозванного такие слова о новгородцах (ильменских словенах), якобы сказанные после его мифического путешествия по землям будущей Руси (на которых в I веке н.э. ещё никаких славян не было):
«Удивительное видел я в Словенской земле на пути своём. Видел бани деревянные, и разожгут их сильно, и разденутся догола, и обольются квасом кожевенным, и возьмут молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что вылезут еле живые, и обольются водою студеною, и так оживут».

Некоторые историки считают этот пассаж, как и само сказание о крещении Руси св.Андреем, позднейшей вставкой. Историк А. Карташёв считал, что так некий киевлянин хотел посмеяться над новгородцами. Однако всё это лишь подчёркивает главное: то, как жители Северной Руси парились в горячих банях, казалось жителям Южной, Киевской Руси странным и смешным. Неужели киевляне в те времена сами не мылись?

Римские истоки банной культуры
Для решения этих вопросов необходимо разобраться в том, откуда взялись на Руси горячие бани, и как вообще мылись в средние века на Руси и в Западной Европе.
Слово «баня» пришло в славянские языки из латыни, куда оно, в свою очередь, было заимствовано от древнегреческого «баланейон». Греко-римская цивилизация развила высочайшую культуру гигиены тела и полезного досуга, связанного с мытьём и времяпровождением в общественных банях – термах. Как многие другие достижения античности, римские термы были унаследованы византийской цивилизацией, а затем арабами, завоевавшими большинство стран древней Римской империи.

В XIV веке марокканский путешественник Мухаммед ибн Баттута описал, что для обеспеченных жителей Каира, особенно для женщин, пребывание в общественных банях было излюбленным времяпровождением. Богатые арабские матроны порой уходили туда на целый день, брали с собой еду и служанок. Археологические раскопки обнаружили, что в первые века после арабского завоевания потолки и стены общественных бань часто расписывались картинками с эротическими намёками (например, с изображением танцовщиц), несмотря на запрет ислама изображать живые существа. Очевидно, в банях он не соблюдался достаточно строго. Через арабов обычай строить бани и париться в них восприняли турки.

Видоизменив их, они создали свои знаменитые турецкие бани.
В Западной Европе, несмотря на варварское завоевание, римские термы не были забыты насовсем. С постепенным возрождением городской жизни и ремёсел возрождаются и общественные бани. Средневековые манускрипты полны иллюстраций, свидетельствующих о широком распространении и популярности бань. В банях часто помещались цирюльни.

Стереотип, будто европейцы в средние века мылись редко, абсолютно неверен. Упадок бань и пренебрежение гигиеной начались в Европе лишь в XVI веке. Это было связано с двумя обстоятельствами. Первое – повсеместный рост религиозного фанатизма, вызванный борьбой между католичеством и только что возникшим протестантизмом. Представители обеих конфессий старались быть самыми благочестивыми, а потому усиленно осуждали любое обнажение тела. Вторая причина, возможно, была более действенной – экономия древесного топлива в связи с повсеместным сведением лесов на нужды кораблестроения и металлургии.

Народные истоки русской бани
Влияние римской цивилизации было не единственным, способствовавшим возникновению бань в средневековой Европе. Очевидно, что обычай мыться горячей водой в специально натопленных помещениях издревле бытовал у германцев и славян. Древнейшие свидетельства о существовании бань у англосаксов относятся к VIII веку. Если общественные бани в античности и в средние века посещали люди с достатком, то в деревнях, где жило подавляющее большинство населения, люди строили привычные нам небольшие семейные деревянные бани.

Распространение слова «истобка», которым баня обозначалась у славян до заимствования древнеримского термина, возможно, указывает на общие славяно-германские истоки этого народного обычая. Выдающийся чешский славист Любор Нидерле полагал, что «истобка» происходит от древнегерманского stube. Но не исключено, что заимствование здесь – обратное, от слова «истопити». Как бы то ни было, но деревянная баня, где пар получался путём плескания воды на раскалённые камни – древний обычай славян и германцев ещё до образования у них государств.
Это был также давний обычай финнов. При этом нельзя сказать, что баня древних новгородцев была заимствованием у финнов, а не наоборот. Финская сауна – изобретение ХХ века, а традиционная финская баня ничем не отличалась от русской.

Мылись все, но немного по-разному
Баня у славян имела ещё одно название – «мовница». Впервые обычай древних русов и славян мыться в банях упомянут в договоре киевского князя Олега с Византией (911 г.), где оговорено право русских купцов строить на своём дворе в Константинополе собственные бани для омовения. «Истобкой» называется баня в летописном рассказе о мести княгини Ольги древлянам, когда она пригласила древлянских послов в баню, заперла их там и сожгла.

Вот тут мы и выходим на решение вопроса о том, что же шокировало киевского летописца в новгородских банных обычаях. Сказание об Ольгиной мести подтверждает, что горячие бани были известны и в Киевской земле. Да и договор Олега с греками подписывали от имени Руси представители южных племён – полян, северян и т.д., но новгородские словены среди них не упомянуты (зато упомянуты ростовцы, то есть представители финского племени меря), они впервые появляются в дипломатических актах лишь с аналогичного договора князя Игоря (944 г.). Значит, киевляне в X-XII веках, также, как и жители Северной Руси, тоже мылись в горячих банях. Чем же объяснить иронию летописца, когда он пишет о новгородских банях?

Объяснения тут, как представляется, могут быть такие. Первое – Нестора (или другого составителя) забавлял не сам обычай мыться, а то, чем он сопровождался в Новгороде: обливание квасом, хлестание вениками, обливание холодной водой. Вспомним, что позднее западноевропейских путешественников всегда шокировал обычай русских окунаться после бани в прорубь. Второе – городская культура в Киеве стояла несравненно выше, чем в Новгороде, и во времена Нестора (начало XII века) там уже существовали большие общественные бани на западноевропейский (римско-византийский) манер, где, конечно, не было описанных выше «истязаний», а всё совершалось более чинно. Впрочем, одно другому не противоречит. Единственное, что склоняет в пользу только первого объяснения – в Киеве археологи, кажется, пока не нашли остатков сооружений древнерусского периода, которые могли служить общественными банями.
Расскажи друзьям:
Изображение
“Самая дешевая гордость – национальная. Убогий человек, не имеющий ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией…”. Артур Шопенгауэр.
Аватара пользователя
VAM
Старожил
 
Сообщения: 15296
Зарегистрирован: Ср ноя 04, 2009 11:47 am
Город: Сим

Пред.

Вернуться в Пельменная "У Михалыча"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

 

Реклама