Екатерина II – педиатр на троне

Екатерина II – педиатр на троне

Как воспитывали царских детей и внуков


Мы давно уже привыкли, что возглавлять государство может человек любой профессии. Владимир Ленин был юристом, Никита Хрущев – шахтером, Борис Ельцин – строителем, а 40 й президент США Рональд Рейган – вообще актером.

Во времена монархий на престол мог сесть только царь. Но многие из них явно имели профессиональное призвание.
Так, Иван Грозный был незаурядным литератором, брат Петра I царь Федор Алексеевичсочинял музыку, сам Петр известен как царь-плотник. Был среди русских самодержцев даже педиатр и педагог в одном лице. Звали царя, вернее царицу, Екатерина II.


Портрет Екатерины II. Ф.С. Рокотов, 1763 г

Первый блин
Разумеется, тогда не было ни такого слова, ни такого понятия – «педиатрия». По большому счету не было даже детства как такового. Прежде всего это касалось царской семьи. Лет до пяти августейший ребенок считался младенцем, которого следовало только беречь. Потом становился условным взрослым со всеми полагающимися атрибутами, включая взрослую одежду, парики, украшения и кое-какие государственные обязанности. Например, посещение парадов, приемов или ответственных церковных служб, которые могли длиться по несколько часов. В общем, ничего хорошего для здоровья.

Порочность такой системы Екатерина отлично понимала еще смолоду, но ничего не могла поделать – ее первенца согласно дворцовой традиции сразу после рождения у нее отобрали. Будущий император Павел I воспитывался по старинке: «Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, во фланелевых пеленках, в кроватке, обитой мехом черных лисиц. Его покрывали одеялом из бархата и меха. Пот постоянно тек у него с лица и по всему телу, вследствие чего, когда он вырос, то простужался и заболевал от малейшего ветра. Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Это слова самой Екатерины. Конечно, можно заподозрить, что она слегка преувеличила проблему. Но на деле выходит, что наоборот. Несколько независимых источников, в частности, показания придворных врачей, говорят, что здоровье маленького Павла было расшатано капитально: «Желудок его уже в детстве был совершенно испорчен. Он отказывался есть, а его пичкали; от молочного его несло, от мясного тошнило, и так продолжалось потом всю жизнь». Надежность воспитательной системы того времени отлично иллюстрирует интересный факт: когда Павлу было три года, он ночью вывалился из колыбели на пол, долго плакал и полз почти до двери. А обнаружили это только утром. Поистине у семи нянек дитя без глазу. Самой же Екатерине приходилось терпеть и наблюдать. Это длилось долгих 8 лет. Но 28 июня 1762 г. состоялся очередной дворцовый переворот. Екатерина стала полновластной императрицей.


Портрет императора Павла I в детстве.

Вырастить героя
Однако заниматься воспитанием сына к тому времени было уже слишком сложно. «Бестолковые старухи и мамушки» потрудились на славу – мальчик боялся матери до икоты и обмороков. Тем не менее призвание не обманешь. Со временем Павел женился, и у него появились сыновья. Вот тут-то талант императрицы раскрылся в полной мере. «У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» – изрекла Екатерина. И составила целый трактат, который называется «Наставление к воспитанию внуков».
Были там любопытные пункты, которые могут показаться свидетельством существования машины времени – до того они похожи на современные представления о воспитании и сохранении здоровья малышей.

«Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь. Летом же купаться, сколько сами пожелают, лишь бы пред сим не вспотели. В детях малые припадки озноба, либо жара, или боли в члене, делаются к росту или иному какому естественному приращению, которые пройдут без лекаря, без лекарства и без врача и врачебства. Употребление же лекарства в тех случаях отнимет силы нужные к производству того естественного действия…»

Впрочем, это все теория. А как же практика? Об этом безграмотно, но честно рассказывает один из внуков Екатерины, будущий император Александр I: «Любезной папинка и маминка целую ваши ручки. Я слава Богу здоров и ездел вчерась з Братцом вфаетоне гулять и купалесь фпруду с холодною водою а сего дня поедим ф Петербург 5 августа Сынок ваш Алексаша».


Портрет великого князя Александра Павловича в детстве.

Еще совсем недавно о том, чтобы царский сын купался в пруду, не могло быть и речи. Тем не менее Екатерина уделяла этому много внимания. И даже разработала специальную одежду, очень похожую на купальные костюмы времен Маяковского, – этакие «борцовки» из тонкой шерсти.

Холод, пушки, ползунки
Но сущий ад, по представлениям «мамок и нянек», творился, когда внуки императрицы были совсем маленькими. Никаких перин или меховых одеял! Только закаливание, только свежий воздух! Нормативы – не более двух свечей на комнату, окна всегда открыты, температура не превышает 15 градусов по Реомюру (19 градусов по Цельсию). Ежедневно – холодная ванна. А чтобы уберечься от сквозняков, Екатерина изобретает сразу несколько видов одежды для младенцев. Самое интересное, что все они активно используются и по сей день. Это ползунки, боди и их совмещение – комбинезон. Правда, сейчас у него застежка спереди и на кнопках, а тогда была сзади и на пуговках. По сравнению с обычной длинной младенческой рубашкой – гигантский шаг вперед. Удобнее еще ничего не придумали.

Результат впечатляет: «Он не знает и не терпит на ножках чулок, и на него не надевают ничего такого, что могло бы малейше стеснить его в какой-нибудь части тела… Он не знает простуды, полон, велик, здоров и очень весел!»

Пожалуй, единственное, что можно поставить царственной бабке в упрек, это то, что Александр был туговат на одно ухо. Известно, что, когда он родился, императрица велела чуть ли не ежедневно палить из пушек под его окнами, чтобы приучить мальчика к звукам боя. Но в остальном обошлось без перегибов. А кое-что из наследия Екатерины не худо бы взять на вооружение и современным педиатрам, педагогам да и просто родителям. Например, вот это мудрое наставление: «Выговоры детям чинить наедине, а хвалить, когда того достойны, при свидетелях».

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments