Чат неактивен

День рождения «копейки»

Серийный выпуск ВАЗ-2101 был начат 45 лет назад

9 сентября 1970 года начался серийный выпуск автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Прототипом модели стал Fiat 124. Машина была доработана и адаптирована так успешно, что обрела статус народного автомобиля, получив прозвище «копейка». Автомобиль стал первым из выпущенных на построенном во второй половине 60-х годов в Тольятти ВАЗе.

Про «копейку» говорили «неубиваемая». И действительно, некоторые экземпляры до сих пор, спустя 25–30 лет со дня выпуска, остаются в строю.
Автомобиль ВАЗ-2101 создавался во второй половине 60-х годов. Для того чтобы быстро предоставить советским людям достаточное количество недорогих «легковушек», был куплен проект Fiat 124.

Итальянский автомобиль не отличался каким-то особенным дизайном или выдающимися ходовыми качествами. Но был компактным, практичным и не слишком дорогим в производстве. В 1960-х – 1970-х годах именно такие машины были главной тенденцией европейского легкового автомобилестроения.


В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством Fiat договор о сотрудничестве. А в августе того же года советский Внешторг и итальянская компания заключили соглашение о том, что Fiat 124 станет прототипом российского седана.

Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти принималось на государственном уровне. Реализацией проекта, оснащением завода и подготовкой отечественных специалистов занимались работники итальянского концерна.
Чтобы автомобиль мог использоваться в непростых климатических условиях и ходить по советским дорогам, в него было внесено почти 800 изменений. Над доработкой «копейки» трудились итальянские инженеры, около 60 научно-исследовательских институтов и 190 предприятий Советского Союза.

Коррективы были не кардинальными, но все же заметными. У ВАЗ-2101 усилили кузов и подвеску, усовершенствовали конструкцию синхронизаторов в коробке передач, на 11 мм увеличили клиренс, модернизировали ведущий мост.

Кроме того, советский автомобиль отличался от прототипа более долговечными барабанными тормозами, а также отверстием для рукоятки завода двигателя. Сам двигатель тоже слегка изменился: у ВАЗ-2101 появился перенесенный распредвал (он стал верхним), были увеличены диаметр цилиндра (что сделало двигатель короткоходным) и расстояние между цилиндрами (благодаря чему впоследствии увеличивался объем двигателя).

Добавились и небольшие внешние изменения: зеркало заднего вида, буксирные проушины, «клыки» на бамперах. Для дверных ручек в салоне придумали специальные выемки. Передние сиденья сделали раскладывающимися, двери – шире, а багажник – вместительнее.
После доработок ВАЗ-2101 стал тяжелее Fiat 124 на 90 кг. Его масса составила 945 кг.

Позже Волжский автозавод стал выпускать до 1500 машин в день – «копейка» стала самым массовым и популярным советским автомобилем.
Реализация ВАЗ-2101 поначалу осуществлялась только в пределах Куйбышевской области. В Москву первая партия товарных «Жигулей» прибыла в октябре 1970 года. Приобрести автомобиль мог далеко не каждый. Помимо денег (стоимость машины составляла 4–5 тыс. рублей), нужно было еще дождаться своей очереди, которая могла растянуться на годы.

На базе ВАЗ-2101 было создано несколько модификаций. Модель 21011 (1974 год) отличалась более мощным 69-сильным двигателем рабочим объемом 1,3 л, модифицированным кузовом, более удобными сиденьями, несколько измененными органами управления, иной решеткой радиатора, отверстиями принудительной вытяжной вентиляции салона, отражателями на стоп-сигналах и поворотниках, а также сигналами заднего хода. Версия ВАЗ-21013 (1977 год) имела кузов от ВАЗ-21011 и 1,2-литровый двигатель от ВАЗ-2101. Модификация ВАЗ-21016 – «милицейская» – оснащалась мощным 71-сильным (77 лошадиных сил по старому ГОСТу) двигателем от ВАЗ-2103.

В 1971 году «копейка» вышла на мировой рынок. Автомобили успешно продавались в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Югославии, а затем и в ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Египте и Нигерии.

Производство ВАЗ-2101 прекратилось в 1982 году. Лишь модификация ВАЗ-21013 дожила до конца 1980-х годов.
С 1970 года было выпущено 2 млн 702 тыс. 657 автомобилей ВАЗ-2101. А если считать вместе со всеми модификациями, то «копейку» собрали на АВТОВАЗе более 4,8 млн раз.

В Москве есть памятник народному автомобилю. Он «встречает» всех, кто въезжает в столицу по Волгоградскому проспекту. Открытие монумента состоялось 8 июня 2004 года. В основание памятника заложено несколько тысяч однокопеечных монет.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments