Что вправе требовать от водителя сотрудник ГИБДД

Что вправе требовать от водителя сотрудник ГИБДД

Исторически за сотрудником ДПС закрепился статус «короля дороги»: как скажет, так и будет. На самом деле его власть уже давно не абсолютная. Причиной тому несколько волн сокращений личного состава и сужение полномочий службы, распространение камер и, наконец, рост правосознания российского водителя, который перестал быть безвольным мямлей и научился отстаивать свои права.

Не последнюю роль сыграли гаджеты, позволяющие фиксировать и предъявлять в качестве доказательств при последующем разбирательстве многие события: от факта самого нарушения до поведения инспектора ДПС при разборе. Шагнули технологии и в саму дорожную полицию, и теперь каждый инспектор постоянно чувствует себя под присмотром. Впрочем, до полной победы над беззаконием еще далеко, а потому заглянем во внутренние, не всегда известные водителям, правила полицейских.

Это позволит более уверенно общаться с ними на дороге и, в случае необходимости, призвать их к ответу

Пока что порядок организации и несения службы регламентируется ведомственными приказами. Самый известный из них — Административный регламент, утвержденный приказом МВД России № 664 от 2017 года. На смену ему скоро придет новый документ, но его основные моменты останутся без изменения. По ним и пройдемся.

Остановить водителя могут где угодно и без очевидной причины

Основанием для остановки машины может быть просто проверка документов. Ранее действовавшая норма о том, что проверять документы могут только на стационарном посту, давно канула в Лету.

Есть и более неожиданные причины, включая привлечение водителя и (или) его пассажиров в качестве понятых при совершении административных процедур, например, освидетельствовании другого водителя на состояние алкогольного опьянения или досмотре транспортного средства. Бывает, что требуется помощь на месте ДТП или для доставки раненого в больницу. Учтите еще один момент: если водителя отвезли на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и оно не подтверждается, его не имеют права оставить прямо у наркологии, а обязаны вернуть к машине.

Останавливать машины сотрудникам предписывается только в разрешенных правилами дорожного движения местах. Исключение — случаи, когда продолжение движения машины создает опасность для других или необходимо задержать злостного нарушителя или преступника за рулем. Другой возможный вариант — место запрещенной остановки специально отгорожено конусами и обозначено патрульными автомобилями с включенными «люстрами».

Прятать патрульную машину в кустах или маскировать «мигалки» на крыше по-прежнему запрещено. Впрочем, сотрудники могут использовать машину и без специальной окраски и спецсигналов

Таковые, стоящие на балансе полиции, тоже считаются патрульными. Из них обычно ведется скрытое наблюдение в потоке. Остановить нарушителя в потоке с ее помощью нельзя, для этого информация передается ближайшему экипажу со спецокраской или сотрудникам на стационарном посту. А вот приехать на ней на пост и даже сидеть в ней инспектору не воспрещается.

В экипаж ДПС может входить стажер без формы. Его требования рекомендательны, но не обязательны

То, что полицейский, который останавливает транспортное средство, должен быть в форме, всем очевидно. Второй обязательный признак — нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника. Он не должен прятаться под светоотражающим жилетом. Кстати, грязная и неуставная форма — это тоже повод в случае необходимости сообщить об этом руководству. Пусть вас не смущает, если сотрудник представляется госинспектором технического или дорожного надзора или даже инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения. По закону и внутренним распорядительным документам они тоже имеют полномочия инспекторов ДПС. Иногда вместе с уже состоявшимися инспекторами службу несут стажеры в гражданской одежде. По внутреннему регламенту они наделены всеми теми же правами, что и сотрудник, но с точки зрения ПДД, а значит, водителя, являются самозванцами. При наличии малейших сомнений в легитимности требований будущего сотрудника обращайтесь к старшему наряда — он всегда где-то рядом.

При обращении к водителю инспектор должен представиться, а по требованию — предъявить служебное удостоверение, а также назвать телефон дежурной части своего подразделения, куда можно позвонить и, например, удостовериться в законности выбора места несения службы. Водитель вправе снимать общение с сотрудником на камеру смартфона, и никаких препятствий чинить этому инспектор не должен. Более того, регламент предписывает служивому и самому вести общение с участником движения под объективом видеорегистратора, который должен быть установлен в патрульном автомобиле или висеть на груди. Поэтому, когда водителя приглашают сесть в служебную машину, вопреки советам всевозможных автоюристов (дескать, так вы оказываетесь на территории «врага», где он получает моральное превосходство), не стоит отказываться, так как, по сути, для сотрудника это зона, где он максимально уязвим для контроля со стороны. Попытки отключить регистратор или закрыть его объектив строго наказываются руководством.

За отказ от требования выйти из машины можно угодить на 15 суток

В адмрегламенте есть перечень оснований предложить водителю выйти из машины. Среди них — поведение, создающее угрозу безопасности инспектора. Но могут быть и более прозаичные причины, как-то привлечение в качестве понятого или очевидца нарушения ПДД или ДТП, проверка маркировки, осмотр или досмотр транспортного средства.

Предъявляемые водителем документы сотруднику предписано брать без обложки и каких-либо других предметов, в том числе, конечно же, денег. Все лишнее он обязан вернуть водителю. Популярные некогда среди водителей-правдоборцев «антикоррупционные» зажимы в виде чехла из оргстекла на цепочке, не позволяющие взять документы в руки и отойти с ними от машины, вне закона. Но не стоит забывать, что законные требования сотрудника предъявить документы или выйти из машины водитель выполнить обязан. На непреклонного упрямца составят протокол по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ за неповиновение. По ней может грозить до 15 суток ареста. А вот садиться или нет в патрульный автомобиль или проходить в здание поста — это уже право водителя, за отказ от которого ответственности нет.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments