Борьба за Арктику проходит почти незамеченной на фоне текущих геополитических …

Борьба за Арктику проходит почти незамеченной на фоне текущих геополитических …

Борьба за Арктику проходит почти незамеченной на фоне текущих геополитических потрясений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.

Мир привык к тому, что главные интриги неизменно связаны с Арктическим советом, который был создан еще в 1996 году для урегулирования территориальных споров между северными странами, а именно между Россией, Канадой, Данией, Финляндией, Норвегией, Швецией, США и Исландией.

Но все изменилось. Другие страны в настоящее время, кажется, недовольны этим подходом, потому что они также хотели бы принять участие в «дележе пирога» под названием «Арктика». Следуя по стопам «восьмерки» Великобритания, Германия, Франция, Испания, Польша, Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, Бразилия и Китай «стучатся» в двери Совета, настаивая на том, что Арктика должна принадлежать всем.

Китай доказал свою проворность в принятии мер. Он запустил несколько полярных экспедиций, создал полярную станцию на острове Шпицберген и построил ледокол.

До сих пор не объявлено, будет ли Арктика доступна для всех и каждого, однако вопрос свободного доступа к ее богатствам уже поднимался, и это сразу же добавило важности вопросу применению силы.

В мае этого года средства массовой информации опубликовали детали датской «Стратегии по Арктике». Как следует из документа, Дания имеет претензии на континентальный шельф в пяти зонах вокруг Фарерских островов и Гренландии, а также в районе Северного полюса, который она рассматривает как часть шлейфа Гренландии. Копенгаген планирует сделать соответствующие представления в Комиссию Организации Объединенных Наций по вопросам Границ континентального шельфа не позднее 2014 года.

Оттава заявляет о своем суверенитете на территории Северного полюса с 1950-х годов.

В соответствии с Решением Международного суда, можно выдвинуть требование, и если никакая другая страна не доказывает свои права на территории в течение 100 лет, то права переходят к заявителю.

Более половины срока прошло с этого момента, но в последние годы демонстративно мирная Канада, которая на самом деле никогда ни с кем не воевала, начала проявлять беспрецедентный алармизм (прим. пер. – активность).

Пять лет назад, когда стало ясно, что глобальное потепление делает возможным навигацию по Северо-Западному проходу из моря Баффина до моря Линкольна, канадские власти отправили шесть патрульных катеров в регион.

Сначала, Оттава направила свой демарш в Вашингтон, который она искала контроля над маршрутом. Канадские чиновники проявили молниеносную реакцию, направленную против всех, когда Дания также обозначила свое военное присутствие в регионе. Дания соперничает с Канадой по Ханс-Айленду (Tartupaluk) в течение уже половины столетия.

Хотя Дания организовала сбор документальных доказательств для обоснования своих претензий, Канада выделила средства для строительства глубоководного порта и военно-морской базы на некогда заброшенном Нэнисивике. Эта работа последовала за перестройкой и расширением решительных мер по подготовке армии, а также строительством новых патрульных арктических судов.

Канада также увеличила свое военное присутствие в этом районе Арктики в десять раз. Канада теперь проводит ежегодно здесь военные учения и никто не может сказать, как бы это все развивалось в долгосрочной перспективе, если бы Великобритания неожиданно не предположила, что Арктика должна быть разделена между Канадой и Россией.

Канада – представитель интересов НАТО в Арктике и главный оппонент России в регионе. США и Дания в настоящее время принимают участие в канадских морских учениях военных сил в Арктике в рамках стратегии НАТО.

Канадские политики одновременно сосредоточили свою агрессивную риторику в отношении России, выходя за рамки этики, поскольку сильно обеспокоены милитаризацией русской акватории. Тем более, что британские яхты и китайские шхуны регулярно посещают прибрежные воды, которые являются частью Северного морского пути.

Россия создает моторизованные пехотные бригады для Арктики, которые будут усилены самолетами и судами береговой охраны (патрульными кораблями) Северного морского пути. Между тем, главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, выразил озабоченность по поводу того, что Североатлантический альянс определил Арктику зоной своих интересов и что НАТО движется в направлении установления доминирования альянса в регионе, также он отметил, что растет и системный характер усилий коалиции.

Россия на этом фоне вынуждена укреплять свой Северный и Тихоокеанский флот.

Борьба за минеральные ресурсы и транспортные пути, разногласия по принципиальным вопросам, а также милитаризация и глобальное потепление превращают борьбу за Арктику в сложную многофакторную игру, в которой военный компонент вырисовывается все более и более четко.

Никто больше не рассматривает Арктику как мертвую зону. Ее огромные ледяные шапки скрывают 7% мировых запасов нефти и 33% запасов газа, а также золото, алмазы и другие полезные ископаемые. Глобальное потепление и таяние вечной мерзлоты Арктики скоро разблокирует сокровища Ледовитого океана.

Эти перспективные изменение вызвали трения за Арктику среди арктической пятерки – России, Канады, США, Дании и Норвегии, из которых только Россия, не является членом НАТО. Альянс четко определил свои интересы в Арктике на саммите в ноябре 2010 года в Лиссабоне. Ситуация становится все более сложной из-за внутренних ссор из-за территориальных претензий между Пятеркой. США и Канада не могут достичь соглашения о море Бофорта (окраинное море Северного Ледовитого океана), а Канада борется с Данией за остров Ханс.

Даже Китай, который находится далеко от Арктики, хочет долю в регионе. Его ледокол «Снежный дракон» дважды входил арктические воды. Южная Корея также строит ледокол.

Глава Русского Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, говорит, что доклад ВМС США гласит, что Америке необходимо срочно наращивать свой военный потенциал в Арктике. Он предлагает, чтобы военно-морской флот начал интенсивную подготовку Арктики, приобретая новые суда арктического класса и ледоколы, чтобы сформировать для себя «почву», а также начать подводное наблюдение и мониторинг. «Многоцелевые атомные подводные лодки США постоянно патрулируют Северный Ледовитый океан и их цели далеки от научных», заявил он в интервью «Голосу России».

Пентагон постоянно имеет ракетные группы оперативного реагирования в высоких широтах, в том числе 3-4 крейсера и 4-6 эсминца. Она имеет 11 истребителей развернутых на Аляске, в то время как ВВС США и подводные лодки патрулируют район Северного Ледовитого океана и оснащены высокоточным оружием. Министерство обороны США также ведет подготовку сухопутных войск для проведения операций в Арктике и планирует построить две военно-морских базы на Аляске.

Канада выделяет деньги на строительство глубоководного порта и военно-морской базы в Нэнисивике и запустила обновление и расширение военной тренировочной базы в заливе «Решительный», а также начала строительство новых арктических патрульных кораблей.

Военный контингент Арктических стран был увеличен в десять раз.

Хотя Канада не имеет постоянного военного присутствия в Арктике проводятся ежегодные военные учения на этих территориях, а с 2007 года Канада проводит патрулирование в Арктике.

В 2010 году Канаде был присвоен официальный статус наблюдателя НАТО в Арктике. Летом 2011 к учениям в Арктике присоединились вооруженные силы США и НАТО (ВВС, включая реактивные истребители, самолеты-разведчики и грузовые самолеты).

Норвегия открыла новый высокотехнологичный Центр Северного Полярного Круга к северу от Му-и-Раны вблизи Северного Полярного Круга. Страна также переместила туда свою главную военную базу и использовала её в качестве базы для учений летом 2011, в которых участвовали 10 000 человек норвежских войск и войск НАТО.

Россия, также подготовила ответ на милитаризацию региона. Она намерена создать отдельное подразделение в Арктике для обеспечения безопасности своих арктических территорий в изменяющейся военно-политической среде. Россия также имеет «Арктическую стратегию» разработанную Советом Безопасности страны, предусматривающую перемещение региона под юрисдикцию Федеральной службы безопасности, и делает ее ведущей ресурсной базой России к 2016 году.

Весной 2011 года министр обороны России заявил, что в Арктике будет создано мотострелковое подразделение (на Кольском полуострове). Войска будут специально оборудованы для работ в регионе. Эксперта по данному вопросу Игорь Коротченко рассказал о военном оборудовании, которое необходимо и устойчиво к высоким и низким температурам. Сухопутные войска будут поддержаны военными ледоколами, которые способны не только сопровождать суда, но также пригодны и для проведения военных миссиях, заявил он.

К сожалению, Арктика стала военизированной зоной и единственный выход для арктических стран – это мирно разделить область на зоны ответственности и начать мирное освоение региона как можно скорее.

Следовательно, они должны не допустить использования арктическими государствами возможности предъявления претензий на территории с применением военной силы.

x-pressa

Об Арктической проблеме

После экспедиции Отто Шмидта (1932 год), заработал Северный морской путь, с середины 30-х годов путь Мурманск – Владивосток работал постоянно. Даже Отечественная война не смогла приостановить его работы.

Но, демократы смогли сделать то, что не удалось гитлеровцам – после 20 лет «демократизации», работает отрезок от Мурманска до Диксона. Сильно ослаблена и военная мощь, Северный флот практически не пополнялся новыми кораблями, от Чукотки до Кольского полуострова зияет «дыра», почти не прикрытая ВВС и ПВО.

Со времён СССР не пополнялся атомный ледокольный флот.

Зачем России Арктика?

– Истощение природных ресурсов, заставляет все пристальнее присматриваться к шельфам планеты, в том числе и Арктике. Север содержит около 25% мирового запаса углеводородов и других полезных ископаемых. По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, русская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей). В Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.

– В последние годы шло потепление климата, значительная часть льдов Арктики и Антарктиды, подверглась разрушению, Северный путь становится всё более доступным. Некоторые исследователи, считают, что вскоре по северным морям можно будет ходить на прогулочной яхте. Северный путь более выгодный, чем путь через Суэцкий канал. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42 дня. Экономия времени, топлива, а это всё довольно существенные деньги, да и безопаснее – в Малаккском проливе, и особенно в Красном море шалят пираты.

Поэтому в Южной Корее и КНР, вроде, к Арктике не имеющих отношение, быстрыми темпами развивается программа строительства ледоколов.

– Военная угроза, в последние годы США, Канада, Дания, Норвегия резко активизировали свои арктические военные программы. Заговорили даже о Северном «Мини-НАТО», в составе Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. Канада планирует создать к 2012 году арктические ВМС, построив 8 боевых кораблей арктического класса. Правительство Дании одобрило план создания в 2011–2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования

Достижения демократоров в Артике

– Вес перевозимых грузов сократился с 7 до 1,5 млн. тонн.

– Ликвидирован полярный авиационный отряд, когда то гордость Советского Союза.

– В несколько раз сократилось число научно-исследовательских станций, обсерваторий, наблюдательных пунктов. Большая часть научных исследований Арктики идет на иностранные гранты. В исследовании Севморпути заинтересованы Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония, Китай.

– Свертывание градообразующих производств, упадок инфраструктуры, отток населения

– Не пополняется ледокольный флот, через несколько лет у нас не останется атомных ледоколов.

– Существенно подорваны силы безопасности РФ на северном направлении. Протяженность арктического побережья которой составляет 19,7 тысячи км. Группировка Вооруженных Сил РФ дислоцируется лишь на самом западном его краю, на северо-западе Кольского полуострова. Это 1 мотострелковая бригада, 1 бригада морской пехоты, 3 авиабазы и 2 зенитно-ракетных полка С-300П. Суммарно они включают примерно 100 танков, более 100 БТР, свыше 100 артиллерийских систем и 60 боевых самолетов, около 30 ударных и столько же транспортных вертолетов.

Если двигаться вдоль побережья на восток, то еще найдется всего одна боевая часть – зенитно-ракетный полк С-300П под Северодвинском. Дальше – до Берингова пролива – нет ничего. В состав Северного флота России входят (не считая атомные ракетные подлодки, относящиеся к СЯС) 16 атомных и 7 дизельных подлодок, 1 авианосец, 3 крейсера, 2 эсминца, 5 больших и 6 малых противолодочных кораблей, 3 малых ракетных корабля, 7 тральщиков, 5 десантных кораблей. Вместе с тем 7 атомных и 1 дизельная ПЛ, 1 крейсер, 2 БПК, 3 МПК и 3 десантных корабля находятся в ремонте или консервации. Из ремонта в нашем ВМФ корабли возвращаются в строй крайне редко. Гораздо чаще из него идут на разделку.

Надо иметь в виду, что наш Северный флот по сути считается не только и даже не столько «северным», сколько «атлантическим». Для этого реально имеющихся кораблей, катастрофически мало. Особенно если учесть, что из надводных кораблей более или менее современными и боеспособными являются лишь введенные в строй в 90-е годы атомный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко».

Позиция Западных государств

Запад уже довольно давно вынашивает идею интернационализации Северного морского пути. Еще в 1940 году совместно использовать Северный путь предложил Гитлер, с привлечением Японии. Позднее создать эту идею поднял Черчилль с Рузвельтом, но Сталин их послал туда же куда и Берлин в своё время, подальше.

СССР сам развернул активную многостороннюю деятельность на Севере – научную, военную, экономическую.

Но в условиях нынешнего развала, западные страны опять подняли этот вопрос и намерены внести в Комитет ООН по морскому праву предложения по интернационализации Северного морского пути. Аргументы весьма весомые – РФ сама не в состоянии (или не хочет) поддерживать Севморпуть в рабочем состоянии, а мы мол поможем.

Планы развития РФ

«Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» правительство РФ разработало несколько лет назад. Документ подписал Дм. Медведев.

Первый этап 2008-2010 гг. – ничего существенного сделано не было. Все негативные тенденции присутствовавшие и ранее, только усугубились. МЧС провела экспедицию с целью мониторинга опасных объектов – в Карском море мониторинг затопленных ядерных реакторов. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин».

До 2020 года планируются:

– модернизация портов;

– МЧС России планирует создать систему специализированных аварийно-спасательных центров в российском секторе Арктики, в зону ответственности войдет и вся трасса Севморпути. Места будущих центров МЧС: в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке и Анадыре. Новые подразделения оснастят пожарно-спасательным спецоборудованием, вертолетами со специально подготовленными экипажами, а также судами и катерами;

– в 2011–2015 гг. запланировано создание единого информационного пространства Арктической зоны России, рассматривают прокладку кабеля по дну арктических морей – систему «Поларнет»;

– есть планы создания в Петропавловске-Камчатском международного порта, крупного транспортного узла на Северном морском пути между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой

Что же надо сделать?

Кроме мер предусмотренных в «Основах государственной политики РФ в Арктике…», крайне необходимо:

– восстановить полярную авиацию;

– немедленно начать строительство новых ледоколов;

– разработать комплексную программу по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов;

– на дипломатическом фронте жестко отстаивать свои позиции, не дать Западу добраться до кладовых Севера, брать пример со Сталина;

– немедленно начать восстановление и модернизацию Северного флота, переориентировать его на главную задачу – защиту Русской Арктиды;

– создать специальное боевое подразделение, численность до корпуса, способное вести боевые действия в условиях Крайнего Севера.

Если этого не будет сделано Север будет уже не Русским.

topwar.ru

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments