Чат неактивен

Авианосец за триллион: сможет ли Россия построить замену для «Адмирала Кузнецова»

ТАВКР  «Адмирал Кузнецов».

Единственный авианесущий корабль на флоте закончат ремонтировать в следующем году. Но разговоры о строительстве новых атомных авианосцев уже ведутся. Но строительство атомного корабля не решит проблему палубной авиации в России.

500 миллиардов — стартовая цена строительства авианосца. Скорее всего, она вырастет

Минимальная стоимость нового авианосца уже озвучена. Член коллегии Военно-промышленной комиссии Владимир Поспелов заявил, что головной корабль может стоить примерно полтриллиона рублей. Правда эта цифра может быть не окончательной. По словам Поспелова, 500 миллиардов это очень «лукавая» сумма и за 10 лет строительства корабля она может измениться.

Ошибиться, по словам члена военно-промышленной комиссии, в случае с авианосцем «можно на 10−20 процентов, но не в разы». Но прогноз по строительству не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд — уже готовы корабельные ядерные реакторы, системы взлёта-посадки самолётов, системы ПВО и радиоэлектронного подавления.

Итоговая стоимость головного корабля, по разным оценкам, может составить 750−800 млрд рублей. Для первого корабля проекта это нормально, но проблема в том, что затевать такую стройку ради одного корабля никто не станет. ВМФ России потребуются три таких корабля — один постоянно будет в море, второй в ремонте или на обслуживании, а третий в резерве на случай развития чрезвычайной ситуации.

То есть итоговая смета на строительство трех кораблей — минимум 1, 7 триллиона рублей. Но сами по себе авианосцы бесполезны — на них не планируют устанавливать такое же оружие, как на ТАВКР «Адмирал Кузнецов», а это значит, что огневую мощь придётся привлекать извне. И как раз здесь начинаются большие проблемы.

У вас есть авианосец. Что дальше?

С палубной авиацией в России дела обстоят не особенно хорошо — летчиков готовят небольшими курсами, а тренировки проводят исключительно на земле. Несколько лет назад, когда завертелась история с французскими «Мистралями», даже обсуждался отказ от больших авианосцев в пользу универсальных десантных кораблей. Так поступили французы (хотя единственный атомный авианосец они всё-таки оставили в строю), японцы, американцы.

Но в России эта концепция может не прижиться. Для таких кораблей нужен истребитель с коротким взлетом и посадкой, или машина с вертикальным взлетом. Создавать такую в обозримом будущем в России не будут — это дорого, а эффективность таких машин под вопросом.

Остается ждать появления больших авианесущих кораблей. Цифру про почти 2 триллиона рублей на их постройку мы по-прежнему держим в уме, и к ней нужно обязательно прибавить расходы на производство палубной авиации. Авиакрыло ТАВКР «Адмирал Кузнецов» для нового корабля подойдёт лишь частично — Су-33 и МиГ-29К морально устаревшие машины, которые через несколько лет придётся либо основательно модернизировать, либо менять на новые.

На что менять? Этот вопрос обсуждают уже много лет. Можно доработать под палубу истребитель Су-35, есть вариант флотской модификации МиГ-35. Можно задаться целью и построить палубный Су-57. Первые два решения — относительно бюджетные. Последнее — самое современное, но крайне дорогое.

По плану новый авианосец должен нести авиакрыло из 80−90 летательных аппаратов, включая беспилотники «Охотник». Это вдвое больше, чем размещали на «Кузнецове». Чтобы забить ангары трёх авианесущих кораблей, придётся потратить 2, а при не самом быстром решении проблем, 3 млрд долларов только на авиацию. И это при том, что даже в строевые войска истребители Су-57 поступают с большой задержкой.

Только к концу 20-х годов в войсках появится 76 истребителей пятого поколения. А для флота потребуется втрое больше машин. Построить почти три сотни палубных истребителей за 10−15 лет можно, но придётся тратить на это очень большие деньги.

При этом в России отсутствует целый пласт военной авиации — палубные самолеты ДРЛО, противолодочные палубные самолеты и многое другое. Частично эти задачи можно переложить на беспилотники «Охотник», но таких проектов нет даже на бумаге, не говоря уже об их финансировании.

Решать задачи с помощью машин предыдущего поколения, например, вертолётов Ка-27, можно только после основательной модернизации. В какую сумму обойдется латание дыр по этому направлению, можно только гадать, но сумма вполне может оказаться сопоставима с половиной бюджета на производство палубных Су-57.

Когда у России появится авианосец?

В госпрограмме кораблестроения производство такого корабля вообще не предусмотрено до 2028−2030 годов. Изменить ситуацию может лишь волевое решение высшего руководства страны. В целом, стоимость в 500 млрд за один корабль такого проекта нельзя назвать высокой — американские авианосцы типа «Джеральд Форд» стоят в 5−10 раз дороже. Но сравнивать трудозатраты в США и в России напрямую не имеет смысла, как и военные бюджеты двух стран.

Пока в Минобороны даже не комментируют слухи относительно стоимости нового авианосца, но если решение о строительстве кораблей будет принято, то военный бюджет придётся увеличивать или урезать — какие-то разработки при этом вполне могут пустить под нож.

Нужен ли новый авианосец военно-морскому флоту? Разумеется, да. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» сможет выполнять задачи по проекции силы с большими ограничениями, и атомный корабль позволит российским военным присутствовать везде, где есть необходимость защитить интересы страны. Чтобы не отстать от других государств, решение по новому кораблю нужно принимать уже сейчас, и есть надежда, что в ближайшие несколько лет «отмашку» на производство атомных авианосцев всё-таки дадут.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments