Алкоголь за рулем: как избежать неочевидных рисков?

Алкоголь за рулем: как избежать неочевидных рисков?

ГИБДД научат охотиться за пьяными водителями. Как это будет работать и кому стоит опасаться?

Научный центр безопасности дорожного движения, входящий в структуру МВД, выложил на своем сайте издание, посвященное выявлению признаков опьянения у водителей транспортных средств. В доступной форме в книжке перечислены все возможные виды опьянения (алкогольное, наркотическое, токсическое), их природа и характерные признаки, а также методы выявления водителей, злоупотребляющих запрещенными для вождения веществами.

Это не карманный справочник инспектора ДПС (слишком велик объем и специфично содержание), а скорее учебное пособие для вузов, в которых обучают и повышают квалификацию сотрудников Госавтоинспекции. Пригодится оно и штабным подразделениям, где планируют профилактические мероприятия, в том числе по выявлению пьяных водителей. Давайте заглянем на «кухню» ГИБДД. Не ради праздного интереса, а для того, чтобы не попасться на дороге.

Каждый четвертый погибший на российских дорогах на совести пьяных водителей

Начать стоит с того, что пьяный водитель — это объективно одна из самых серьезных опасностей на дороге. В прошлом году водители с признаками опьянения стали участниками без малого 16 тысяч ДТП, унесших жизни почти 4 тысяч человек. Это четверть всех погибших на российских дорогах за год!

Тяжесть последствий таких ДТП (вычисляется как количество погибших на 100 пострадавших в ДТП этого вида) в 2 раза выше среднего значения: 15,7 против 8,1.

Чаще всего аварии с пьяными водителями происходят с мая по октябрь с пиком в августе. Самые рискованные в этом смысле дни недели — суббота и воскресенье.

Хотя опасен и «подготовительно-заключительный» период, то есть пятница и понедельник. Ну и, конечно же, самые тревожные с точки зрения ДТП с нетрезвыми водителями — это праздничные дни. Шанс оказаться на пути пьяного водителя выше с 17 до 0 часов, когда происходит больше всего таких аварий, а также с полуночи до 6 часов утра, когда максимально их долевое значение. Две трети таких аварий совершаются в населенных пунктах, главным образом, городского типа. Цифры разрушают стереотип, что пьют у нас преимущественно в деревнях. А вот доля погибших на селе заметно выше, чем в городах. Чаще всего происшествия с пьяницами происходят на региональных, межмуниципальных и местных дорогах, там же больше всего погибших.

На каких автомобилях чаще всего попадаются пьяные?

Каков собирательный образ водителя, попадающего в ДТП будучи подшофе? Статистика утверждает, что это мужчина в возрасте от 30 до 39 лет со средним или средним специальным образованием. Любопытно, что в прошлом году водители, имеющие ученые степени (кандидатов и докторов наук), вообще не были замечены в пьяных авариях. К слову, обратная зависимость вероятности стать виновником инцидента от уровня образования имеет место и в других видах нарушений ПДД.

Как правило, в происшествия попадают нетрезвые водители, уже имевшие проблемы с дорожными законами, в том числе лишавшиеся права управления. Из тех, кто числится в списке лишенных прав в настоящее время, но все равно сел за руль и попал в ДТП, более половины были в состоянии опьянения.

Несколько слов о том, на чем ездят выпивохи. В 83% случаев на легковых машинах, в 13% — на мотоциклах. По большей части это потрепанная временем и дорогами техника в возрасте от 10 до 30 лет. В основном (более четверти случаев) это «Лады», но выделяются также из общей массы недорогие «корейцы», а также «Рено», «Фольксваген» и «Ниссан». В то же время среди владельцев авто той или иной марки пальма первенства среди совершивших ДТП в состоянии опьянения принадлежит «Ауди», следом идут УАЗ, «Лада», а дружно замыкают тройку «японцы» — Toyota, Subaru и Honda.

Для «продувки» водителя нужны весомые основания. Их всего пять

Эта информация ляжет в основу для планирования времени и места проведения целевых операций по выявлению пьяных водителей сотрудниками ГИБДД. Увидеть в общем потоке управляющих машиной в состоянии опьянения можно по набору характерных признаков. Среди них резкое либо, наоборот, медленное маневрирование, невключенные в темноте фары, отклонение от скорости потока как в большую, так и в меньшую сторону, ну и прочие достаточно очевидные вещи, выдающие не вполне адекватного человека.

Остановив такого водителя, инспектор должен обнаружить характерные признаки опьянения. Они перечислены в утвержденных российским Правительством правилах освидетельствования на состояние опьянения (постановление от 26 августа 2008 года № 475):

  • Запах алкоголя изо рта;
  • Неустойчивость позы;
  • Нарушение речи;
  • Резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  • Поведение, не соответствующее обстановке.

Хотя бы одного из них достаточно для того, чтобы отстранить водителя от управления транспортным средством (об этом составляется протокол) и предложить провести освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Такое освидетельствование проводит сам сотрудник с помощью сертифицированного и поверенного алкотестера, в который надо будет подуть. Копии документов на прибор лицу, подлежащему освидетельствованию, обязаны предъявить по первому требованию. Оригиналы хранятся в подразделении ГИБДД.

Если прибор покажет содержание алкоголя более 0,16 миллиграмм на литр выдыхаемого воздуха, этого достаточно, чтобы направить все материалы с актом освидетельствования в суд для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности по статье 12.8 КоАП РФ.

Напомним, в этом случае водителю грозит лишение права управления транспортным средством на полтора — два года и штраф в размере 30 тысяч рублей.

Майские праздники — «чемпионы» по пьяным авариям

Впрочем, водитель вправе не согласиться с результатами освидетельствования, проведенного инспектором ДПС, равно как и отказаться от этой процедуры в принципе. Ответственности это не повлечет. Зато инспектор получает право направить водителя теперь уже на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Как следует из названия, основное его отличие от первой процедуры заключается в участии профильного врача-нарколога, а также более масштабной цели — констатировать не только алкогольное, но и любое другое опьянение. А вот тут уже отказ приравнивается к «чистосердечному признанию» в управлении транспортным средством в состоянии опьянения и влечет ровно ту же ответственность.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments