8 Марта
8 марта 1824 г.
193 года назад
Ференц Лист успешно дебютировал в Париже
Ференц Лист был величайшим пианистом 19 века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, а сам он был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности.
Выступая на концертах в Вене, еще совсем юный Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист вспоминал об этом всю жизнь…
8 марта 1824 года Лист, которому в ту пору еще не исполнилось и тринадцати лет, покорил французскую публику в первом же своем выступлении в Париже. В концерте для фортепьяно с оркестром дирижер – знаменитый композитор Джоакино Россини – был настолько впечатлён игрой маленького пианиста-виртуоза, что порой забывал давать указания своим музыкантам.
Все парижские газеты на следующий день буквально захлебывались от восторга. Одна из них написала: «Душа Моцарта переселилась в тело юного Листа… Он еще едва достает до педалей рояля… но он уже первый пианист Европы».
Заработок Листа за это выступление составил около пяти тысяч франков, что позволило юному дарованию и его отцу впервые освободиться от материальных забот.
8 марта 1857 г.
160 лет назад
Прошла забастовка текстильщиц Нью-Йорка, вошедшая в историю как «Марш пустых кастрюль»
Клара Цеткин
8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли маршем по улицам Манхэттена, протестуя против низких заработков и плохих условий труда. «Марш пустых кастрюль» выдвигал требования текстильщиц о повышении зарплат, улучшении условий труда и равных прав для женщин.
Это событие явилось знаковым в истории так любимого всеми женщинами Международного женского дня. Именно 8 марта было выбрано для установления специального дня солидарности трудящихся женщин всего мира в борьбе против угнетения, неравенства, за свои права.
Идея проведения этого дня принадлежала известной немецкой революционерке Кларе Цеткин. В 1910 году на женской конференции в датской столице Копенгагене Цеткин предложила свою идею.
Впервые Международный женский день отмечался в ряде стран Европы в 1911 году. С каждым годом число стран, в которых на том или ином уровне отмечалась эта дата, росло, и в 1970-е годы 8 марта было провозглашено ООН как Международный женский день.
8 марта 1862 г.
155 лет назад
В Нью-Йорке за работорговлю повешен пират Натаниэль Гордон
Гордон был первым и единственным человеком, повешенным за нарушение данного закона…
В этот день в 1862 году в США был казнен через повешение американский капитан Натаниэль Гордон. Он был признан виновным в работорговле в соответствии с биллем, подписанным в 1807 году Томасом Джефферсоном, который запрещал торговлю людьми и ввоз новых рабов на территорию США.
Гордон был первым и единственным человеком, повешенным за нарушение данного закона…
В обвинении говорилось, что, несмотря на запрет ввоза рабов на территорию страны, Гордон продолжал набирать их в Африке и продавать в Америке.
За день до смерти Гордон попытался отравиться стрихнином, но безуспешно.
Протестовавшие против его казни в качестве главного аргумента приводили довод, что нельзя казнить человека за то, чем все остальные занимаются уже 40 лет. Президент Линкольн не внял доводам коллективного разума и оставил приговор в силе.
Это было не случайным решением: гражданская война в США (1861-1862) поменяла отношение Линкольна к вопросу о рабовладении. Он пришел к мысли, что Соединённые Штаты либо станут полностью свободными, либо полностью рабовладельческими. Становилось ясно, что главная цель войны, восстановление Союза, становилась недостижимой без отмены рабства.
Подготовка к упразднению института рабства осуществлялась в течение всего 1862 года. Одним из ее событий и явилась казнь работорговца Гордона, ставшая, по-существу, показательной и знаковой в политике отмены рабства в США.
30 декабря 1862 года президент подписал «Прокламацию об освобождении рабов», которая изменила характер Гражданской войны, превратив её в войну за уничтожение рабства.
8 марта 1910 г.
107 лет назад
Француженка Элиз де Ларош стала первой женщиной-пилотом
Французская баронесса Элиз де Ларош 8 марта 1910 года совершила экзаменационный полет, заслужив тем самым славу первой женщины-пилота. К тому же в результате она получила лицензию на управление аэропланом. То, что лицензия была выписана ей в «женский день», является только совпадением, поскольку такого праздника тогда еще не существовало.
Увлеченная полетами на воздушных шарах, де Ларош познакомилась в Шалоне с авиатором Шарлем Вуазеном и 22 октября 1909 года самостоятельно поднялась в воздух на аэроплане Вуазена.
Вуазен разрешил де Ларош только проехать на аэроплане по земле, но она ослушалась и пролетела несколько сот метров. 8 марта 1910 года по результатам соревнований в Гелиополисе Аэроклуб Франции выдал де Ларош удостоверение пилота № 36 — так она официально стала первой лётчицей Франции.
8 июля 1910 года в Реймсе де Ларош пережила первую серьёзную авиакатастрофу; восстановление потребовало двух лет. А осенью 1912 года произошла автокатастрофа, в которой она вновь разбилась, а Шарль Вуазен погиб. Но Элиз не оставила своего увлечения.
Несколько лет де Ларош разъезжала с «летающим цирком» по Европе, летала в Каире и Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны, когда женщины были официально отстранены от полётов, служила водителем во французской армии.
В июне 1919 года де Ларош поставила два «женских» мировых рекорда — на высоту и дальность полёта.
18 июля 1919 года де Ларош и пилот двухместного самолёта, на котором она планировала сдавать экзамен на допуск к профессиональным полётам, погибли в авиакатастрофе на аэродроме Кротуа. Ларош в этом полёте была пассажиркой.
Памятник лётчице установлен в аэропорту Ле Бурже.
8 марта 1929 г.
88 лет назад
В Ленинграде прошла премьера представления «Теаджаз»
Леонид Осипович Утесов
8 марта 1929 года в Ленинградском Малом оперном театре прошла премьера эстрадно-музыкального представления «Теаджаз» – Театральный джаз, имевшая ошеломляющий успех. В нем в амплуа певца, скрипача и артиста разговорного жанра выступил Леонид Осипович Утесов. Выступление сопровождалось игрой созданного Утесовым джаз-оркестра.
Это выступление всколыхнуло целую волну «подражателей» – до начала войны теаджазы типа утесовского функционировали в ряде городов СССР.
Первая постановка джаз-оркестра Утесова «Теаджаз», давшая наименование оркестру и типу представления, состояла всего из шести номеров. Утесов читал под аккомпанемент оркестра стихотворение Э.Багрицкого «Контрабандисты», играл на скрипке «Сент-Луис блюз» У.Хенди, пел романс «Где б ни скитался я…», песни «Никита», «Волжские лирические страдания», «С Одесского кичмана». Представление заканчивалось американским шлягером «Пока», транслировавшимся по репродуктору на площадь перед театром после спектакля.
Поскольку музыкальный руководитель Скоморовский и музыканты, приглашенные Утесовым из Малого оперного театра, неохотно включались в театрализованное действие, Утесов ко второй программе «Джаз на повороте» (1930) полностью обновил состав оркестра. Молодые музыканты на долгие годы стали партнерами Утесова в создании театрализованных представлений.
С 1930 года программы «Теаджаза» часто включались в представления Ленинградского мюзик-холла. На музыку Д.Шостаковича был поставлен спектакль «Условно убитый» (1931), в содружестве с И.Дунаевским было создано обозрение «Музыкальный магазин» (1933) и другие. В 1934 году Утесов и его коллектив «блеснули» в первом советском мюзикле «Веселые ребята».
Во второй половине 1930-х годов, после роспуска мюзик-холлов, «Теаджаз» Утесова работал на эстраде самостоятельно. Он считался наиболее удобной и приемлемой формой существования джаза на эстраде. В послевоенные годы наименование «Теаджаз» исчезло с эстрады