9 сентября в Истории

9 сентября в Истории

9 сентября 1776 г.
244 года назад

Объединенные колонии Америки переименованы в Соединенные Штаты Америки

9 сентября 1776 года Континентальный конгресс утвердил новое название Америки – «Соединенные Штаты Америки» (вместо названия «Объединенные колонии», принятого конгрессом 7 июня 1775 года). В 1770-е годы конфликт Англии со своими колониями на восточном побережье Атлантики принял открытые формы. К весне 1776 года большинство американских колоний высказалось за независимость от метрополии. В связи с этим была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 года она была принята на Континентальном конгрессе. Декларация провозгласила образование 13 новых суверенных государств на Атлантическом побережье Северной Америки.

Первоначально это были самостоятельные, необъединенные в федеративный союз штаты – Нью-Хемпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Делавэр, Мериленд, Виргиния, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания. В Декларации Независимости впервые было использовано название «Соединенные Штаты». Считается, что это оно было предложено Томасом Пейном, общественным и политическим деятелем США и Великобритании. Именно такая форма и более краткая – «Штаты» – употреблялись в протоколах Континентального конгресса.

Аббревиатура «U.S.»встречается в бумагах Джорджа Вашингтона в 1791 году, а аббревиатура «U.S.A.» впервые появилась в 1795 году. Но еще в течение двух лет после провозглашения независимости официально употреблялось название «Соединенные Штаты Северной Америки»; слово «Северной» было исключено из названия решением Континентального конгресса в 1778 году. Континентальный конгресс, прошедший в 1777 году в Филадельфии, принял резолюцию, устанавливающую вид американского флага, на котором было 13 белых и красных полос, а также 13 звезд – по количеству первых объединившихся колоний. В последствии было решено навсегда оставить число полос неизменным, а в честь каждого нового штата добавлять еще одну звезду, которых сейчас уже 50.

9 сентября 1913 г.
107 лет  назад

Петр Нестеров первым в мире выполнил «мертвую петлю»


Автор «мёртвой петли» Пётр Нестеров и сама петля на почтовой марке 1963 года

9 сентября 1913 года над Сырецким аэродромом Киева военный летчик Петр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлей Нестерова», или «мертвой петлей». Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Петля Нестерова своё название «мёртвая» получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, а пилоты обычно не выживали. В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали.

Но 9 сентября 1913 года нестеровский «Ньюпор» взмыл в небо. На высоте 800-1000 м летчик выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился. Чего только не писали газеты о том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но куда больше было откликов подобных этому: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе…».

Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский. Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший «мертвую петлю» вторым после Нестерова. Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В годы Первой Мировой войны совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб. Имя его золотыми буквами внесено в летопись русской и мировой авиации.

9 сентября 1933 г.

87 лет назад  

Основано издательство «Детская литература»

Основано издательство «Детская литература» Многие и сегодня знакомят своих детей с миром книги именно благодаря этому издательству

Наверно каждый человек в России помнит надпись на книгах, читавшихся в детстве: «Издательство «Детская литература» или «Издательство «ДЕТГИЗ». Практически все первые книжки, которые читали родители детям в советское время, будь то сказки, рассказы или стихотворения, да и многие книги, читавшиеся детьми уже самостоятельно, были напечатаны именно в Издательстве «Детская литература», именовавшемся при основании «ДЕТГИЗ». Чего стоит только серия «Школьная библиотека», с которой были знакомы все ученики школ Советского Союза.

Многие и сегодня знакомят своих детей с миром книги именно благодаря этому издательству, которое продолжает и в настоящее время радовать интересными, поучительными, познавательными книгами.

Идея создания издательства, в задачу которого входило выпускать в печать литературные произведения, рассчитанные на детей и подростков, возникла в СССР в начале 1930-х годов. Именно тогда советские писатели инициировали учреждение такого издательства, и 9 сентября 1933 года вышло соответствующее Постановление Центрального Комитета ВКП(б).

Новое издательство получило наименование «ДЕТГИЗ», что являлось аббревиатурой от «Детского государственного издательства». «ДЕТГИЗ» был создан сразу в двух крупнейших городах СССР: Москве и Ленинграде. Уже в первый года работы издательства свет увидели 168 книг разных названий, а общий тираж превысил 7500 экземпляров.

Многие известные советские писатели и поэты внесли свой вклад в организацию работы молодого издательства, став его авторами и редакторами. Среди них: М.Горький, С.Маршак, К.Чуковский, А.Гайдар и др. Среди авторов издательства в разные годы были: Б.Житков, Е.Шварц, Л.Пантелеев, Д.Хармс, А.Толстой, С.Михалков, Б.Васильев и многие-многие другие.

На протяжении всей своей истории издательство печатало книги, предназначенные для всестороннего развития детей и подростков. Многие книги выходили в свет в составе целых серий: «Школьная библиотека», «Мои первые книжки», «Библиотека приключений и научной фантастики» и т.д.

За свою историю издательство неоднократно меняло своё название. Так, в 1936 году оно стало именоваться «ДЕТИЗДАТ», а в 1941-м вернуло первоначальное. В 1963 году за издательством закрепилось название, которое сохраняется и по сей день: «Детская литература».

Начало 1990-х годов стало вехой, отмеченной разделением издательства. Связано это было с существованием Московского и Ленинградского (с 1991 года – Петербургского) филиалов. Московское издательство сохранило за собой название «Детская литература», а вот Петербургское снова несколько раз меняло наименование пока не пришло в 2002 году к историческому первоначальному варианту: «ДЕТГИЗ» (с 2007 года – Издательство детской литературы «ДЕТГИЗ»).

За свою работу издательство «Детская литература» неоднократно получала награды, дипломы и призы международных книжных выставок и ярмарок, отмечено наградами СССР: «Орден Трудового Красного Знамени» и «Орден Дружбы народов». Но, главное состоит в том, что труд людей, работающих в этом издательстве, поистине благороден и значим

9 сентября 1970 г.
50 лет назад

Начат серийный выпуск автомобилей Волжского автомобильного завода «ВАЗ-2101» – «Жигули»


«ВАЗ-2101» – один из символов автопрома СССР

Первый автомобиль – «ВАЗ-2101» («копейка») – сошел с конвейера Волжского автомобильного завода (построенного незадолго до этого события) 19 апреля 1970 года, а 9 сентября того же года начался серийный выпуск автомобилей «ВАЗ-2101». ВАЗ-2101 «Жигули» – легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Эта модель оказалась маленьким шедевром: ни до, ни после «копейки» таких долговечных автомобилей наши сборщики создать не смогли…

Будучи изначально лицензионной копией иностранной модели «ФИАТ-124», прототип был доработан и адаптирован так, что обрел статус народного автомобиля. «Копейка» быстро стала одним из наиболее распространённых легковых автомобилей в СССР и одним из символов советского автопрома, сыграв важную роль в автомобилизации Советского Союза. Не случайно заводская статистика знает за «копейкой» достижения, достойные книги рекордов.

Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока. Есть случаи, когда автомобили «ВАЗ-2101» обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар». За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий» – своеобразный «Оскар» европейской торговли. За все время производства (с 1970 по 1983 годы) Волжский автомобильный завод дал жизнь 2702657 малолитражкам «ВАЗ-2101». Автомобили «ВАЗ-2101» неоднократно участвовали в съемках фильмов на различных площадках страны. «Копейку» можно увидеть в кинолентах «Мимино», «Особо опасен» и многих, многих других.

9 сентября 1984 г.
36 лет назад

Начало матча за звание чемпиона мира по шахматам между Карповым и Каспаровым


Этот матч стал первым в Эпохе великого шахматного противостояния Карпов-Каспаров

9 сентября 1984 года в Москве в Колонном зале Дома союзов начался матч на первенство мира по шахматам между чемпионом мира Анатолием Карповым и победителем соревнования претендентов Гарри Каспаровым. Этот матч, который продолжался в течении 5 месяцев, стал рекордным по продолжительности в истории шахмат. Матч проводился по регламенту, принятому ФИДЕ в 1983 году – без ограничения числа партий до 6 побед одного из соперников.

Карпов с самого начала уверенно захватил лидерство и вёл в счёте. После 48 партий при 40 ничьих счёт стал 5:3. Затянувшийся поединок был прерван по решению президента ФИДЕ Флоренсио Кампоманеса (Филиппины) без объявления победителя. Матч должен был быть переигран в 1985 году со счёта 0:0. Своё решение президент ФИДЕ объяснял заботой о здоровье участников.

И Карпов, и Каспаров протестовали против прекращения матча, заявив, что в состоянии продолжить игру, но Кампоманес отказался изменить свое решение. Впоследствии Исполком ФИДЕ признал правомерность такого исхода данного матча. С этого момента была упразднена система бессрочных матчей и заменена на матч из 24 партий. При счёте 12:12 чемпион сохранял свое звание.

Этот поединок стал первым в Эпохе великого шахматного противостояния Карпов-Каспаров, которая насчитывает пять матчей. Второй матч за звание чемпиона мира по шахматам между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым состоялся осенью 1985 года в Москве. Каспаров победил со счётом 13:11 и стал тринадцатым чемпионом мира по шахматам. В трех последующих матчах победа вновь оказалась на стороне Каспарова.

9 сентября 1999 г.

21 год назад  

В результате теракта в Москве разрушен жилой дом по улице Гурьянова, погибли 106 человек

В результате теракта в Москве разрушен жилой дом по улице Гурьянова, погибли 106 человек Трагические события сентября – боль и горе многих москвичей

В ночь на 9 сентября 1999 года (8 сентября в 23 часа 58 минут) в 9-этажном жилом доме номер 19 по улице Гурьянова (юго-восток Москвы) прогремел взрыв, в результате которого обрушились 2 подъезда дома, а от взрывной волны произошла деформация конструкции соседнего дома номер 17.

В результате теракта пострадали 370 семей – 933 человека, в том числе 257 детей. Погибли 106 человек, более 200 получили ранения различной степени тяжести. Как было установлено взрывотехниками, мощность взрывного устройства составила 350 кг в тротиловом эквиваленте.

В Москве террористы готовили взрывы по нескольким адресам – на улице Гурьянова, Каширском шоссе, Борисовских прудах и на Краснодарской улице. За трагедией на улице Гурьянова последовал еще один взрыв. 13 сентября на Каширском шоссе был взорван 8-этажный жилой дом, погиб 121 человек. Взрывы по другим адресам правоохранительным органам удалось предотвратить.

На улице Гурьянова через несколько дней после взрыва дома номер 17 и 19 были уничтожены взрывотехниками, жители переселены в другие дома. Семьям, пострадавшим в результате произошедших в столице взрывов, была оказана материальная и психологическая помощь.

В апреле 2003 года Генеральная прокуратура России завершила расследование уголовного дела о взрывах жилых домов, совершенных 9 и 13 сентября 1999 года в городе Москве. 12 января 2004 года Мосгорсуд приговорил исполнителей терактов Адама Деккушева и Юсуфа Крымшамхалова к пожизненному лишению свободы.

Трагические события сентября – боль и горе многих москвичей. По их просьбе и по ходатайству патриарха Московского и всея Руси Алексия II на месте взорванного жилого дома по улице Гурьянова был установлен обелиск в память о жертвах теракта. А позднее возле места трагедии был возведен храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который стал местом поминовения всех невинно убиенных людей.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments