9 Июня в Истории

9 Июня в Истории

Во время московского пожара пострадал знаменитый Царь-колокол

9 июня 1737 г.
283 года  назад

Вспыхнул один из самых сильных пожаров за всю историю Москвы

(29 мая) 9 июня 1737 года в Москве около 11 часов вечера вспыхнул один из самых крупных за всю историю 18 века городских пожаров. Огонь охватил центр города, сгорел даже Кремль. По преданию, первым загорелся дом Милославских за Боровицким мостом, от свечки, которую поставила перед иконой солдатская вдова. Отсюда пошло выражение: «Москва сгорела от копеечной свечки». Ветер был сильный, а время сухое.

Было уничтожено более 2,5 тысяч дворов, 486 лавок и много церквей. «Жертвой» бедствия также стал 200-тонный Царь-колокол. Он был отлит 2 годами ранее, но еще находился в специальной литейной яме под бревенчатым навесом. От него откололся кусок весом 700 пудов (11,5 тонны). По одной из версий, кусок отбили свалившиеся на колокол бревна, по другой – колокол треснул во время охлаждения водой. Сгорели в пожаре и часы на Спасской башне, которые к тому времени и так пришли в негодность. К счастью, большинству людей удалось спастись, но 94 человека погибло.

Пожар впоследствии был назван Троицким, поскольку случился в день святой Троицы. Императрица Анна Иоанновна своим указом распорядилась восстановить дворцовые и соборные церкви за счет казны, но даже через несколько лет, уже в царствование Елизаветы Петровны, следы пожара в Кремле были по-прежнему очень заметны.

9 июня 1904 г.
116 лет назад

Первый концерт дал Лондонский симфонический оркестр

9 июня 1904 года в столичном Куинс-холле Лондонский симфонический оркестр (англ. London Symphony Orchestra) под управлением немца Ганса Рихтера исполнил произведения Бетховена и Вагнера. Это был первый концерт оркестра, признанного впоследствии одним из лучших в мире.

Этот музыкальный коллектив был основан в качестве независимой самоуправляющейся организации и стал первым оркестром такого рода в Великобритании. В 1906 году Лондонский симфонический оркестр стал первым британским оркестром, выступившим за рубежом. Музыканты дали концерт в Париже, открыв, тем самым, эру зарубежных гастролей британских симфонических оркестров. В 1912 году Лондонский симфонический оркестр выступил в США. Первоначально поездка в американское гастрольное турне планировалась на лайнере «Титаник», но, по счастливой случайности, в последний момент выступление было перенесено.

В 1956 году, под управлением композитора Бернарда Херрманна, оркестр появился в фильме Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал», в кульминационной сцене, снятой в Лондонском королевском Альберт-Холле. В 1973 году Лондонский симфонический оркестр был впервые приглашён на Зальцбургский фестиваль. Среди ведущих музыкантов Лондонского симфонического оркестра в разное время были такие выдающиеся исполнители, как Джеймс Голуэй (флейта), Жерваз де Пейер (кларнет), Барри Такуэлл (валторна).

За прошедшее столетие главными дирижерами Лондонского симфонического побывали многие известные музыканты: Леопольд Стоковский, Адриан Боулт, Яша Горенштейн, Георг Шолти, Андре Превин, Джордж Селл, Клаудио Аббадо, Леонард Бернстайн, Джон Барбиролли и Карл Бём.

С 1 января 2007 года его возглавляет (по совместительству) художественный руководитель петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев.

9 июня 1935 г.
85 лет  назад

В СССР принят закон о смертной казни за побег за границу


“Граница на замке”. Советский плакат

9 июня 1935 года советскими властями был принят закон, устанавливающий смертную казнь за побег через границу. При этом родственники перебежчиков объявлялись преступниками. Введение крайней меры наказания вводилось в основном для перестраховки: власти боялись массовой эмиграции в случае голода в стране. Хотя, необходимо сказать, что опасность побегов в СССР была в то время довольно низкой.

В голодные годы люди пытались пробраться не за рубеж, а в большие города и богатые хлебом районы. Однако и это не всегда получалось. Тем не менее, власти все же решили таким образом наглухо отгородиться от Запада. На всякий случай. Большинство населения эти меры никак не затронули. Крестьяне, к примеру, вообще были привязаны к месту, не имели паспорта и не могли свободно передвигаться по стране. Граница же охранялась плохо, поэтому многие потенциальные эмигранты связывались с контрабандистами, которые за необходимую плату переправляли их в Германию, а оттуда – в Америку.

После смерти Иосифа Сталина расстрел за нелегальную эмиграцию был отменен. Хотя могли посадить в тюрьму. Такие жесткие ограничения просуществовали вплоть до 1990 года, когда был принят Закон «О въезде и выезде».

9 июня 1945 г.
75 лет назад

Учреждена медаль «За взятие Берлина»

9 июня 1945 года в честь взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За взятие Берлина», которая стала в нашей стране едва ли не самой радостной из всех советских наград. Ведь она явилась своего рода символом окончания этой ужасной войны и победы над фашизмом. Берлинская операция стала завершающей военной операцией Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне.

Командование Третьего Рейха прекрасно понимая, что падение Берлина означает конец фашистской Германии, создало на подступах к городу мощные оборонительные сооружения, а в самом Берлине была сосредоточена группировка войск, насчитывающая около миллиона человек, 1500 танков, 10 400 орудий и минометов, 3300 боевых самолетов.

Советская группировка войск, куда входили войска 1-го и 2-го Белорусских, 1-го Украинского фронтов, части Балтийского флота и Днепровской военной флотилии, насчитывала в своем составе около 2,5 млн. человек, 42 000 артиллерийских орудий и минометов, 6250 танков и САУ, 7500 боевых самолетов. Перед нашими войсками была поставлена задача разгромить берлинскую группировку противника и овладеть городом в самый кратчайший срок.

Наступление на Берлин началось на рассвете 16 апреля 1945 года. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки советские пехота и танки, перешли в атаку. Бои с самого начала приняли крайне тяжелый характер. Враг отчаянно сопротивлялся, используя для обороны многочисленные здания. Уличные бои осложнялись тем, что велись нашими войсками почти без поддержки танков, маневренность которых на улицах полуразрушенного города значительно снизилась. Берлин горел.

Бои велись за каждый дом, этаж, комнату… Вечером 30 апреля Знамя Победы было водружено над рейхстагом. Однако бои в городе продолжались, и лишь 2 мая остатки эсесовских частей капитулировали окончательно. Берлин пал. В этой грандиозной по своим масштабам и значению наступательной операции советские войска разгромили сильнейшую группировку вражеских войск. Многие части и соединения Красной Армии были удостоены звания Берлинских, а для награждения личного состава армии и была учреждена медаль «За взятие Берлина».

Работа над медалью началась еще в апреле 1945 года, когда начальник тыла Красной Армии генерал Хрулев дал задание Техническому комитету главного интендантского управления разработать проекты медалей за взятие и освобождение городов за пределами СССР. Над проектами медалей трудилась большая группа художников. В общей сложности было представлено более 100 рисунков. Автором утвержденного проекта медали – стал художник А.И. Кузнецов.

Медаль «За взятие Берлина» вручалась военнослужащим Красной Армии, ВМФ и войск НКВД – непосредственным участникам штурма и взятия немецкой столицы (в период 22 апреля – 2 мая 1945 года), а также организаторам и руководителям боевых операций при взятии этого города. Основанием для вручения медали являлись документы, подтверждающие участие в Берлинской операции, выдаваемые командирами частей и начальниками военно-лечебных заведений.

Медаль круглой формы, диаметром 32 мм, окаймленная по лицевой стороне бортиком, изготавливалась из латуни. На лицевой стороне в центре отчеканена надпись «За взятие Берлина» и пятиконечная звезда над ней, по нижнему краю помещено изображение дубового полувенка, перевитого в средней части лентой. На оборотной стороне медали размещена дата взятия Берлина советскими войсками: «2 мая 1945», под ней – пятиконечная звезда. Все надписи и изображения рельефные.

Медаль при помощи ушка и кольца соединена с металлической пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой красного цвета шириной 24 мм. В середине ленты проходят пять долевых полосок: три черные и две оранжевые. Медаль «За взятие Берлина» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За взятие Вены» и перед медалью «За освобождение Белграда».

После смерти или гибели награжденного медаль вместе с удостоверением к ней остается в семье награжденного – как память. Большинство награждений медалью «За взятие Берлина» было произведено непосредственно после окончания Великой Отечественной войны, и лишь небольшая часть военнослужащих получила заслуженную награду позже. Одно из последних в истории награждений медалью состоялось в 2003 году – ее вручили жителю Еревана Анатолию Зеленцову, который во время штурма Берлина был ранен, попал в госпиталь и по каким-то причинам не смог получить медаль. Но награда нашла его, хотя и спустя столько лет.

Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более 1,1 миллиона человек. Стоит отметить, что этим же Указом от 9 июня 1945 года об учреждении медали «За взятие Берлина» были учреждены и другие специальные медали – «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга» и «За взятие Вены» для награждения непосредственных участников, а также организаторов и руководителей боевых операции при взятии этих городов.

9 июня 1993 г.
27 дет  назад

В США состоялась премьера блокбастера Стивена Спилберга «Парк юрского периода»


Афиша фильма «Парк юрского периода»

Научно-фантастический фильм режиссёра Стивена Спилберга «Парк юрского периода» был снят по мотивам одноимённого романа Майкла Крайтона. Спилберг приобрёл права на роман ещё до его публикации в 1990 году, и Крайтон был нанят для адаптации своего произведения. Окончательный вариант сценария написал Дэвид Коепп.

В нем отсутствовала большая часть сцен насилия из романа, а также были сделаны многочисленные изменения в характерах героев. В центре сюжета фильма — история вымышленного Туманного острова, на котором учёные создали парк развлечений с клонированными динозаврами. Джон Хэммонд (Ричард Аттенборо) приглашает группу учёных, роли которых сыграли Сэм Нил, Джефф Голдблюм и Лора Дерн, чтобы они проинспектировали парк до его открытия.

Однако из-за диверсии одного из сотрудников динозавры вырываются на волю. Тем временем, технический персонал и посетители пытаются спастись от неминуемой гибели. Для создания аниматронных моделей динозавров Спилберг пригласил Стэнли Уинстона – создателя визуальных и технических спецэффектов в фильмах «Терминатор», «Чужие», «Эдвард – руки-ножницы», «Трансформеры» и других. Его работы затем комбинировались с компьютерными спецэффектами, созданными компанией Industrial Light & Magic. «Парк юрского периода» получил множество положительных отзывов от кинокритиков.

В мировом прокате фильм заработал 914 миллионов долларов и стал самым успешным на то время фильмом. Сегодня он занимает 11 место среди самых кассовых фильмов в мировом прокате и 17-е по сборам в США. В 1997 году вышло продолжение фильма «Парк юрского периода 2: Затерянный мир», а в 2001 году «Парк юрского периода 3»

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments