Чат неактивен

86 ЛЕТ НАЗАД СКОНЧАЛАСЬ

Мария Ермолова
русская актриса
15 июля 1853 — 12 марта 1928

Мария Николаевна Ермолова

«Мария Николаевна Ермолова – это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это – символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности» – говорил К.С. Станиславский.

Мария Николаевна Ермолова родилась (3) 15 июля 1853 года в семье театрального суфлера. Семья была очень благочестивой и верующей и жила скромно, даже, пожалуй, бедно. Основной педагогический принцип отца формулировался так: «Жизнь – тяжкий крест, надо с детства приучиться нести его».

С раннего детства проводившая практически все спектакли в суфлерской будке отца, Маша грезила о карьере актрисы. В 1862 году поступила в театральную школу в балетное отделение, но ее тянуло к драме. Сама Ермолова потом говорила: «Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой… Эта уверенность никогда не покидала меня».

Она рано вышла замуж по любви, за богатого помещика адвоката Шубинского. Однако семейная жизнь не сложилась, не помогло даже рождение дочери – молодые люди очень быстро поняли, насколько они далеки друг от друга.

Шестнадцати лет Ермолова выступила на сцене Малого театра, заменив внезапно заболевшую актрису. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее голос, «идущий из груди и отдающийся в сердце». После в дневнике она записала: «Сбылось то, о чем я пять дней тому назад не смела и мечтать. Я думала, что меня вызовут раз. Меня вызвали двенадцать раз». Несмотря на успех, она несколько лет играла ничтожные роли, пока упорным трудом и несокрушимой настойчивостью не завоевала себе положения. К 1896 году она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе.

Ее игра завораживала всех. По словам современников, ей удавалось создавать глубокие, противоречивые, сложные образы, которые, вместе с тем, были реальны как сама жизнь. Однако, такого эффекта актриса достигала благодаря не только своему таланту, но и огромной работоспособности, а также педантичности.

Ермолова играла в пьесах Лопе де Вега, Расина, Шекспира, Шиллера, Гюго, Писемского, Островского — всего более двухсот ролей.

В 1920 году советская общественность торжественно отметила 50-летие сценической деятельности Ермоловой. На юбилейном спектакле присутствовал В.И. Ленин. Она первая в стране получила звание Народной артистки Республики.

Умерла Мария Николаевна Ермолова 12 марта 1928 года.

13 марта 2011 в Москве, после продолжительной болезни

Умер
Виталий Вульф

российский искусствовед, телеведущий, переводчик, критик
(был похоронен на Троекуровском кладбище столицы)


Виталий Яковлевич Вульф

Виталий Яковлевич Вульф родился 23 мая 1930 года в Баку (Азербайджан), в семье известного бакинского адвоката. Он мечтал поступить в ГИТИС и стать актером, но по настоянию отца, который хотел, чтобы сын получил «серьезное» образование, после школы поступил в МГУ на юридический факультет, который окончил в 1952 году.

Через пять лет Виталий поступил в аспирантуру, в 1961 защитил кандидатскую диссертацию. Некоторое время он работал в адвокатуре, затем в Институте права Академии наук СССР.

Но, все же, настоящая страсть – театр – все это время не оставляла Вульфа, он продолжал его любить, почти ежедневно посещал спектакли в различных московских театрах, общался с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, а с Леонидом Эрманом (директором театра «Современник») они стали близкими друзьями. В последующем именно впечатления от встреч со многими театральными деятелями Вульф использовал в своих книгах, статьях, эссе и в телевизионных передачах. В 1965 году Виталий Яковлевич был введен в художественный совет театра «Современник».

В 1967-1997 годах Вульф работал в Институте международного рабочего движения Академии наук СССР (с 1992 года – Институт сравнительной политологии РАН) научным сотрудником. Долгое время он возглавлял группу по изучению молодежного сознания в странах Запада, и в результате в 1967 году была опубликована его большая научно-публицистическая работа о движении хиппи.

В эти же годы Вульф серьезно занимался американским театром. В 1989 году он защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук на тему «Американский театр 70-х годов и общественно-политическая реальность». В том же году он впервые посетил США. В 1992-1994 годах Вульф преподавал на театральном факультете Нью-Йоркского университета. Он читал лекции на тему «Чехов и театр», «История русской драматургии», «Сталин и театр», «Театр Теннесси Уильямса», также читал курс по истории русского театра в университете Амстердама.

Но прежде всего Виталий Вульф известен, как автор и ведущий телепрограмм о талантливых людях мира искусства, писателях и политиках. На телевидении он начал работать с 1990 года. Его первой телепередачей стал рассказ об актрисе М.Бабановой. В 1994 году Влад Листьев пригласил Вульфа в телекомпанию «ВиД», где Виталий Яковлевич стал автором и ведущим публицистической программы «Серебряный шар», которая сразу же стала популярной. В 2003 году он перешел на телеканал «Россия», а его программа претерпела ряд изменений и стала выходить под названием «Мой серебряный шар».

Первыми героями передачи Вульфа были в основном актеры театра и кино (Г.Гарбо, Л.Миннелли, Ю.Бриннер, И.Монтан, О.Чехова, А.Тарасова, О.Ефремов, М.Ладынина, Т.Доронина, Ю.Григорович, В.Караваева, В.Гафт, М.Миронова, Н.Цискаридзе и другие), знаменитые писатели (А.Фадеев, М.Горький, М.Цветаева…), а позже он рассказывал и о политических деятелях: У.Черчилле, Ф.Рузвельте, Ш.Голле и многих других. А также сделал программу о Старой Русской Ницце, посвященную русским эмигрантам.

Конечно же, у передачи были как поклонники, так и те, кому она не нравилась. Но даже самые непримиримые недоброжелатели вынуждены были признать, что Вульф – это эпоха. Ведь ему было свойственно увлечение чужим талантом. Герои его передач были героями и его души. Каждый раз он проживал заново жизни своих героев, разбирал архивы, выискивая исторические моменты, возвращал имена и лица из небытия. У него был дар исследователя, историка, рассказчика. Среди многих других телевизионных деятелей Вульфа выделяют великолепный русский язык, легкость интонаций, лаконизм формулировок, точность наблюдений и характеристик своих героев.

В своей авторской программе, построенной в форме импровизационного монолога ведущего, Виталий Яковлевич одновременно выступал и как критик, и как актер, и как искусствовед. Всего им было создано около 250 передач. Его программа также выходила и на «Радио России». В 2007 году он стал главным редактором радио «Культура» (ВГТРК).

Еще в 1970-е годы Виталий Яковлевич начал активно печататься в прессе – им опубликовано множество статей в различных изданиях. В 1998 году он был автором колонки «Заметки мэтра» в еженедельнике «Век», в 2001-2003 годах вел рубрику «Кумиры. Легенды» в русском выпуске журнала «L’Officiel». Также занимался переводами англо-американской драматургии – переводил пьесы О’Нила, Олби, Моэма, Уильямса. Пьесы в переводе Вульфа шли и идут на сценах многих столичных театров. Всего им переведено более 30 пьес (большая часть из которых в соавторстве с А.Чеботарем).

Заслуженный деятель искусств России, член Академии Российского телевидения, Союза писателей и Союза театральных деятелей России, доктор исторических наук, лауреат Национальной премии ТЭФИ – Виталий Вульф награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. Он обладатель награды в области моды и стиля «Астра-2006» в номинации «Самый стильный телевизионный ведущий» и лауреат Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком» 2009 года.

Контактный и открытый, неравнодушный и увлекающийся, легкий на подъем, Виталий Яковлевич в то же время жил довольно одиноко, в окружении своих книг, любимых персонажей и легенд…

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments