8 Июня

8 июня 1869 г.
147 лет назад

Американец Айвз Макгаффни запатентовал пылесос «Whirlwind»


Один из первых пылесосов – «Elmo» производства компании «Siemens» (1906)

8 июня 1869 года американский изобретатель Айвз Макгаффни запатентовал первый в мире пылесос, названный им «Whirlwind» («держать в руках и направлять»). В его верхней части располагалась ручка, соединённая ременным приводом с вентилятором. Ручка приводилась в движение рукой. Пылесос был лёгким и компактным, но неудобным в эксплуатации из-за необходимости одновременно крутить ручку и толкать устройство по полу. Макгаффни основал бостонскую компанию «American Carpet Cleaning Company» и стал продавать свои пылесосы по 25 долларов за штуку (немалая сумма по тем временам, если учесть, что в то время 1 американский доллар составлял около 23 грамм серебра).

Большинство пылесосов Макгаффни были проданы в Чикаго и Бостоне. Однако часть их, вероятно, сгорела в Великом Чикагском пожаре. Лишь два «Whirlwind» сохранились до наших дней, один из них экспонируется в историческом центре компании «Нооver». Вслед за Макгаффни другие изобретатели также стали производить и продавать механические пылесосы.

В начале 20 века компания Hoover стала выпускать электрические пылесосы с пылесборником. Первая «Модель О» стоила $ 60 и пользовалась большим спросом у покупателей. Рост популярности пылесосов в 1920-30-х годах основывался на уверенности домохозяек, что вместе с пылью они избавляются от микробов. Вот что писал комментатор журнала Electrician в 1926 году: «Универсальная идея пылесоса больше, чем просто очистка помещений. Домохозяйка вместе с пылесосом принимает для своей семьи новый стандарт здоровья».

В течение многих лет пылесосы оставались предметом роскоши, но после Второй мировой войны они стали распространённым предметом обихода у среднего класса. Сегодня пылесос вовсе не считается предметом роскоши и есть практически в каждой семье. Этот необходимый предмет домашнего обихода постоянно совершенствуется. Каких только разновидностей не предлагается покупателю — здесь и пылесос-циклон, и пылесос с аквафильтром, а еще роботизированный пылесос и пылесос с воздушной подушкой…

8 июня 1909 г.
107 лет назад

Выпущен первый серийный автомобиль российского производства


Выпущен первый серийный автомобиль российского производства Автомобиль “Руссо-Балт”

Первый российский автомобиль был построен и продемонстрирован в 1896 году изобретателями Яковлевым и Фрезе. Впоследствии в России появился ряд частных автофирм. Одной из наиболее крупных являлся рижский Русско-Балтийский завод, основанный в 1874 году. (26 мая) 8 июня 1909 года из его ворот выехал первый серийный автомобиль российского производства – «Руссо-Балт».

Это была изящная двухместная машина серого цвета с 24-сильным 4-цилиндровым двигателем. «Руссо-Балты» собирались из узлов и деталей иностранного и местного производства. Разрабатывала и изготавливала их бельгийско-русская команда под началом молодого бельгийского конструктора Жюльена Поттера. Машины пользовались устойчивым спросом и неплохо проявили себя и в российских, и в международных автогонках. Они получили репутацию надежных и выносливых машин, а также признание официальных кругов. Даже в царском гараже появились два автомобиля русской марки. Завод начал получать государственные заказы от военного ведомства.

Автомобили с успехом экспонировались на пяти выставках, в том числе в международных автомобильных салонах 1910 и 1913 годов в Петербурге, и были отмечены пятью золотыми медалями. Вскоре завод взялся за постройку грузовиков, изготовил несколько образцов автобусов, артиллерийских тягачей, пожарных машин и шасси для броневиков, корпуса к которым делал Ижорский завод. «Руссо-Балты» выпускались в Риге вплоть до июля 1915 года, когда город уже стал прифронтовым (в годы Первой мировой войны).

8 июня 1948 г.
68 лет назад

Запущен советский реактор для производства оружейного плутония


Игорь Курчатов – руководитель советского ядерного проекта

В конце 1940-х годов правительство СССР приняло решение в кратчайшие сроки построить завод по получению и выделению оружейного плутония. Было выбрано место для строительства завода – район озера Кыштым в южной части Урала.

Строительство было поручено одной из самых мощных строительных организаций – Челябметаллургстрою НКВД СССР. В августе 1946 года было начато строительство первого промышленного атомного реактора мощностью 100 МВт («Аннушки»). Он был пущен в эксплуатацию 8 июня 1948 года. Пуск реактора курировал сам Игорь Курчатов – научный руководитель советского ядерного проекта.

16 апреля 1949 года был получен первый оружейный плутоний, а 29 августа на Семипалатинском ядерном полигоне была взорвана первая советская атомная бомба. В течении последующих лет были пущены еще пять реакторов для получения плутония.

Вскоре в районе комбината был построен поселок, который 17 марта 1954 года получил статус города с названием Озерск. Впоследствии комбинат перестал заниматься только проблемой наработки оружейного плутония. В 1961 году началось строительство завода по переработке радиоактивных отходов. В июне следующего года был построен завод по производству радиоактивных изотопов, а в июле 1976-го была пущена первая очередь комплекса по переработке отработанного ядерного топлива

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments