6 Ноября нас покинули

6 Ноября нас покинули

Генрих Шютц

немецкий композитор и органист, музыкальный педагог

  • 18 октября 1585                         436 лет назад
  • 6 ноября 1672                             349 лет назад

Немецкий композитор и органист, музыкальный педагог – Генрих Шютц является основоположником немецкой национальной композиторской школы, крупнейшим из предшественников Иоганна Себастьяна Баха.

Генрих Шютц (нем. Heinrich Schütz) родился 18 октября (по другим данным – 14 октября) 1585 года в городе Кёстриц (Германия). В детстве он пел в хоре, а как музыкант Генрих был «открыт» ландсграфом Гессенским. Проезжая через Вайсенфельс, тот остановился в гостинице, хозяевами которой были родители Шютца, и случайно услышал, как поет тринадцатилетний Генрих.

Пребывание в Венеции – одной из главных музыкальных столиц Европы той эпохи – открыло немецкому композитору неведомые дотоле горизонты. Италия в целом, Венеция в частности бурлили новыми веяниями, «прорубившими окно» в будущее всей европейской музыки.

Большинство его произведений не укладывалось в традиционные культовые жанры. Весь опыт европейского творчества в светском ренессансном духе, гуманистическая направленность его собственного интеллекта, характерная для него широта и острота переживания – все это влилось в произведения религиозного склада. Преодолев суровую прямолинейность музыки протестантской традиции, Шютц поднял ее до небывалого уровня. Он первый придал ей богатство мироощущения, глубину мыслей и чувств, которые в нашем восприятии неотделимы от драматических, инструментально-хоровых жанров Баха.

К великому сожалению, лучшие опусы Шютца, созданные для дворцовых празднеств (наряду с письмами), были бесследно уничтожены в 1760 году при пожаре в дрезденской библиотеке. Так, пропала его опера «Дафна» (1627 год) на текст Мартина Опица – первая немецкая музыкальная драма. Исчезли партитуры балета на сюжет «Орфея и Эвридики» (1638 год), пятиактного балета «Парис и Елена» (1650 год), двух пасторалей «с музыкой и танцами» и множество других дивертисментов, о которых мы ничего не знаем, кроме того, что они существовали.

Генрих Шютц создал целую школу превосходных музыкантов, и первым среди них стал его ученик и двоюродный брат, замечательный мастер немецкой песни Генрих Альберт. Первая гамбургская опера была написана другим учеником композитора – Иоганном Тейле.

Умер Генрих Шютц 6 ноября 1672 года в Дрездене.

Клод Луи Бертолле

французский химик

  • 9 декабря 1748                         273 года назад
  • 6 ноября 1822                          199 лет назад

Клод Луи БертоллеКлод Луи Бертолле

Клод Луи Бертолле был первым, кто применил хлор для отбеливания бумаги и тканей. Он является также и открывателем гипохлориты щелочных металлов и хлорат кали («бертоллетовой соли»). Он также был научным консультантом Наполеона… Бертолле был талантливым ученым и вошел в историю как автор многих химических открытий.

Клод Луи Бертолле (фр. Claude Louis Berthollet) родился 9 декабря 1748 года в Таллуар (Савойя). Он изучал медицину в Турине, где в 1770 году получил диплом. Вскоре переехал в Париж, где начал свою научную карьеру как врач. Параллельно он изучал химию под руководством известных французских ученых Макера и Буке.

В 1786 году Клод Луи сблизился с Лавуазье. Совместно с ним, а также при участии видных ученых Гитона де Морво и Фуркруа, он разработал основы химической номенклатуры и классификации веществ.

В период Революции и Империи Бертолле занимался вопросами, связанными с прикладной химией. Тогда же он впервые применил хлор для отбеливания бумаги и тканей. Кроме того, он установил состав аммиака, сероводорода и циановодородной кислоты.

В своем «Опыте химической статики» – 1803 год – он связал представление о массе с химическими реакциями и утверждал, что элементы могут соединяться друг с другом в любых пропорциях в зависимости от массы реагирующих веществ.

В последние годы жизни Клод Луи Бертолле полностью отошел от научной работы из-за тяжелой болезни. Умер ученый 6 ноября 1822 года на 74-м году жизни в Аркёе (Франция).

Петр Чайковский

русский композитор, дирижер, педагог

  • 7 мая 1840                       181 год назад
  • 6 ноября 1893                128 лет назад

Петр Ильич ЧайковскийПетр Ильич Чайковский

Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке. Наследие композитора представлено разными жанрами: это — оперы, балеты, симфонии, романсы, концерты, хоровые сочинения, кантаты и другие произведения. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.

Пётр Ильич Чайковский родился (25 апреля7 мая 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии. В 1852-1859 годах он обучался в Императорском училище правоведения, по окончании которого получил чин титулярного советника и стал работать в Министерстве юстиции.

В 1862 году Чайковский становится одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге, а в 1865 году оканчивает ее с серебряной медалью и сразу же переезжает в Москву, где получает профессорскую должность в консерватории.

Он перевел несколько музыкально-теоретических трудов для педагогических целей и написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872). С 1871 по 1876 годы он трудится музыкальным критиком в газетах «Русские ведомости» и «Современная летопись», отстаивая реалистические принципы в отечественной музыке.

В этот же период Чайковский активно занимается и творчеством, в эти годы им созданы: 3 симфонии, несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», 1-й концерт для фортепиано с оркестром и «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром, 3 струнных квартета, оперы («Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула»), балет «Лебединое озеро», музыка к пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», фортепианные пьесы, романсы и другие произведения.

В конце 1870-х — начале 1880-х годов Петр Ильич много путешествовал по Европе, продолжая сочинять. С 1885 года он поселился в Подмосковье и возобновил активную музыкально-общественную деятельность, став директором отделения российского музыкального общества в Москве.

Часто бывая в Москве и Петербурге, Чайковский участвовал в различных мероприятиях Русского музыкального общества и Московской консерватории, а премьера его оперы «Черевички» в Большом театре в 1887 году стала началом его дирижерских выступлений. В 1887‒93 годах он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а также операми в России и за рубежом.

Всемирную славу Чайковскому принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.

Творчество композитора получило высокую оценку — в 1892 году Чайковский был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 году удостоен звания Почетного доктора Кембриджского университета.

16 октября 1893 года состоялось последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией.

(25 октября6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге Петр Ильич Чайковский скончался от холеры, он был похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Величайший русский композитор, дирижёр, педагог оставил после себя 10 опер, 76 опусов, три балета, 7 симфоний, 4 сюиты.

Морис Леблан

французский писатель

  • 11 ноября 1864                     157 лет назад
  • 6 ноября 1941                        80 лет назад

Морис ЛебланМорис Леблан

Морис Леблан (фр. Maurice Leblanc) родился 11 ноября 1864 года в Руане (Франция), в семье судовладельца. Он с детства мечтал стать писателем, но вынужден был работать на фабрике текстильного оборудования. Когда юноше было 20 лет, умерла его мать. После этого трагического события Леблан решает изучать право. Однако вскоре он бросает занятия, решив стать писателем.

Леблан переезжает из Руана в Париж, где начинает заниматься журналистикой. Вскоре он уже входил в избранный литературный круг. Через небольшой промежуток времени Леблан выносит на суд публики свои рассказы и повести. В них чувствуется влияние Флобера и Мопассана. Творчество Леблана получает одобрение критиков, а также вызывает интерес Альфонса Доде и Жюля Ренара. Однако коммерческого успеха рассказы Леблана не имеют.

Лишь после 1905 года, по заказу издателя Пьера Лафитта перейдя на детективную прозу, его творчество начинает приносить существенные дивиденды. Он пишет детективные повести, романы и пьесы об Арсене Люпене. Люпен выступал соперником Шерлока Холмса, что вызвало неудовольствие А. Конан Дойля. Между 1907 и 1937 годами Леблан опубликовал свыше двадцати работ в этом жанре.

Кроме детективных повестей и новелл, Леблан написал два научно-фантастических романа, также имевших успех.

Морис Леблан умер 6 ноября 1941 года в Перпиньяне (Франция) на 77 году жизни.

Беренд Буйинга

нидерландский архитектор

  • 27 марта 1886                    135 лет назад
  • 6 ноября 1969                     52 года назад

Беренд БуйингаБеренд Буйинга

Беренд Тобиа Буйинга (нидерл. Berend Tobia Boeyinga) родился 27 марта 1886 года в Норд-Схарвоуде (Нидерланды), в семье кальвинистского пастора. Работал плотником, позже – чертежником и десятником.

С 1909 по 1919 год Буйинга изучал в Амстердаме архитектуру. Проработал в течение 2-х лет в архитектурной мастерской Эдуарда Кёйперса, который предоставлял широкое поле для деятельности своим работникам.

Среди работников Кёйперса были основоположники так называемой «Амстердамской школы» – Михель де Клерк, Йохан ван дер Мей и Пит Крамер. Вместе с ними Буйинга принимал живейшее участие в разработке и становлении нового архитектурного стиля.

Фото: NFA, Rotterdam

С 1917 по 1921 год Буйинга работал у Михеля де Клерка – осуществлял надзор над строительством знаменитого комплекса «Схип».

Несколько позже Буйинга был приглашен директором городской службы жилищно-коммунального хозяйства столицы – Ари Кеплером – разработать проект коттеджных поселков в районе Амстердам-Норд.

Сегодня эти проекты считаются лучшими образцами сельской архитектуры, выполненными в стиле Амстердамской школы.

В 1926 году Буйинга основал собственное архитектурное бюро. В том же году он построил свою первую церковь – Клопперсингелкерк в Харлеме. Несмотря на то, что за свою жизнь Буйинга построил множество церквей, планировка Клопперсингелкерк была уникальной и более не повторялась архитектором никогда.

Фото: NFA, Rotterdam

Для Вольного университета Амстердама в 1930 году архитектор построил знаменитый лабораторный корпус. В это же время Буйинга был привлечён и к обучению архитекторов — сперва в качестве преподавателя, затем — в качестве главы школы архитектуры в Амстердаме.

После Второй мировой войны он принимал участие в реставрации зданий, в числе которых — Кюнераторен (Cuneratoren) в Ренене и Эусебиускерк (Eusebiuskerk) в Арнеме, которые сильно пострадали во время войны.

Умер Беренд Тобиа Буйинга 6 ноября 1969 года в Амстердаме (Нидерланды).

Михаил Жванецкий

советский и российский писатель-сатирик, исполнитель своих произведений

  • 6 марта 1934                   87 лет назад
  • 6 ноября 2020                  1 год назад

Михаил Михайлович ЖванецкийМихаил Михайлович Жванецкий

Михаил Михайлович Жванецкий родился 6 марта 1934 года в Одессе, в семье врачей. В 1956 году окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов».

В студенческие годы Жванецкий участвовал в самодеятельности, в это время он начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964-м пригласил его самого в свой театр на должность завлита. Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники».

Михаил Жванецкий в период работы в театре Аркадия Райкина сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более 300 миниатюр и монологов. Обретя индивидуальный стиль, он ушел из театра Райкина и стал работать самостоятельно. Выступая в Одесской филармонии, а затем в московском театре «Эрмитаж», Жванецкий приобрел всесоюзную известность.

В 1988 году сатирик создал Московский театр миниатюр и стал его художественным руководителем. В театре по его произведениям были поставлены спектакли «Птичий полет», «Избранное», «Политическое кабаре», «Моя Одесса», «Престарелый сорванец».

За годы литературной деятельности Жванецкий опубликовал несколько книг («Встречи на улицах», «Год за два», «Моя Одесса»), а также собрание произведений в четырех томах. Помимо руководства театром и литературной деятельности он также являлся постоянным ведущим (с 2002 по 2019 год) ежемесячной телепередачи «Дежурный по стране» на канале Россия-1.

Народный артист России и Украины, обладатель различных наград и премий, почетный гражданин города Одессы – Жванецкий в октябре 2020 года принял решение закончить концертную деятельность по состоянию здоровья.

Михаил Михайлович Жванецкий скончался 6 ноября 2020 года в Москве на 87-м году жизни, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Борис Штерн

советский писатель-фантаст

  • 14 февраля 1947                  74 года назад
  • 6 ноября 1998                      23 года назад

Борис Гедальевич ШтернБорис Гедальевич Штерн

Штерн был признан лучшим фантастом Европы. Он охватил своим творчеством широкий пласт форм литературы: от пьес и либретто до стихов и романов.

Борис Гедальевич Штерн родился 14 февраля 1947 года в Киеве. После окончания филологического факультета Одесского Государственного Университета Борис работал разнорабочим.

Его дебют в литературе состоялся в 1975 году публикацией первого рассказа «Психоз». Тогда же Штерн начинает сотрудничество с журналом «Химия и жизнь». До конца 1980-х годов вышло еще несколько научно-фантастических рассказов писателя: «Фокусники» (1976), «Дом» (1980), «Чья планета?» (1987) и другие. За рассказ «Чья планета?» Штерн получил премию «Старт». До него этой чести в Восточной Европе удостаивались лишь Борис и Аркадий Стругацкие и Станислав Лем.

Последующие его работы, местами дерзкие и вульгарные, печатались редко. Лишь в начале 1990-х годов Штерн начинает активно публиковаться. В печать выходят его сборники «Кто там?» и «Голая девка», повести «Записки динозавра», «Рыба любви», «Сказки Змея Горыныча» и другие произведения. Примерно в этот же период выходит роман «Эфиоп», который получает Бронзовую Улитку.

Но на пике своей популярности Борис Штерн умирает. Это произошло 6 ноября 1998 года в Киеве. Роман про инспектора Бел Амора «Вперед, конюшня!» остается недописанным и выходит после смерти автора.

Борис Штерн вошел в историю российской фантастики как бесшабашный автор. Тому способствовали живой и певучий язык, а также весьма вульгарная символика и употребление нецензурной лексики.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments