6 Мая нас покинули
Александр Гумбольдт
немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник
- 14 сентября 1769 252 года назад
- 6 мая 1859 162 года назад
Барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Heinrich Alexander Freiherr von Humboldt) родился 14 сентября 1769 года в Берлине, в семье придворного саксонского курфюрста. В 1787-1792 годах изучал естествознание, экономические науки, право и горное дело в университетах Германии. В 1790 году вместе с Г.Форстером, оказавшим на него заметное влияние, путешествовал по Англии, Франции и Нидерландам.
Вскоре он начал публиковать свои статьи, обобщая в них свои научные наблюдения. Вышла его работа о базальтах, наблюдения о тайнобрачных растениях, монография о раздражимости нервных и мускульных волокон.
В 1799-1804 годах Гумбольдт вместе с французским ботаником Бонпланом путешествовал по Центральной и Южной Америке. Следующие два десятилетия он обрабатывал собранные в путешествии коллекции вместе с другими видными учёными. За это время вышло тридцатитомное сочинение, состоящее из описания растений, астрономо-геодезических и картографических материалов, зоологии и сравнительной анатомии, описания путешествия.
В 1827 году он переехал из Парижа в Берлин, где исполнял обязанности камергера и советника прусского короля, а в 1829 году совершил путешествие по России – на Урал, Алтай и к Каспийскому морю.
Гумбольдт своими работами создал физическую географию, призванную выяснить закономерности на земной поверхности, в её твёрдой, жидкой и воздушной оболочках. Его воззрения стали основой общей физической географии и ландшафтоведения, а также географии растений и климатологии.
Он обосновал идею закономерного зонального распространения растительности на поверхности Земли (широтная и вертикальная зональность), определил экологическое направление в географии растений.
Круг научных интересов ученого был настолько широк, что современники называли его «Аристотелем 19 века».
Александр Гумбольдт скончался 6 мая 1859 года в Берлине.
Йохан Людвиг Рунеберг
финский поэт шведского происхождения
Йохан Людвиг Рунеберг
Йохан Людвиг Рунеберг был шведом, и писал стихи на родном языке, однако его творчество особо почитается в Финляндии, где даже празднуют День рождения поэта.
Йохан Людвиг Рунеберг (швед. Johan Ludvig Runeberg) родился 5 февраля 1804 года в многодетной семье моряка Лоренца Ульрика Рунеберга и Анны Марии Мальм, живших в Якобстаде на западном побережье Финляндии. Сначала Йохан учился в Олеаборге (Оулу), затем продолжил образование в городе Вааса.
В годы учебы в Университете Або (нынешнее название – Турку) он сблизился с Юханом Снелльманом и Захариасом Топелиусом, которым в будущем также было суждено сыграть большую роль в финском национальном возрождении. В те же годы Рунеберг знакомится с творчеством Карла Бельмана, а также начинает выступать в качестве публициста.
Испытывая материальные затруднения, Рунеберг начинает давать частные уроки. Во время учительства ему приходится хорошо узнать жизнь простых людей, которая оказала на поэта сильное впечатление. Вероятно, в тот период и начали формироваться его идеализированные взгляды на крестьянство, которые он выразил в стихотворении «Крестьянин Пааво».
В 1827 году, получив степень магистра, Рунеберг остается в университете, который к тому времени из Або переехал в Хельсинки. В 1830 году увидел свет его первый поэтический сборник.
Супругой поэта стала Фредрика Шарлотта Тенгстрем, подарившая мужу восемь детей. Жена Рунеберга также занималась писательской деятельностью, сочиняя исторические романы в духе Вальтера Скотта. Ее роман «Госпожа Катарина Бойе и ее дочери», опубликованный в 1858 году, считается первым историческим романом в финской литературе.
После выхода своего второго сборника Рунеберг уезжает в Порвоо, чтобы преподавать классические языки в местной гимназии. Спустя несколько лет он назначается директором этого учебного заведения, одновременно издает газету.
В числе наиболее известных произведений литератора – поэма «Охотники на лосей», написанная гекзаметром, поэтический цикл «Рассказы прапорщика Столя» о русско-шведской войне 1808–1809 годов.
В 1848 году иммигрант из Германии Фредрик Пациус положил на музыку пролог к «Рассказам» – стихотворение «Наша земля», и впоследствии произведение стало национальным гимном Финляндии.
В 1863 году поэта парализовало. В течение последующих тринадцати с половиной лет он был прикован к постели и не мог заниматься литературным творчеством.
Скончался Йохан Людвиг Рунеберг 6 мая 1877 года в Порвоо (Финляндия). Спустя два года умерла и его супруга, после чего Александр II по просьбе финляндского сейма объявил дом, в котором Рунеберги жили на протяжении четверти века, национальной собственностью и музеем.
День Рунеберга финны празднуют 5 февраля, в день рождения поэта.
Иван Суриков
русский поэт, представитель «крестьянского» направления в русской литературе
Иван Захарович Суриков
Суриков — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла…» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, А.Даргомыжский, П.Чайковский.
Иван Захарович Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии, в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.
В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников — И.Дмитриева, Н.Цыганова, А.Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.
Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились — автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А.Плещеевым, который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.
Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.
Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».
Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А.Кольцова, Т.Шевченко, Н.Некрасова, И.Никитина, ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии — жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы…
Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, — «Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).
В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).
После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек — литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.
Иван Захарович был женат на М.Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.
Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.
Морис Метерлинк
бельгийский писатель и драматург, Нобелевский лауреат
- 29 августа 1862 159 лет назад
- 6 мая 1949 72 года назад
Морис Метерлинк
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (фр. Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck) родился 29 августа 1862 года в Генте (Бельгия), в семье состоятельного юриста. С детства интересовался литературой и поэзией, но родители настояли на юридическом образовании. Получив в 1885 году диплом юриста, Морис едет в Париж для совершенствования в юриспруденции. Полгода, проведенные в Париже, он целиком посвящает литературе.
Вернувшись в Гент, Метерлинк работает юристом и продолжает занятия литературой. Он начинает печататься в парижских изданиях, получая хвалебные рецензии критиков. Пьеса-сказка «Принцесса Мален» была отнесена влиятельным французским критиком Мирбо к шедеврам, а ее автора он сравнил с Шекспиром. Вдохновленный похвалой, Метерлинк оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.
Склонный к метафоре и символизму, Метерлинк пишет в основном сказки и пьесы, где герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, где многое остается в подтексте. Особо удаются ему пьесы для кукол-марионеток – в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев.
В 1895 году Морис встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая становится его спутницей, секретарем и импрессарио, оберегает его спокойствие, ограждает от посторонних. В 1896 году они уезжают в Париж. В эти годы Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчел», где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением.
Самая популярная пьеса драматурга, «Синяя птица», впервые была поставлена Станиславским в Москве в 1908 году; впоследствии она с успехом была представлена на сценах Лондона, Нью-Йорка, Парижа, завоевав популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью.
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».
Во время Первой мировой войны Метерлинк пытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не был принят из-за возраста. В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались. В 1919 году он женился на Рене Даон – актрисе, игравшей в «Синей птице».
В последние годы жизни Метерлинк писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 годы вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является «Жизнь термитов» (иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма).
Умер Морис Метерлинк 6 мая (по некоторым источникам – 5 мая) 1949 года от сердечного приступа в Ницце (Франция).
Борис Ромашов
советский драматург, актер, режиссер и театральный критик
Борис Сергеевич Ромашов
Борис Сергеевич Ромашов родился (18) 30 июня 1895 года в Петербурге, в актёрской семье. Получил образование в Московском университете.
Как актёр и режиссёр он стал выступать с 1916 года, а как журналист – с 1922 года. Его первая серьезная драма «Федька-есаул» написана в 1924 году и посвящена Гражданской войне 1918-1920 годов.
Борис Ромашов сыграл большую роль в формировании советской сатирической драматургии. Его комедии «Воздушный пирог» (1925) и «Конец Криворыльска» (1926) написаны в духе советской идеологии и обличают мещан. Драма «Огненный мост» (1929) рассказывает о судьбах интеллигенции в революции.
За пьесу «Великая сила» (1947) о научной интеллигенции Борис Ромашов получил Сталинскую премию.
Борис Ромашов мастерски раскрывал характеры героев, сюжеты его пьес отличались остротой. Он также написал ряд статей о театре и драматургии.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени, Ромашов был награжден 3 орденами, несколькими медалями.
Борис Сергеевич Ромашов скончался 6 мая 1958 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Марлен Дитрих
немецкая и американская киноактриса
- 27 декабря 1901 120 лет назад
- 6 мая 1992 29 лет назад
Марлен Дитрих
Мария Магдалена (Марлен) Дитрих (нем. Marie Magdalene “Marlene” Dietrich) родилась 27 декабря 1901 года в небольшом городке недалеко от Берлина, в семье военного. С детства увлекалась театром, участвовала в школьных спектаклях, посещала музыкальные концерты, играла на фортепиано и скрипке.
В начале 1920-х годов стала петь в кабаре, а в 1922 году первый раз снялась в кино. В 1924 году вышла замуж, и хотя вместе с мужем, Рудольфом Сайбером, прожила всего пять лет, они оставались в браке до его смерти в 1976 году.
Марлен снялась уже в десятке немых фильмов в значительных ролях, когда в 1929 году ее заметил режиссер и продюсер Джозеф фон Штернберг. Она получила роль певицы кабаре в фильме «Голубой ангел» (1930).
У них начался роман. После шумного успеха «Голубого ангела» фон Штернберг взял актрису с собой в Голливуд и представил ее талант на суд широкой публики в фильме «Марокко» (1930). Успех следовал за успехом, и вскоре Марлен стала одной из самых высокооплачиваемых актрис своего времени.
Она снялась в чрезвычайно популярном «Шанхайском экспрессе», в «Белокурой Венере» с Кэри Грантом, и создала на экране весьма достоверный образ женщины без особых моральных принципов. Актрисе хотелось попробовать себя и в других амплуа, но фильмы середины 1930-х с ее участием не имели значительного успеха ни у критиков, ни у публики.
Актриса вернулась в Европу, снялась в вестерне «Дестри снова в седле» (1939) в паре с Джеймсом Стюартом.
После войны ее карьера получила второе дыхание и бурно расцвела. С 1945 года она появлялась на экране ежегодно. Последний ее фильм относится к 1961 году. Позже она играла нечасто и лишь на театральной сцене.
В 1979 году актриса получила сложный перелом ноги. Последние 13 лет своей жизни, 12 из которых она была прикована к постели, Дитрих провела в своем особняке в Париже.
Скончалась Марлен Дитрих 6 мая 1992 года в Париже.
Виктор Юзефович Драгунский
Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября (по другим данным – 1 декабря) 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Родители вскоре вернулись на родину, и семья обосновалась в Гомеле.
Во время Первой мировой войны отец Виктора умер от тифа. Вскоре появился отчим, красный комиссар, однако в 1920 году он погиб. Вторым отчимом стал актер еврейского театра Михаил Рубин. Вместе с ним семья объездила всю страну, приехав в 1925 году в Москву. Но однажды он не вернулся домой с гастролей, и что произошло – никто так и не узнал.
Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А.Дикого, а с 1935 года начал выступать как актёр. Впоследствии организовал и руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка» (1948-1958). Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении – на фронт не попал по здоровью.
С 1940 года он публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер» (1960); также пишет песни, интермедии, клоунады, сценки для эстрады и цирка.
С 1959 года Драгунский создает весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»… Да и взрослым эти легкие, добрые и веселые рассказы доставляли немало искренней и совсем детской чистой радости.
Однако, Виктор Юзефович писал и для взрослых тоже. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны, где прослеживаются параллели с личностью автора. Повесть «Сегодня и ежедневно» (1964) посвящена жизни работников цирка, живущих в своем, особенном цирковом мире.
Умер Виктор Юзефович Драгунский в Москве 6 мая 1972 года. Но веселые и умные книги писателя остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.
Константин Бесков
советский футболист и футбольный тренер, Заслуженный мастер спорта СССР
Константин Иванович Бесков
Константин Иванович Бесков, выдающийся советский футболист и футбольный тренер, родился 18 ноября 1920 года в Москве. Косте еще не было шести лет, когда дядя впервые повел его на футбол. Игра произвела на мальчика неизгладимое впечатление.
В 1928 году мать подарила ему настоящий футбольный мяч. Так началась его футбольная карьера – в дворовых командах, где играли двор на двор, улица на улицу, потом в команде детского парка, где его выбрали капитаном, а после – завода «Серп и молот»…
В августе 1938 года Борис Аркадьев, великий советский тренер, пригласил 17-летнего Бескова в команду мастеров «Металлург», занявшую в первенстве СССР третье место. Костя играл ярко и результативно, попав в шестерку лучших футболистов профсоюзных команд.
В 1940 году он был призван в армию и направлен в пограничные войска. С большим трудом удалось Борису Аркадьеву перевести Бескова в Москву, и сезон 1941 года Константин встретил игроком «Динамо». Но тут грянула война…
Сезон-1945 был бурным, целеустремленным, счастливым. На стадионе не было свободных мест… В тот год Бесков в составе «Динамо» стал чемпионом СССР.
Команде-чемпиону предстояла поездка в Англию. Английская футбольная пресса отнеслась поначалу к гостям из СССР с большой долей высокомерия, считая их любителями с низким уровнем мастерства. Однако московские футболисты дали настоящий бой английским «грандам», победив в серии встреч с общим счетом 19:9. Потом было победное турне в Скандинавию, и множество матчей внутри страны…
В 1948 году Бесков поступил в высшую школу тренеров, в 1952 году окончил институт. В этом же году он в составе сборной СССР принимал участие в Олимпийских играх в Хельсинки. Неудача в олимпийском матче с югославами была воспринята высшим руководством страны как национальная катастрофа: сборная разогнана, многие игроки лишены почетных званий, заработанных годами честной игры – и Бесков тоже был лишен звания Заслуженного мастера спорта (через год оно будет ему возвращено).
Затем был длинный и непростой путь тренера разных команд. Везде он пользовался уважением и любовью команды, показывал достойный результат. В возрасте 75 лет, став после 11-летнего перерыва старшим тренером «Динамо», Бесков установил своего рода мировой рекорд: он привел команду к серебряным медалям чемпионата России-1994 и победе в Кубке России-1995 – а ведь команда 8 лет не была в тройке призеров!
Спортивные трофеи Заслуженного мастера спорта и Заслуженного тренера СССР Бескова трудно перечесть, но помимо наград и призов есть еще громкая, всенародная слава о Константине Бескове – нападающем в годы молодости, тренере в зрелые годы и замечательном человеке.
Скончался академик футбольного мастерства и выдающийся тренер Константин Иванович Бесков 6 мая 2006 года в Москве.