Чат неактивен

5 Февраля ушли из жизни

Зинаида Волконская
русская княгиня, писательница, поэтесса
14 декабря 1792 — 5 февраля 1862
225 лет назад 155 лет назад

Зинаида Александровна Волконская — княгиня, видная фигура русской культурной жизни первой половины 19 века, родилась 14 декабря 1792 года в Турине, в семье князя Алексея Михайловича Белосельского-Белозерского и Варвары Яковлевны Татищевой.

Выйдя замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, она сначала жила в Петербурге, а после 1812 года за границей.

Вернувшись в Петербург, она предалась изучению Российской старины, но её научная работа была отрицательно воспринята в высшем обществе столицы, и потому она в конце 1824 года переехала в Москву. Московский дом Волконской на Тверской улице, хотя и перестроенный, существует и поныне, и известен под старым названием «Елисеевский магазин».

В 1825 году Волконская стала членом московского «Общества истории и древностей российских». В её салоне собирались многие знаменитые писатели (Мицкевич, Боратынский, Веневитинов), бывал там и Пушкин. Именно Волконскую Пушкин называл «Царица муз и красоты».

Лучшие поэты посвящали ей свои творения. Она и сама писала на русском, французском и итальянском языках. В 1826 году Зинаида Волконская устроила проводы в Сибирь жён декабристов – Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской, чем вызвала неудовольствие властей.

В 1829 году княгиня уехала в Италию. Последние годы жизни она провела в Риме, где на её вилле останавливался Гоголь.

Зинаида Александровна Волконская умерла в Риме 5 февраля 1862 года.

Томас Карлейль
английский публицист, историк и философ
4 декабря 1795 — 5 февраля 1881
222 года назад 136 лет назад

Томас Карлейль родился 4 декабря 1795 года в Шотландии, в семье сельского каменщика. Рано проявив незаурядные способности к гуманитарным наукам, он поступил в Эдинбургский университет и в 1814 году окончил его.

Философское мировоззрение Карлейля и его взгляд на историю человечества формировались под влиянием немецких романтиков, главным образом Фихте и Шеллинга.

В 1820-х годах промышленный переворот был практически закончен, крупная буржуазия закладывала фундамент своей эстетической культуры. Сын каменщика, сельский учитель, профессиональный литератор, под конец жизни ректор Эдинбургского университета, Карлейль соединил буржуазный культ сильной личности с аристократическим пантеизмом раннешеллингианского типа. Он выдвигал теорию избранных, которым надлежит править миром. Его политико-исторические и философские теории оказали значительное влияние на развитие английской общественной мысли.

Несомненной заслугой Карлейля является создание методов «органической критики». Другая его заслуга – создание философского романа-памфлета «Заштопанный портной» – романа в большой степени автобиографического. Согласно развитой им здесь «философии одежды», весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, личин, за которыми пребывает вечная божественная сущность – единственная реальность.

В лучшем своем произведении «История Французской революции» (1837) Карлейль оправдывает свержение монархии. В памфлетах «Чартизм» (1840) и «Теперь и прежде» (1843) автор, высказывая искреннее сочувствие к трудящимся, называет себя сторонником феодального социализма.

В 1841 году вышла книга Карлейля, сильно повлиявшая на европейскую историческую науку, – «О героях и почитании героев» (1841). Он предложил рассматривать историю мира в контексте жизни и деяний великих людей. Развивая эту концепцию, Карлейль в 1845-1846 годах написал книгу «Письма и речи Оливера Кромвеля», а в 1858-1864 годах работал над своим самым крупным трудом – «История Фридриха II Прусского» в 13 томах.

Томас Карлейль умер 5 февраля 1881 года в Лондоне

Василий Розанов
русский религиозный философ, литературный критик и публицист
2 мая 1856 — 5 февраля 1919
161 год назад 98 лет назад

Василий Васильевич Розанов родился (20 апреля) 2 мая 1856 года в городе Ветлуге Костромской губернии, в многодетной семье чиновника лесного ведомства. Он рано потерял родителей и воспитывался старшим братом Николаем.

Закончил филологический факультет Московского университета, был учителем истории и географии в гимназиях Брянска и Ельца. С 1893 года служил в Москве в центральном управлении государственного контроля.

Широкую популярность получила его работа «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» (1891), которая положила начало последующему истолкованию Ф.М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других.

Работы Розанова по религиозно-философским вопросам выдают глубокий духовный кризис, который не может быть разрешен в безоговорочном принятии христианских догматов, к чему Розанов безуспешно стремится.

Итогом мысли В.В. Розанова остаётся пессимизм и «экзистенциальный» субъективный идеализм в духе С. Кьеркегора. Исторический пессимизм Розанова в полной мере сказался в «Апокалипсисе нашего времени», который Розанов писал в 1917 году. Он с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, считая её трагическим завершением российской истории.

Октябрьская революция 1917 года выбила почву из под ног Розанова. Русский писатель и философ перебрался в Сергиев Посад, где служил его лучший друг – священник Павел Флоренский, и где он прожил до конца жизни.

1918-1919 годы — череда сплошных несчастий в жизни писателя. Трагически погибает его единственный сын. Василия Васильевича разбил инсульт. Умирал он долго и тяжело. Соборовал его Флоренский.

Василий Васильевич Розанов ушел из жизни 5 февраля 1919 года, был похоронен в Сергиевом Посаде на территории Черниговского скита

Махариши Махеш Йоги
индийский ученый и гуру, создатель трансцендентальной медитации
12 января 1917 — 5 февраля 2008
100 лет назад 9 лет назад

Махариши Махеш Йоги родился 12 января 1917 года в Райпуре. Изучал физику и химию в университете Аллахабада. Он очень интересовался духовными учителями и хотел быть их учеником. Узнав, что великий гуру Брахаманда Сарасвати находится в Аллахабаде, Махариши обратился к нему с этой просьбой. Гуру согласился при условии, что тот сначала закончит учебу. Махариши закончил университет, а потом провел двадцать лет учась и работая с Гуру Девом Брахаманда Сарасвати.

За это время Махариши стал ближайшим учеником Гуру Дева, унаследовал мудрость и знание его учения. Со всем этим знанием он решил уединиться в Гималаях. Но после двух лет одиночества он ощутил призыв вернуться в мир. Он направился на юг Индии. Там по просьбе жителей начал читать лекции, интерес к которым был очень большим. Его пригласили прочесть лекции в других городах, и он провел полгода, читая лекции и обучая трансцендентальной медитации (ТМ) в разных городах штата.

Покинув Кералу, он два года путешествовал по всей Индии, знакомя людей с ТМ. В 1958 году было организовано всемирное движение духовного возрождения. Махариши, обучая людей ведическим знаниям, посетил Сингапур и Гавайи, в 1959 году приехал в Калифорнию, затем отправился в Нью-Йорк, а оттуда в Европу.

К концу года оказалось, что многие люди заинтересовались ТМ. Махариши понял, что в дальнейшем не сможет один обучить всех желающих, и он решил организовать подготовку учителей ТМ. Он создал центр подготовки преподавателей сначала в Индии, потом в Европе. В 1963 году Махариши создал Международное студенческое общество медитации, так как его деятельность вызывала большой интерес в студенческих и молодежных кругах.

Махариши Махеш Йоги широко признан выдающимся ученым в области сознания и величайшим в современном мире Гуру. Он восстановил ведическую литературу, которая многие тысячи лет существовала в разрозненном виде, и систематизировал ее в форме завершенной науки сознания во всей полноте ее теоретической и практической значимости.

Махариши Махеш Йоги умер 5 февраля 2008 года в Голландии.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments