30 января 1951 года умер Фердинанд Порше

30 января 1951 года умер Фердинанд Порше

Этот человек стал легендой XX века. Он отверг приглашение одного диктатора и был обласкан другим; ему божественно удавались спортивные авто и чертовски не удавались танки; он считал, что именно автоспорт – движитель технического прогресса. По итогам всемирного рейтинга, сразу два его детища – Porsche 911 и Фольксваген “Жук” – вошли в звездную пятерку “Автомобилей столетия”, а самому ему был дарован титул Инженера столетия. Имя этого человека – Фердинанд Порше.

Отец будущего гениального конструктора слыл в Богемии знатным медником-жестянщиком и готовил сына себе на смену. Тогда-то юноша и постиг азы работы с металлом, сделал его послушным своему таланту. Фердинанд увлекся электротехникой и в 15 лет вручную смастерил генератор и лампочку: дом семьи Порше второй в городе получил электрическое освещение. Получив образование инженера, Порше целиком окунулся в проектирование автомобилей и моторов к ним. Особую страсть испытывал к гоночным авто. И в 1910 г. его “австро-даймлеры” завоевали в гонке все три первых места, причем за рулем одного сидел сам маэстро, а механиком в экипаже числился восемнадцатилетний хорват… Иосиф Броз Тито – да-да, будущий президент Югославии. Чуть позже машина “Саша”, названная в честь спонсора, киномагната Александра Коловрата, стала одним из лидеров в гонках “Тарга-Флорио”. Сам же Порше переходил из фирмы в фирму, ибо бестактность и нетерпимость конструктора к недальновидным и скаредным владельцам автокомпаний равнялись его одаренности.

Уже в то время его волновала идея создания недорогой “массовой” машины, он работает над мотором и прочими узлами будущего народного автомобиля. Но этим планам суждено было нескоро сбыться: началась Первая мировая, и Порше пришлось заниматься исключительно военной техникой. После нее – снова работа над гоночными моделями: богатые спонсоры жаждали острых ощущений и быстрой езды. Скорости его болидов росли головокружительными темпами: в 1933-м заднемоторная (тогда это само по себе было сенсацией!) модель выдала 280 км/час, в 1935-36 гг. в споре “Мерседес-Бенца” и “Ауто-Униона” на гонках Гран-при – 340 км, а 28 января 38-го на автобане под Франкфуртом специально подготовленный автомонстр показал 436 км — правда, ценой жизни гонщика. По ходу этого многолетнего марафона Штутгардтская академия присвоила Порше звание доктора.

Насытившись достижениями в спортивном автомобилестроении, Порше ищет возможность перейти к делу своей жизни – созданию народного автомобиля. Как-то конструктор посетил СССР по личному приглашению Сталина. Ему предложили осмотреть любой завод, включая Сталинградский тракторный (разумеется, с прицелом на танковые разработки) и якобы даже посулили пост министра автомобилестроения. От столь лестного предложения Порше отказался, поскольку в Стране Советов автоспорт никак не развивался, а он готов был проектировать танки только параллельно с автомобилями. Такую возможность ему предоставил другая одиозная личность…

ЛЮБИМЕЦ ФЮРЕРА
Появлением “жука” мир обязан… Адольфу Гитлеру. Фюрер был большим любителем авто, хотя так и не научился вождению. Он восторгался работами Порше и, заботясь о своей популярности в массах, с удовольствием поддержал идею народного автомобиля (Volks – народ, wagen – автомобиль), которая работала на имидж вождя и отца нации. “Трудолюбивые германские рабочие, – грохотал он с трибуны, – не должны добираться на работу пешком или на велосипеде. В условиях национального социализма все они будут иметь собственный автомобиль”. После избрания канцлером Гитлер выдвинул амбициозную программу улучшения шоссейных дорог, упростил процедуру получения водительских прав и снял налоги на автомобилистов. Перед немецкими промышленниками поставили жесткую задачу: создать машину ценой до тысячи рейхсмарок, способную перевозить минимум четырех человек, расходуя на сто километров не более 5 литров топлива и двигаясь со скоростью не менее 80 км/час. Так Порше заполучил высокого спонсора и “зеленый свет” для реализации своей мечты.

Гитлер понимал, что в таком деле нельзя зависеть от капризов частного сектора, и в мае 1938 г. был заложен первый камень в строительство “Фольксвагенверк” в 50 милях от Ганновера. Финансирование первого этапа строительства осуществлялось методом займа у населения, когда до 300 тысяч немцев раз в неделю вносили по 5 марок на специальные счета в сберкассах в надежде стать первыми обладателями нового автомобиля. Бюджет рейха сразу обогатился $67 миллионами. Однако надежды бюргеров не оправдались, ибо к началу Второй мировой собрали всего 210 малолитражек, да и те передали высшим чинам нацистской партии. К слову, после войны пострадавшие вкладчики подали судебные иски, и в 1961 году суд постановил: либо они должно внести значительную доплату для покупки нового “жука”, либо им придется довольствоваться получением внесенных ранее (и значительно обесцененных) денег.

Масштабы для того времени задумывались невиданные: производить 1 миллион машин в год. Порше понадобились консультации по налаживанию массового производства, и он отправился за океан к другому автомобильному гению – Генри Форду, которого боготворил. Изобретатель конвейера тогда сказал: “Если кто-то сумеет построить автомобиль лучше и дешевле, чем я, то так мне и надо…” Вместе с передовыми технологиями Порше привез из Детройта компанию специалистов, большей частью эмигрантов из Германии, и взялся за дело.

Маэстро священнодействовал: он придал машине каплеобразную форму для улучшения аэродинамики, подгонял и переделывал узлы и детали. Очень быстро собрали 33 “жучка”, которые благополучно прошли испытания. Один из них “поселился” в гараже Евы Браун. Кстати, “жуком” новую машину окрестил некий американский репортер. Бедняга и не подозревал, что мог бы стать миллионером, если бы запатентовал это имя и получал хотя бы по одному доллару с каждого проданного авто.

Итак, после удачного дебюта фюрер отдал приказ начать массовое производство, а герр Порше окончательно стал его фаворитом.

Однако с началом войны недостроенное предприятие мобилизовали для милитаристских нужд: пришлось делать вездеходы и амфибии, а симпатяги “жуки” трансформировались в легкий разведывательно-десантный транспортер.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments