Чат неактивен

29 Января в Истории

29 января 1616 г.
404 года назад

Открыт мыс Горн — самая южная точка архипелага Огненная Земля

В 1615 году группа купцов из голландского города Хорн организовала экспедицию для поиска нового пути в Ост-Индию. 25 мая из гавани Хорна вышли два судна: «Эндрахт» («Согласие») и «Хорн». На борту обоих судов было 87 человек. Командовал экспедицией Виллем Схаутен, а торговым директором был Якоб Ле-Мер.

7 декабря они достигли Патагонии, где вытащили корабли на пляж для очистки корпусов от налипших ракушек и водорослей. Один из кораблей, «Хорн», во время очистки воспламенился и сгорел почти дотла. Команда «Хорна» собрала спасенные пожитки и перебралась на «Эндрахт». Плавание продолжалось.

24 января 1616 года корабль миновал Магелланов пролив. Схаутен подозревал, что земля должна когда-нибудь кончиться. Это произошло вечером 29 января. Схаутен назвал южную оконечность Америки мысом Хорн (в русской традиции – мыс Горн) в честь родного города и погибшего судна.

Кроме того, он доказал, что Огненная Земля – остров. Пересекая Тихий океан, экспедиция совершила массу открытий: острова и целые архипелаги.

Наконец, 26 октября 1616 года корабль прибыл в Батавию – центр голландской Ост-Индии. Однако по прибытию моряков, губернатор Батавии с представления Ост-Индийской компании приказал арестовать их за нарушение прав означенной компании, выразившееся в том, что они прошли без разрешения Магелланов пролив.

«Эндрахт» c грузом был конфискован. Схаутена, Ле-Мера и верных им моряков отправили в Голландию, где их ждал суд. Ле-Мер умер в пути. Общественное мнение в Голландии было взбудоражено. Суд оправдал путешественников, губернатор Батавии был отозван со своего поста, а отцу Ле-Мера было возвращено судно со всем грузом.

Кроме того, Ост-Индийская компания оплатила морякам все издержки, в том числе и за смерть Ле-Мера. А Схаутен в 1619 году опубликовал свои путевые дневники. Так мыс Хорн (Горн) официально появился на картах.

29 января 1833 г.
187 лет назад

Организована первая в России городская почтовая сеть


«Письмо»

Местом, где впервые в России появилась городская почта, был Санкт-Петербург. Первая почтовая сеть открылась 29 января 1833 года. Организована она была следующим образом — город разделили на почтовые округа, всего их было 17. В почтовых округах работали 45 пунктов, где принимали почту. Обычные лавки, работая до позднего вечера, отлично подходили для сбора корреспонденции, которую по два почтальона на каждый округ три раза в день относили на почтамт.

В 1848 году отказались от услуг лавочников, развесив по городу почтовые ящики. На почтамте письма сортировались, ставился штемпель, и письмоносцы разносили их по адресам. «Штемпельные куверты» для оплаты почтовых расходов в Санкт-Петербурге появились с 1845 года.

А (1) 13 января 1858 года в обращении появились почтовые марки вместо «штемпельных кувертов». Рассматривались пробные проекты марок. В результате Почтовый департамент и Экспедиция заготовления государственных бумаг в 1856 году приняли рисунок первой российской почтовой марки. Александр II утвердил замену «штемпельного куверта» почтовой маркой.

Сегодня в России сеть федеральной почтовой связи охватывает своими услугами 99% территории страны.

Российские почтовые служащие отмечают свой профессиональный праздник, День российской почты, в июле, а вместе со всем почтовым миром — 9 октября, во Всемирный день почты.

29 января 1856 г.
164 года назад

Учреждена высшая военная награда Великобритании — «Крест Виктории»

Во все времена и у всех народов прославлялись мужество и доблесть воинов, совершавших подвиги во имя Отчизны. Им вручались разного рода награды.

В Великобритании это «Крест Виктории» (англ. Victoria Cross, VC). Самую почетную военную награду Соединённого Королевства ввела 29 января 1856 года королева Великобритании Виктория. Изготавливается награда из бронзы неизменно на ювелирной фирме «Ханкокс».

По форме это простой крест, в центре расположились корона и лев на ней. Слова «За отвагу» четко определяют степень героизма воина, получившего почетный орден. Право получить «Крест Виктории» есть у любого солдата или офицера, служащего в британской армии с одной только оговоркой: подвиг должен быть совершен под огнем противника.

Мало кому при жизни удавалось получить эту награду, поэтому король Эдуард VII в 1902 году разрешил вручать «Крест Виктории» родственникам погибшего героя. А король Георг V в 1920 году сумел убедить Правительство в том, что никакое преступление не дает права лишать героя законной награды. За всю историю существования этого ордена им награждены 1356 человек.

Напомним, что высшая воинская награда Российской Федерации — Орден Святого Георгия, восстановлена 8 августа 2000 года Указом Президента РФ Владимира Путина (ранее была упразднена в 1917 году).

Орденом Святого Георгия и знаком отличия — Георгиевским Крестом награждаются старшие и высшие офицеры России за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, ставших образцом военного искусства, подвиги которых служат примером доблести и отваги для всех поколений защитников Отечества.

29 января 1886 г.
134 года назад

День рождения автомобиля – Карл Бенц получил патент на свой первый автомобиль


Таким был первый автомобиль Карла Бенца

После 1876 года, когда Николас Аугустин Отто запатентовал двигатель внутреннего сгорания, много толковых людей работали над его совершенствованием. И, может быть, родившийся в небольшом селении возле города Карлсруэ Карл Бенц остался бы одним из сонма безымянных механиков и инженеров того времени, имена которых сейчас знают только архивариусы, но случай распорядился иначе.

Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж весом 250 кг на высоких колесах со спицами. На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с. Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость – 16 км/ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция. Экипаж был торжественно назван Motorwagen.

В 1885 году Карл впервые продемонстрировал свой трехколёсный самодвижущийся экипаж бюргерам Мангейма. Однако, новинка вызвала не столько интерес, сколько раздражение. Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать.

29 января 1886 года, после того, как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент. В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже.

Таких автомобилей было создано всего три, два из которых бесследно исчезли (скорее всего, они были украдены), а третий беззаботно красуется на подиуме Германского музея в Мюнхене. Состояние этого экспоната оценивается как очень хорошее, на автомобиле можно даже ездить, правда, никто этого не делает – раритеты надо беречь…

В память об этом историческом событии именно 29 января отмечается как День рождения автомобиля.

29 января 1908 г.
112 лет назад

Учрежден первый российский аэроклуб

В первом номере за 1908 год журнала «Воздухоплаватель», научно-популярного иллюстрированного журнала, издаваемого в Санкт-Петербурге, вышла статья коллежского асессора Василия Корна, в которой он призвал создать учреждение, пропагандирующее идеи спортивного воздухоплавания среди населения.

Его призыв был услышан, и 29 января 1908 года в Санкт-Петербурге собрались на свое первое собрание учредители российского аэроклуба.

На собрании была создана комиссия, которой поручили разработать Устав клуба. Устав определил главную миссию созданного предприятия: развивать в России идеи применения воздухоплавания в научно-технических, военных и спортивных целях; организовать совместную деятельность ученых и любителей воздухоплавания.

Совет клуба, состоящий из 35 человек, был утвержден на общем собрании сроком на 5 лет в ноябре 1908 года. Другим органом самоуправления было общее собрание. Все частные воздухоплавательные учреждения страны были под его началом, за что клуб получил имя «Всероссийский аэроклуб».

Когда в 1909 году Николай II стал покровительствовать летной организации, к названию прибавили слово «Императорский». Тогда же «Императорский всероссийский аэроклуб» вступил в Международную авиационную федерацию.

Россия не раз была первой в мире в освоении неба и летной техники. 9 сентября 1913 года российский летчик Петр Нестеров положил начало высшему пилотажу, впервые в мире выполнив «мертвую петлю», названную по его имени петлей Нестерова.

29 января 1964 г.
56 лет назад

Открылись IX зимние Олимпийские игры в Инсбруке (Австрия)

Открылись IX зимние Олимпийские игры в Инсбруке (Австрия)

IX зимние Олимпийские игры прошли в австрийском городе Инсбрук с 29 января по 9 февраля 1964 года. Представители Австрии с самого начала принимали активное участие в работе МОК, да и во всем Олимпийском движении, поэтому, неудивительно, что их желание принять Олимпиаду у себя было очень велико. И вот в мае 1955 года на сессии МОК австрийский Инсбрук был избран столицей зимних Игр 1964 года, получив 49 голосов. Его конкуренты – канадский Калгари и финский Лахти – набрали вместе 9.

Инсбрук прекрасно подготовился к Олимпиаде – были построены новые и реконструированы уже имеющиеся спортивные сооружения. Особенностью стало то, что не все соревнования прошли в Инсбруке – впервые олимпийские объекты расположились в разных городах. Так, горнолыжный слалом состоялся в Лицуме, бобслей и санный спорт – в Иглсе, а лыжные гонки – в Зеефельде.

Однако, данную Олимпиаду, как и предыдущие, не миновали капризы природы. Оттепель резко осложнила ситуацию, принеся немало хлопот – несколько тысяч солдат работали круглосуточно, натаскивая тысячи кубометров снега, чтобы поддерживать в порядке санные, бобслейные и горнолыжные трассы. Все это позволило австрийской стороне провести соревнования на очень высоком уровне.

Надо также сказать, что впервые зимние Игры вызвали такой огромный зрительский интерес – соревнования посетили более миллиона человек, а количество средств массовой информации, освещавших Олимпиаду, также было впечатляющим: 34 телевизионные компании вели передачи из Инсбрука. Среди технических новинок Игр – это то, что в горнолыжном спорте время участников научились фиксировать с точностью до сотой секунды, что позволило исключить большое число одинаковые результатов.

В IX зимней Олимпиаде участвовал 1091 спортсмен (из них 199 женщин) из 36 стран (ГДР и ФРГ были представлены объединенной командой), среди которых дебютанты – это Индия, КНДР и Монголия. Спортсмены из ЮАР от участия в этих Играх были отстранены в связи с продолжавшейся расовой дискриминацией на южноафриканском континенте.

Олимпиада 1964 года оказалась рекордной как по количеству участников, так и по разнообразию программы, представленной десятью видами спорта: биатлон, бобслей, горнолыжный и конькобежный спорт, лыжные гонки и двоеборье, санный спорт, прыжки с трамплина, фигурное катание, хоккей. Впервые в зимних Играх появился санный спорт, и были возвращены соревнования по бобслею (после восьмилетнего отсутствия).

Кстати, включение санного спорта в программу Олимпиады стояло под большим вопросом, поскольку в тренировочной сессии соревнования по данному виду спорта из-за сложнейшей трассы завершились трагедией – гибелью англичанина Казимежа Скшипецкого, а также массовыми травмами спортсменов. Но, несмотря на сильные возражения, обусловленные большой опасностью травматизма, санный спорт все же был включен в программу соревнований.

В неофициальном общекомандном зачете, как и в предыдущих двух зимних Олимпиадах, убедительную победу одержала сборная СССР – 25 медалей, из которых 11 золотых. Второе место у спортсменов Норвегии – 15 медалей (3 золотые), третье у австрийцев – 12 медалей (4 золотые).

Главной героиней Игр стала советская конькобежка Лидия Скобликова, завоевавшая золотые медали на всех четырех дистанциях (500, 1000, 1500 и 3000 м) и установившая при этом три олимпийских рекорда. Три золотые медали завоевала советская лыжница Клавдия Боярских. Сенсацией закончились соревнования в парном фигурном катании – впервые в истории фигурного катания золотые медали завоевали советские спортсмены (Людмила Белоусова и Олег Протопопов). Олимпийское золото в Инсбруке в упорной борьбе также завоевали советские хоккеисты (А.Фирсов, А.Рагулин, Б.Майоров, В.Старшинов, В.Александров…).

Кстати, на этих Играх впервые была присуждена награда за соблюдение принципов благородства. Её обладателем стал итальянский бобслеист Эудженио Монти – он отдал крепежный болт своего боба конкурентам из Великобритании, которые во время спуска остались без собственной запчасти. В итоге британцы победили.

29 января 1964 г.
56 лет назад

Санный спорт — на Олимпийских играх впервые состоялись соревнования по санному спорту

Санный спорт — на Олимпийских играх впервые состоялись соревнования по санному спорту

Согласно правилам соревнований спортсмены должны лежать на санях на спине, ногами вперед, и управлять ими, изменяя положение тела

Санный спорт (Luge) — это зимний вид спорта, соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе.

Его история уходит корнями во времена викингов, которые начали пользоваться конструкциями с двумя полозьями, напоминающими нынешние сани, еще в 800 году до нашей эры. Современный санный спорт зародился в середине 19 века в Санкт-Морице (Швейцария). Хозяин местного отеля, решив развлечь своих постояльцев, предложил прокатиться со склонов гор на почтовых санках. Туристы забаву оценили. А вскоре ее взяли на вооружение и спортсмены. Первые организованные соревнования по санному спорту прошли в Швейцарии в 1883 году, на них прибыл 21 спортсмен из шести стран мира.

Согласно правилам соревнований спортсмены должны лежать на санях на спине, ногами вперед, и управлять ими, изменяя положение тела. Экипажи одноместных саней участвуют в четырех заездах, двухместных — в двух.

Побеждают спортсмен или экипаж, прошедшие трассу за минимальное время.
Длина ледовой трассы доходит до нескольких километров и имеет от 11 до 18 виражей. Ширина ледового желоба — 130–150 см. Перепады высот между стартом и финишем — от 70 до 120 метров. Во время заезда скорость саней может достигать 140 километров в час.

Изначально олимпийские соревнования по санному спорту проводились в трёх дисциплинах: мужские и женские одноместные сани, мужские двухместные сани. И на протяжении 50 лет программа санного спорта на Олимпийских играх оставалась без изменений, пока в 2014 году на Играх в Сочи не была добавлена ещё одна дисциплина — командная эстафета, где мужчины, женщины и пары от одной страны стартуют по очереди сразу друг за другом.

Впервые на Олимпийских играх соревнования по санному спорту состоялись в Инсбруке (Австрия) в 1964 году. Дебют получился трагичным: накануне соревнований с санной трассы вылетел и разбился насмерть английский спортсмен польского происхождения Казимеж Кей-Скжипески. Из-за этого бобслеистам и саночникам едва не запретили выступать вообще, но соревнования все же состоялись. Первое олимпийское «золото» по санному спорту досталось Томасу Келлеру, спортсмену из объединенной команды Германии.

Советские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских соревнованиях саночников в 1972 году на Играх в Саппоро (Япония). А единственную золотую медаль в олимпийскую копилку советской сборной положила Вера Зозуля на XIII зимних Олимпийских играх в Лейк-Плейсиде (США) в 1980 году.

Поделитесь публикацией

Оставьте комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Subscribe  
Уведомлять