Чат неактивен

29 Апреля ушли из жизни

Франческо Растрелли

русский архитектор итальянского происхождения
? — 29 апреля 1771
245 года назад

Растрелли Бартоломео Франческо (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли, знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли.

Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию. Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе. В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова. Первой же самостоятельной работой Франческо стал дом А.Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721-1727), который был построен в стиле североевропейской архитектуры. Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора. После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать.

В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. Тогда же архитектор женился на некой девице Уоллес. В этом браке у него родился сын Иосиф Яков, дочери Елизавета Катерина и Элеонора. По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). Параллельно в эти же годы Растрелли построил вместительный и удобный манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей, а также прекрасные дворцы в Курляндии – в Рундале и Митаве (ныне Елгава).

После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка). Стиль архитектора уже немного меняется – не отходя от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли усиливает свойственный ей пространственный размах. Традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены им под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось также в применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.

При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. Вообще, при Елизавете архитектор выполнял огромный объем работ. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др.

Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли. Иорданская лестница в Зимнем дворце (Санкт-Петербург) Иорданская лестница в Зимнем дворце (Санкт-Петербург) Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Помимо дворцовой архитектуры Растрелли обновил и русское церковное зодчество: в 1747–1750 годах он создал проект воссоздания Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой, а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого вел И.Мичурин. Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием.

Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельские павильоны Эрмитаж и Грот. Именно в этих работах архитектора барокко достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Поразительна и роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи…), которая сочетается с необыкновенной масштабностью. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий.

Причем известно, что Растрелли зачастую не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы из камня и кирпича на свайных основаниях, что позволяло при необходимости частично перераспределять нагрузки и было просто универсально для слабых грунтов в условиях Петербурга. Помимо глобальных строек Растрелли занимался и многочисленными частными заказами. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева, Гостиный двор на Невском проспекте… Екатерининский дворец в Царском Селе Екатерининский дворец в Царском Селе

Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы – его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год. В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов. Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах.

Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны. Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге. Имя архитектора носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы.

Альфред Хичкок

английский и американский кинорежиссер, продюсер, сценарист
13 августа 1899 — 29 апреля 1980
117 лет назад 36 лет назад

Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лондоне, в семье бакалейщика. Родители его были истовыми католиками, и Хичкок получил образование в иезуитском колледже св. Игнатия.

Поступив после окончания колледжа в Инженерно-штурманскую школу, он изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 года он работал в телеграфной компании, одновременно изучая живопись в Лондонском университете. Это позволило ему через некоторое время занять должность художника в рекламном отделе компании. В этот период возник интерес Хичкока к кинематографу.

В 1920 году Альфред устраивается в лондонский филиал одной из голливудских компаний дизайнером титров. Карьера его пошла в гору: вскоре Хичкок возглавил отдел титров, а в 1923 году получил возможность попробовать себя в режиссуре. Первая лента «Номер 13» не была закончена из-за закрытия студии, и Альфред перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.

Хичкок пробует разные кинематографические профессии (в частности на съемках фильма «Женщина женщине» он работает в роли соавтора сценария, художника-постановщика и ассистента режиссера) и в 1925 году, наконец, снимает свой дебютный фильм – совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений». Еще через год режиссер снял первый триллер «Жилец», ему же принадлежит первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, — «Шантаж» (1929).

Вскоре режиссер был признан одним из ведущих мастеров английского кино. Его «изюминкой» стали фильмы жанра триллера и саспенса, вовлекающие зрителя в эмоциональное сопереживание, заставляющие забыть обо всем, кроме фильма. Он развлекал зрителей, управляя с экрана их эмоциями и чувствами, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Хичкок использовал для этого специальные приемы – крупные планы, дробный монтаж, игру со временем, умело подбирая музыку. А получалось все это потому, что и сам режиссер умел чувствовать и сопереживать происходящему, которое сам же и создавал…

С началом Второй мировой войны в Англии производство фильмов практически прекратилось, тогда Хичкок уехал в Голливуд и поселился в Беверли-Хилз (американское гражданство он принял в 1955 году). В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 года сам же их и продюсировал. Пик его карьеры пришелся на 1950-е годы, тогда же он начал активно работать на телевидении, выпуская сериал «Альфред Хичкок представляет».

Всего за свою творческую карьеру мастером было создано 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, он снял еще более двух десятков фильмов для серии «Альфред Хичкок представляет» и две документальные картины, несколько работ остались незавершенными.

К одним из самых запомнившихся фильмов Хичкока можно отнести – «Человек, который слишком много знал» (1934), «Ребекка» (1940), «Окно во двор» (1954), «Головокружение» (1959), «Психо» (1960) и «Птицы» (1963). В 1976 году на экраны вышел последний фильм, снятый Хичкоком, — «Семейный заговор».

Незадолго до смерти он получил почетную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари.

Умер замечательный режиссер Альфред Хичкок 29 апреля 1980 года у себя дома в Лос-Анджелесе (США), в возрасте 80 лет.

Анатолий Ляпидевский

советский летчик, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза
23 марта 1908 — 29 апреля 1983
108 лет назад 33 года назад

Анатолий Васильевич Ляпидевский Советский летчик, генерал-майор авиации, один из первых семи Героев Советского Союза – Анатолий Ляпидевский прежде всего известен как авиатор, благодаря чьей смелости была спасена экспедиция челюскинцев. Но это всего лишь одна веха в жизни этого человека, чья деятельность долгие годы была закрыта грифом секретности… Анатолий Васильевич Ляпидевский родился (10) 23 марта 1908 года в казачьей станице Белоглинской Ставропольской губернии, в семье священника, а детство его прошло в городе Ейск.

Работать он начал еще подростком и перепробовал многие профессии: был подручным в кузнице и на маслобойном заводе, учеником слесаря и мотористом косилки… В 1926 году Анатолия призвали в ряды Красной Армии, он хотел стать моряком, но квот в мореходные училища не было, и он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем, в 1928 году, окончил и Севастопольскую школу морских летчиков. После чего Ляпидевский служил в ВВС Балтийского флота и инструктором в Ейской школе морских летчиков. После увольнения из армии в 1933 году, его за «непролетарское происхождение» отправили работать пилотом на Дальний Восток – в управлении Гражданского Воздушного флота.

А затем он подал рапорт с просьбой зачислить его на службу в только что открывшееся управление Главсевморпути, где его и застала новость о катастрофе парохода «Челюскин». Ляпидевский принимал самое деятельное участие в спасении «челюскинцев» – совершив 29 поисковых вылетов исключительно в трудных погодных условиях, именно он 5 марта 1934 года обнаружил лагерь экспедиции, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек (10 женщин и 2 детей). И уже вслед за ним другие советские летчики вывезли остальных полярников. Слава на Ляпидевского и других его 6-х коллег «свалилась» после публикации об их подвиге во всех советских изданиях.

В народе летчиков прозвали «великолепной семеркой», а за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, им всем были присвоены звания Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина. Кстати, по Ляпидевскому не было отдельного постановления, но поскольку в списке он значился первым, его и стали считать Героем №1 (а когда в августе 1939 года была учреждена Золотая Звезда, то и медаль №1 досталась ему). Теперь для молодого летчика-героя были открыты все двери…

В 1935 году он вновь вступил в ряды Красной Армии и поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, после окончания которой в 1939 году был назначен заместителем начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, потом перешел в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), а перед самой войной был назначен директором авиационного завода № 156 в Москве (а с октября 1941 года – в Омске). С началом Великой Отечественной войны Ляпидевский возглавил 4 отдел НИИ ВВС, а в сентябре 1942 года стал заместителем командующего ВВС 19-й армии, начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии на Карельском фронте. На его плечах лежала забота о сотнях боевых машин, возвращавшихся из воздушных боев. В 1943 году он вновь занял пост директора авиационного завода.

После окончания войны Анатолий Васильевич, которому было присвоено звание генерал-майора авиации, сначала был назначен на пост главного контролера Госконтроля, а в 1949 году – заместителя министра авиационной промышленности СССР. В том же 1949-м Ляпидевский занял один из руководящих постов в сверхсекретном КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), занятом созданием водородной бомбы. Там он работал в тесном сотрудничестве с группой физиков-ядерщиков, в том числе И.Таммом и А.Сахаровым, а о своей работе не рассказывал даже самым близким.

Известно это стало лишь в 1961 году, когда над Новой Землей была испытана самая мощная в мире 50-мегатонная водородная бомба. А все участники правительственной комиссии, в том числе и Ляпидевский, получили огромную дозу облучения. В 1961 году Анатолий Васильевич по состоянию здоровья уволился в запас. Но диагноз «лейкемия» не стал для него приговором, и совсем в отставку генерал-майор авиации не ушел. Не усидев на пенсии, он долгое время работал ведущим конструктором в КБ Микояна, куда его пригласил сам Артем Иванович, – руководил разработкой МИГов. Мемориальная доска на доме в Москве, где жил Ляпидевский в 1938-1983 годах Мемориальная доска на доме в Москве, где жил Ляпидевский в 1938-1983 годах Ляпидевский был настоящим трудоголиком, ни минуты не мог сидеть без дела.

В 1930-х годах он к тому же был членом ЦИК СССР 7 созыва, а в 1937-1946-х – депутатом Верховного Совета СССР. Его перу принадлежит книга «Пятое марта». Генерал-майор авиации он был награжден многими государственными наградами. В начале 1983 года простудившись на похоронах летчика Василия Молокова, своего товарища, с которым вместе спасал челюскинцев, Ляпидевский серьезно заболел (ведь человеку с диагнозом лейкемия опасен даже насморк) и уже не смог оправиться.

29 апреля 1983 года Анатолий Васильевич Ляпидевский скончался в Москве, где и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Героя названы улицы во многих городах России и Украины, Омский летно-технический колледж гражданской авиации и Чебоксарский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ. Памятник ему установлен в селе Белая Глина (ранее – станица Белоглинская) и во дворе школы №1 станицы Старощербиновской, также носящей имя Ляпидевского.

Александр Бовин

советский журналист, публицист, политолог, дипломат
9 августа 1930 — 29 апреля 2004
86 года назад
12 лет назад


Александр Евгеньевич Бовин родился 9 августа 1930 года в Ленинграде, в семье военнослужащего. Получил юридическое образование в Ростовском государственном университете. В его профессиональной карьере были должности народного судьи, заведующего отделом пропаганды и агитации, заместителя директора леспромхоза.

В 1959 году окончил аспирантуру философского факультета МГУ и защитил кандидатскую диссертацию по философии. В 1959 – 1963 годах он был научным консультантом редакции философии журнала «Коммунист», с 1963 по 1972 год руководил группой консультантов отдела ЦК КПСС. Сотрудничал с Андроповым, был спичрайтером Л.И. Брежнева.

В 1968 году участвовал в переговорах с Пражской стороной и занимал достаточно независимую позицию по поводу ввода войск Варшавского договора в Чехословакию. Независимая позиция Бовина привела к его переводу в газету «Известия». С 1972 по 1991 год Бовин был политическим обозревателем газеты «Известия» и ведущим еженедельной телевизионной программы «Международная панорама».

В 1991 году за неделю до распада СССР был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Израиле (после распада СССР до 1997 года был послом Российской Федерации в Израиле). В марте 1997 года был освобожден от должности в связи с уходом на пенсию. Амплитуда его научных интересов и круг познаний были поистине безграничны. Он был «замечен» и в юриспруденции, и в дипломатии, и в политике, и в качестве мецената в театре, он любил математику и был прекрасным журналистом.

Он был талантлив во всем, за что брался, ироничен не только по отношению к другим, а в первую очередь к себе. Он был яркой, независимой и смелой личностью. Он был сыном Родины, сыном 20 века. Может быть поэтому, он заслужил и пользовался таким авторитетом и популярностью. Скончался Александр Евгеньевич Бовин 29 апреля 2004 года в Москве от кровоизлияния в мозг.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments