Чат неактивен

27  Июня ушли из жизни …

Джорджо Вазари

итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма

  • 30 июля 1511     508 лет назад
  • 27 июня 1574     445 лет назад

Джорджо Вазари родился в Ареццо 30 июля 1511 года. Его отец был гончаром. Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо.

Около 1524 года Джорджо Вазари уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело.

С 17 лет Вазари путешествовал по Италии в поисках работы; однажды он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим. Здесь Вазари вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

Пейзаж Флоренции

В 1531 году Вазари вернулся во Флоренцию, где устроился к герцогу Александру Медичи, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор.

В 1537 году Александр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, художник уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения.

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Картины по большей части написаны в холодной цветовой гамме.

Лоджия Галереи Уффици. Вид на Палаццо Веккьо (Флоренция)

Главная архитектурная работа Вазари — ансамбль Уффици во Флоренции (1560-1585). Вазари является автором фресок в палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555) и Зале Реджа в Ватикане (1571-1573). Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре.

Вазари был человеком широких культурных интересов и внес огромный вклад в историю искусства как создатель «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» — книги, которая остается важным источником сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения. Первое издание было осуществлено в 1550 году. Только через 18 лет после первого издания, его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени. Это второе издание украшено портретами художников.

Умер Вазари во Флоренции 27 июня 1574 года.

Алина Шариго

жена французского художника Пьера Огюста Ренуара

  • 23 мая 1859     160 лет назад
  • 27 июня 1915   104 года назад

 Алина Шариго (фр. Aline Charigot) родилась в Эссуа 23 мая 1859 года, где на протяжении нескольких поколений жили все ее предки. Мать Алины была портнихой, отец – булочник. Отец был плохим семьянином и оставил жену и маленькую Алину, которой было едва больше года от роду.

Мать работала далеко от дома. Главными воспитателями Алины были ее тетя Викторина и дядя Клод, а позже она посещала школу для девочек. Именно здесь Алина научилась шитью, что стало впоследствии ее профессией. В 1872 ее мать уезжает работать в Париж, а в 1874 юная пятнадцатилетняя Алина едет вслед за матерью и устраивается в Париже работать швеей. Мать и дочь работали в ателье мод у подножия Монмартра, там одевались коммерсанты, жившие в этом квартале. Швеи неплохо зарабатывали — госпожа Шериго была превосходной портнихой.

Однажды Алина завтракала в маленьком молочном кафе на улице Сен-Жермен, где в это же время был и 40-летний Ренуар. Юная Алина произвела неизгладимое впечатление на художника и вскоре стала его моделью. Алина была очень аппетитной барышней, уже тогда несколько полноватой, но с осиной талией, смазливой мордашкой, вздернутым носиком и прелестным ртом: настоящий ренуаровский типаж.

«Модель должна присутствовать, чтобы зажигать меня, заставить изобрести то, что без неё не пришло бы мне в голову и удерживать меня в границах, если я слишком увлекусь» – говорил Ренуар. Зажечь у Алины получилось, а удержать в границах – нет. Она стала его возлюбленной.

В 1885 у них родился первый сын, Пьер, который впоследствии станет известным кинорежиссером. Лишь через пять лет, в 1890, Огюст и Алина сочетаются браком. В 1894 у Ренуаров рождается второй сын, Жан Ренуар, а в 1901 – третий.

В 1890-х годах к Ренуару пришло долгожданное признание. В 1892 году руководство Школы изящных искусств покупает его полотно «Девушки за пианино». До этого подобной чести удостаивался только Сислей. В 1900 году Ренуар награжден Орденом Почетного легиона. В 1914 его работы появляются в Лувре.

Одна за другой устраиваются персональные выставки, ушла нужда. На долгие годы Ренуар остаётся любимцем публики. Он приобретает дом – виллу «Колетт» близ Ниццы, в 1903 году переезжает туда с семьей и проводит там большую часть времени.

Алина ушла из жизни раньше Ренуара, 27 июня 1915 года после сердечных потрясений, испытанных ею за раненого сына Жана, которому собирались ампутировать ногу. Сына она спасла. Себя – не сумела.

Галина Банникова

советский график, художник шрифта

  • 30 марта 1901  118 лет назад
  • 27 июня 1972    47 лет назад

 Галина Андреевна Банникова родилась (17) 30 марта 1901 года в Сарапуле Вятской губернии. В годы обучения во Всероссийской академии художеств (1925-1930) увлеклась графическим рисунком, а именно разработкой шрифтовых решений.

После окончания учебы она основательно занялась графикой, и, в первую очередь, работой в шрифте, творчеством в книжной и станковой графике.

Как художник-график Галина Банникова получила колоссальную базу и опыт непосредственно в процессе обучения в академии художеств. Под руководством известного историка шрифтового искусства профессора В.А. Левицкого, который преподавал в академии Банниковой курс искусства шрифта, Галина Андреевна раскрывала не только свой талант, но и всю ценность шрифта, использовавшегося в типографии, его художественную ценность и значимость в области графики.

Гарнитура Банниковская

Основной работой, которой Банникова уделила несколько десятков лет, и благодаря которой получила признание в области искусства шрифта, стала гарнитура под названием «Банниковская», разработанная на основе доскональной переработки родоначальников русского шрифта времен Петра I и европейских шрифтов эпохи Возрождения.

В основе этой гарнитуры лежит созданный Банниковой уникальный рисунок кириллического шрифта антиквенного типа, который широко использовался в издании художественной литературы.

Галина Андреевна Банникова скончалась в Москве 27 июня 1972 года.

После смерти этого выдающегося художника-графика остались труды по истории шрифтов, ставшие хорошим учебником для студентов всех художественных заведений.

Вера Менчик

русская шахматистка, первая чемпионка мира по шахматам среди женщин

  • 1 марта 1906   113 лет назад
  • 27 июня 1944   75 лет назад

Вера Менчик – настоящая легенда женских шахмат. Ни одной чемпионке мира не удавалось демонстрировать свое превосходство столь явно и показывать игру совершенно другого уровня, по сравнению с соперницами. В четырех мировых первенствах она вообще показала стопроцентный результат. Первая и восьмикратная чемпионка мира по шахматам Менчик своими выступлениями способствовала популяризации шахмат среди женщин.

Вера Францевна Менчик родилась (16 февраля) 1 марта 1906 года в Москве. Её отец был по национальности чехом, а мать англичанкой. Детство Вера провела в Москве и уже в 9 лет научилась играть в шахматы. В 1921 году семья переехала в Англию, в связи с политическими событиями, происходящими в молодой Советской республике.

В Великобритании одаренная девочка быстро стала членом Гастингского шахматного клуба, посещала шахматные лекции Г.Мароци и брала у него уроки. В 1925 году она выиграла 2 матча у чемпионки страны Э.Прайс, а в последующие два года победила в открытых чемпионатах Великобритании среди девушек. Эти победы принесли Менчик большую известность, и она смогла претендовать на звание чемпионки мира.

В 1927 году в Лондоне во время Всемирной шахматной олимпиады был организован первый чемпионат мира среди женщин. Вера стала его победителем, выиграв 10 партий из 11. В дальнейшем, вплоть до Второй мировой войны, она неоднократно отстаивала титул чемпионки в многочисленных турнирах в Гамбурге (1930), Праге (1931), Фолькстоне (1933), Варшаве (1935), Стокгольме (1937), Буэнос-Айресе (1939). Причем побеждала Вера с исключительно высоким результатом, оставаясь чемпионкой мира до конца своей жизни.

Начиная с 1929 года, Менчик выступала также и в мужских турнирах, став первой женщиной, которая играла в мужских турнирах на мастерском уровне, правда, со скромным результатом. Свой лучший результат среди мужчин Вера показала в 1929 году в Рамсгейте, разделив второе место с А.Рубинштейном.

Конечно, играть в мужских турнирах Менчик было нелегко. Как правило, она оказывалась в нижней части турнирной таблицы. Но не стоит забывать, что Вера играла не просто с мужчинами, а с лучшими шахматистами мира. Тогда был всем известен так называемый «клуб Веры Менчик», в который попадали те мужчины шахматисты, которые проигрывали ей, такие как – М.Эйве, С.Решевский, М.Султан-Хан, Ж.Мизес, Э.Колле и другие известные шахматисты тех лет.

Умерла Вера Францевна Менчик 27 июня 1944 года в Лондоне. Она погибла во время налета фашистской авиации. В память о выдающейся шахматистке, кубок, который вручался команде-победительнице на женских олимпиадах, носил имя Веры Менчик.

Туве Янссон

финская писательница, художница и иллюстратор, создатель образа Муми-троллей

  • 9 августа 1914    105 лет назад
  • 27 июня 2001      18 лет назад

 Туве Янссон родилась 9 августа 1914 года в творческой семье, в Гельсинфорсе. Ее отец был скульптором, мать – художником-графиком. Туве Янссон писала на шведском языке и сама иллюстрировала свои книги.

Кроме родных языков – шведского и финского – Туве Янссон свободно говорила на английском, французском, со словарем читала по-немецки. В литературе дебютировала повестью «Муми-тролль и комета» (1946), за которой последовали другие повести о необычном мире муми-троллей, а также сборники рассказов, пьесы и автобиография «Дочь скульптора» (1968).

Муми-тролли принесли Туве Янссон множество литературных наград. Она была удостоена премии муниципалитета Стокгольма (1952), медалей Сельмы Лагерлеф (1953) и Ганса Христиана Андерсена (1966), а также польского ордена Улыбки. Книги о муми-троллях переведены на двадцать языков, однако больше всего они популярны в странах северной и центральной Европы.

Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дален имитирует жизнь семьи самой Янссон с точки зрения ребенка. Неизвестно откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны.

В более поздних произведениях герои Янссон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле жесткий и равнодушный. Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом.

В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома – дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и теплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться.

Другой важный мотив творчества Туве Янссон – это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим.

Туве Янссон прожила долгую и плодотворную жизнь и скончалась 27 июня 2001 года в возрасте 86 лет в Хельсинки (Финляндия).

Поделитесь публикацией

Оставьте комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Subscribe  
Уведомлять