26 Июля нас покинули

26 Июля нас покинули

Атауальпа

последний правитель империи инков

  • 1500                                521 год назад
  • 26 июля 1533               488 лет назад

Атауальпа (кечуа Ataw Wallpa, исп. Atahualpa) родился около 1497 – 1500 года в семье правителя Уайна Капака. Перед смертью его отец повелел разделить государство между двумя сыновьями: старшим Уаскаром и Атауальпой, к которому Уайна Капак питал особую привязанность. Такое решение правителя привело к междоусобной борьбе за трон, которая закончилась победой Атауальпы.

В 1532 году Атауальпа пленил Уаскара и стал единовластным правителем инков. Однако время правления независимых «Сынов Солнца», как называли элиту инков, подходило к концу. Править Атауальпе оставалось недолго… В этом же году на побережье Перу появились испанские конкистадоры.

В самой империи тоже не всё было ладно: ропот покорённых племён, междоусобицы, эпидемии. Государство Атауальпы было ослаблено, но, возможно, инки смогли бы выбраться из кризиса, если бы не завоеватели.

Первоначально Атауальпа, недооценив пришельцев, дружественно принял конкистадоров во главе с Франсиско Писарро. Это было крупной ошибкой: Писарро воспользовался ситуацией, перебил невооружённых инков и взял в плен Атауальпу. Этот ответ на гостеприимство вошёл в историю как битва при Кахамарке.

Атауальпа предложил испанцам выкуп, и Писарро милостиво согласился его принять. Атауальпа решил наполнить помещение, где правителя инков держали в цепях, золотом до потолка. От неожиданности Писарро потерял дар речи, и Атауальпа, восприняв это как колебание, предложил наполнить соседнее до потолка серебром!

Тут уж Писарро взял себя в руки и заявил что соседнее помещение маловато. Атауальпа согласился заполнить его дважды… Через три месяца выкуп был собран. Драгоценности были вынесены даже из столицы, Куско, вопреки закону, запрещавшему это делать. Испанцы в течении 34 дней переплавляли драгоценные сокровища, удивительные изделия и произведения искусства в слитки…

Однако Писарро не собирался освобождать Атауальпу. В 1533 году испанцы устроили суд над Атауальпой, обвинив в убийстве Уаскара. Суд приговорил Атауальпу к сожжению на костре. Приняв католичество, Атауальпа получил от испанцев великую милость – 26 июля 1533 года его задушили гарротой.

Василий Татищев

российский историк, экономист и государственный деятель

  • 29 апреля 1686                         335 лет назад
  • 26 июля 1750                             271 год назад

Василий Никитич ТатищевВасилий Никитич Татищев

Василий Никитич Татищев родился в Псковской губернии (19) 29 апреля 1686 года в семье помещика. Начало его активной общественной деятельности совпало с Петровской эпохой.

Во всем Василий Никитич был человеком своего времени. Образование он получил в Европе и отличался широкими интересами в области общественных наук и географии. Всю жизнь Татищев посвятил фундаментальному труду о русской истории, первой такого рода книге в России.

Вначале книга должна была быть скорее географической. Ещё в 1719 году Татищеву было поручено «землемерие всего государства и сочинение обстоятельной географии с ландкартами». Но по ходу работы обнаружилась потребность в большом количестве исторических сведений.

Однако, иногда Татищеву приходилось отвлекаться от своих историко-географических изысканий по делам государственной важности. В 1720 году Петр I отправил его на Урал, чтобы там открыть заводы по переработке металлов. На Урале Татищев основал горную канцелярию – управление, занимавшееся добычей и переработкой цветных металлов.

Кроме того, Татищев выступил там основателем городов. Туда, где стоит сейчас Екатеринбург, Татищев перенес Уктусский завод. А там, где ныне находится город Пермь, он открыл новый медеплавильный завод. При обоих заводах были открыты начальные школы и школы, в которых обучали горному делу. После успешного выполнения своей миссии Татищев вернулся в столицу и стал главой монетной конторы.

При Анне Иоанновне его отстранили от должности и даже отдали под суд из-за разногласий с Бироном. Всё время её правления Татищев был в немилости, ему давали невыполнимые поручения и за любой промах грозили лишить всех чинов.

При Елизавете в 1745 году он уезжает в Болдино Московской губернии и остается там до самой смерти, занимаясь работой над «Историей…».

Однажды ему принесут приказ о прощении и орден Александра Невского. Но Татищев от ордена отказался, сказав, что теперь это уже ни к чему.

Это было накануне смерти – на следующий день, (15) 26 июля 1750 года Василий Никитич Татищев умер. Уже после его смерти, в 1755 году, было издано еще одно известное произведение Василия Татищева – «Духовная», которое давало советы помещикам на все случаи жизни.

Абрам Роом

советский кинорежиссер, сценарист, актер, Народный артист РСФСР

  • 28 июня 1894                       127 лет назад
  • 26 июля 1976                         45 лет назад

Абрам Матвеевич РоомАбрам Матвеевич Роом

Абрам Матвеевич Роом родился (16) 28 июня 1894 года в городе Вильно. По окончании гимназии в 1914 году он уехал в Петербург, где поступил в Петроградский психоневрологический институт. В 1918 году Абрам был мобилизован в Красную Армию и участвовал в гражданской войне.

Затем Роом продолжил свое образование на медицинском факультете Саратовского университета, где обучался до 1922 года. Параллельно учебе он работал в Саратовском отделе искусств преподавателем, был ректором Высших государственных мастерских театрального искусства, а также был режиссером Показательного и Детского театров.

В 1923 году Роом переехал в Москву, где стал режиссером Театра Революции, а также режиссером и педагогом Высшей педагогической школы ВЦИК. В последующие годы он работал на разных киностудиях столицы — был режиссером «Госкино», «Совкино», «Союзкино», в 1925-1934 годах преподавал во ВГИКе.

Как кинорежиссер Абрам Матвеевич дебютировал в 1924 году. Его первая работа — картина «Что говорит «Мос», сей отгадайте вопрос», а свой первый полнометражный фильм «Бухта смерти» он снял в 1926 году. Но эта картина была холодно встречена властями, поскольку слишком актуальные и сложные проблемы были затронуты в фильме.

Настоящую славу и известность принесла режиссеру следующая его картина — «Третья Мещанская» (1927), в которой также нашла отражение тема человека с его слабостями и чувствами. Сегодня этот фильм — бесспорная классика кино, которым восторгается уже не одно поколение зрителей.

В конце 1920-х годов вышло еще несколько картин Роома — «Ухабы», его первый документальный фильм о евреях-колонистах «Еврей и земля» и один из последних немых фильмов «Привидение, которое не возвращается». В последней картине Роом предложил свое провокационное видение феномена тюрьмы как места кардинального перерождения человека.

Предсказуемым образом режиссер впал в немилость у советской власти. Даже первый звуковой документальный фильм Роома «План великих работ» (1930), по мнению властей, был посвящен не объективному отражению ударного труда главных строек коммунизма, а эстетскому любованию техническим новшеством. Тем более интерес режиссера к внутреннему, частному миру человеку, с его интимной жизнью и чувствами отдавало эстетической крамолой, которая к середине 1930-х в СССР стала недопустимой.

В конце концов, Роома фактически «сослали» в Киев, где с 1936 года он — режиссер киностудии «Украинфильм». Там Абрам Матвеевич создал еще одно свое кинематографическое чудо — фильм «Строгий юноша». Но его запретили, как идеологически вредный. В вину картине вменялся отрыв от действительности и неясность концепции. Фильм был положен на полку, на экраны страны он выйдет лишь через 30 лет и будет казаться абсолютно современным.

Такое давление не могло не сказаться на творчестве режиссера, и он практически уходит из кинематографа, занимается преподаванием сначала в Киеве, а затем в Москве. С 1940 года Роом — режиссер киностудии «Мосфильм». В этот период он снимает только официально одобренное кино — это картины «Эскадрилья номер 5», «Нашествие» (1945), «В горах Югославии» (1946), «Суд чести» (1949) и другие.

Оттаял режиссер в 1956 году, сняв мелодраму «Сердце бьется вновь». В 1960-е он осуществил ряд экранизаций классики: «Гранатовый браслет» по А.Куприну, «Цветы запоздалые» по А.Чехову, «Преждевременный человек» по М.Горькому.

Помимо режиссуры, Роом был художественным руководителем фильмов «На графских развалинах» (1957) и «Дело № 306» (1956), а также снялся как актер в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927). В ряде своих картин он выступал и как сценарист. Во многих фильмах Роома снималась его жена, актриса Ольга Жизнева.

Выдающийся советский кинорежиссер Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом поколении кинематографистов. Искусство Роома отличается острым чувством современности, дискуссионной трактовкой моральных проблем. Главное в его картинах — человек с его чувствами и внутренним миром, а также психологизм, внимание к среде и атмосфере действия.

Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат двух Сталинских премий Абрам Матвеевич был награжден орденом Октябрьской Революции, а также другими орденами и медалями.

Умер Абрам Матвеевич Роом 26 июля 1976 года в Москве, был похоронен на Введенском кладбище.

Бенджамин Ли Уорф

американский лингвист и этнограф

  • 24 апреля 1897                         124 года назад
  • 26 июля 1941                              80 лет назад

Бенджамин Ли УорфБенджамин Ли Уорф

Бенжамин Ли Уорф прославился своей теорией «лингвистической относительности». Вопрос о том, что первично, язык или сознание, был очень актуален в начале 20 века и по сей день остается открытым.

Бенжамин Ли Уорф (англ. Benjamin Lee Whorf) родился 24 апреля 1897 года в Уинтропе (Массачусетс, США). Интерес к лингвистике возник у него с ранних лет. В молодости он изучал древнееврейский язык, чтобы прочесть Библию в подлиннике. Образование он получил как химик-технолог.

Основной профессиональной деятельностью Уорфа, которой он занимался всю жизнь, было страхование от пожаров. Но прославился он все же как лингвист. Во время служебных поездок он познакомился с индейцами хопи и увлёкся их языком (юто-ацтекской семьи), поразившим его радикальным несходством с европейскими языками.

Теория Уорфа заключалась в том, что сознание носителей того или иного языка во многом им и определяется. Если в языке нет какого-то слова, значит в голове человека, говорящего на этом языке, нет такого понятия.

На ученого повлияли лекции Эдварда Сепира, его друга и учителя, о языках коренных американцев. Уорф глубоко заинтересовался ими. В частности он занимался изучением ацтекской группы языков и именно на её базе сформулировал свою теорию.

С точки зрения Уорфа люди всегда мыслят в категориях того языка, на котором говорят. К примеру, у народов Севера для обозначения снега существует не одно, а несколько слов в зависимости от его характеристик. Это указывает на то, что говорящие на языке видят разницу между всеми теми видами снега, в отличие от англичан, у которых только одно слово обозначает снег. Также Уорф считал, что выучив новый язык, человек начинает по-другому мыслить, иначе видеть мир.

Теория Уорфа вызвала массу споров и послужила толчком для изучения взаимосвязи между языком и мышлением. Большинство психологов настаивало на том, что отсутствие слова и понятия в родном языке не означает, что человек вовсе не способен его воспринять, хотя, возможно, это дастся ему с трудом.

Не смотря на то, что теория Уорфа была слишком радикальна, она стала большим шагом науки на пути к этнолингвистике и психолингвистике.

Умер Бенджамин Ли Уорф 26 июля 1941 года в Уэтерсфилде (штат Коннектикут, США).

Джордж Гэллап

американский ученый, автор научных методов изучения общественного мнения

  • 18 ноября 1901                             120 лет назад
  • 26 июля 1984                                 37 лет назад

Джордж ГэллапДжордж Гэллап

Джордж Гэллап (англ. George Horace Gallup) родился 18 ноября 1901 года в американском городе Джефферсон (штат Айова). Он рано начал работать, чтобы оплатить свое обучение. В 1923 году он окончил колледж и начал преподавать.

Спустя два года получил степень магистра психологии в университете Айовы, а вскоре и докторскую. Тема его диссертации «Об объективном методе определения читательского интереса к содержанию газет» уже тогда положила начало многолетнему исследованию.

Гэллап был одним из первых ученых-социологов, кто развивал статистику как науку. В своей докторской диссертации он обосновал необходимость эмпирического изучения общественного мнения. То есть попросту предложил вместо теоретических умозаключений напрямую спросить людей, что им нравится, а что нет.

В 1932 году Гэллап занимает должность профессора в Северо-Западном Университете Айовы. Но в этом же году с семьей уезжает в Нью-Йорк. Его пригласили возглавить исследовательский отдел в рекламной компании Young & Rubicam. Джордж Гэллап проработал там до 1947 года.

Также в 1932 году Гэллап провел первый политический опрос населения и смог на его основе предсказать победу Офелии Миллер в администрации штата Айова. Вторым успешным политическим прогнозом стало переизбрание президента США Франклина Рузвельта.

После этого Гэллап начал вплотную заниматься темой опросов общественного мнения. Его начинание поддержал предприниматель Гарольд Андерсон. Совместными усилиями они в 1935 году основали в Принстоне Американский Институт Общественного Мнения. Первой темой анализа общественного мнения была проблема государственных трат. Результаты опроса опубликовали многие газеты. Вскоре колонка от Гэллапа под названием America Speaks стала традиционной.

В 1939 году Джордж Гэллап открыл еще один Институт по Изучению Аудитории. А в 1947 году структура разрослась, превратилась в Gallup International и имела представительства в более чем 20 странах. В наши дни организация объединяет 55 исследовательских институтов по всему земному шару.

Джордж Гэллап умер 26 июля 1984 года в Берне (Швейцария).

Николай Носов

советский детский писатель, автор трилогии о Незнайке, сценарист

  • 23 ноября 1908                            113 лет назад
  • 26 июля 1976                                 45 лет назад

Николай Николаевич НосовНиколай Николаевич Носов

Николай Николаевич Носов родился (10) 23 ноября 1908 года в Киеве. В молодые годы перепробовал множество занятий: был землекопом, косарем, возчиком бревен, торговцем газет. Проявил себя как любознательный и активный человек, интересовался радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Занимался музыкой, пением и игрой в шахматы.

В 19 лет поступает в Киевский художественный институт, но через два года переводится в Московский институт кинематографии. После окончания института Носов занимается режиссурой учебных фильмов для Красной Армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Известен он и как режиссер многих научно-популярных и детских мультипликационных фильмов. В 1938 году выходит в свет его первый рассказ для детей «Затейники».

В годы Великой Отечественной войны он снял учебный фильм для танкистов, за который впоследствии получил Государственную премию.

Позже он много пишет для детского журнала «Мурзилка». В 1945 году выходит первый сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли рассказы: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники».

В 1949 году выходит его первая повесть для юного поколения, «Веселая семейка». Этот жанр продолжают «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома».

В 1952 году за свою литературную деятельность Носов был награжден Сталинской премией. Всенародной любовью пользовалась его трилогия сказок о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1969 году автор был награжден за нее Государственной премией РСФСР им. Н.К. Крупской.

В более поздние годы выходят автобиографические произведения писателя: «Повесть о моём друге Игоре» и «Тайна на дне колодца».

Николай Николаевич Носов умер в Москве 26 июля 1976 года, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Снято несколько художественных фильмов по киносценариям Носова: «Дружок», «Фантазеры», «Два друга», «Приключения Коли Клюквина». В 1997 году был создан мультфильм «Незнайка на Луне».

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н.Н.Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

Николай Рабинович

советский дирижер и музыкальный педагог

  • 7 октября 1908                               113 лет назад
  • 26 июля 1972                                   49 лет назад

Николай Семенович РабиновичНиколай Семенович Рабинович

Николай Семенович Рабинович родился (24 сентября7 октября 1908 года в Санкт-Петербурге.

В 1931 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу Гаука. Еще в студенческие годы дирижировал оркестром, который озвучивал первые фильмы, такие как «Одна», «Овод», «Золотые горы», «Гамлет» и др.

После окончания консерватории в 1931 году впервые выступил в Ленинградской филармонии, выступление было весьма удачным, и вскоре его назначили дирижером-ассистентом. После восьмилетней стажировки Николай Рабинович становится штатным дирижером.

С 1933 года Рабинович дирижирует и долгие годы заведует оркестром на Ленрадио. В 1937 году периодически выезжает с концертами в Грузию, исполняя сочинения А.Баланчивадзе, Э.Киладзе, Ш.Мшвелидзе, З.Палиашвили, А.Мачавариани.

В 1939 году пробует себя в роли педагога в ленинградской консерватории, занимается преподаванием до конца своих дней. Его ученики: Александр Дмитриев, Юрий Симонов, Марис Янсонс.

В 1939-1940 годах получает приглашение дирижировать оркестром в Москве. В концертной программе произведения БетховенаБрамсаЧайковского, «Песнь о земле» Малера, а через некоторое время в Ленинграде дает выступление с произведением «Дон Жуан» Моцарта.

На концерте (Николай Рабинович слева на фото)

На концерте (Николай Рабинович слева на фото)

После начала Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда в марте 1942 года Николая Семеновича в тяжелом состоянии перевозят в Новосибирск.

Через два года Рабинович вернулся в Ленинград, а в 1950 году он получил звание главного дирижера симфонического оркестра Ленрадио.

Николай Рабинович скончался 26 июля 1972 года в Ленинграде.

Эва Перон

первая леди Аргентины, вторая жена президента Хуана Перона

  • 7 мая 1919                           102 года назад
  • 26 июля 1952                      69 лет назад

Эва ПеронЭва Перон

Мария Эва Дуарте де Перон (исп. María Eva Duarte de Perón) родилась 7 мая 1919 года в местечке Лос-Тольдос провинции Буэнос-Айрес (Аргентина). Незаконнорожденная дочь кухарки и её богатого любовника, Эвита с 15 лет работала моделью, радиоведущей и актрисой в Буэнос-Айресе. На записи одной из радиопередач она и повстречала президента Аргентины Хуана Перона, и вскоре они поженились.

После свадьбы Эва больше не снималась в кино, а все уже снятые фильмы были запрещены к показу в Аргентине. Зато она принимала активное участие в политических кампаниях мужа.

После победы Хуана на выборах Эва стала одной из самых влиятельных женщин страны. Она играла важную роль в правительстве, хотя официально не занимала никакого поста. В то же время она основала благотворительный фонд помощи бедным.

Низшие слои населения обожествляли её, богачи, напротив, ненавидели. Их возмущало, что женщина оказывает такое мощное воздействие на политику, в то время как женщины даже не имели права голосовать. Эва решила узаконить своё положение и подала свою кандидатуру на пост вице-президента, но под давлением военных Перону пришлось её отклонить. Спустя какое-то время ей был присвоен символический титул «духовного лидера нации».

После войны Эвита ездила в Европу, где встречалась с лидерами государств. Её целью было показать политическую ситуацию в Аргентине в положительном свете.

В 33 года Эва Перон умерла от рака матки. Это произошло 26 июля 1952 года в Буэнос-Айресе. Её забальзамированное тело было выставлено на обозрение, пока её мужа не свергли. Тогда останки перевезли в Милан и похоронили там под вымышленным именем. После возвращения Хуана Перона к власти её снова перезахоронили в Аргентине.

О жизни Эвы Перон режиссер Эндрю Ллойд Вебер поставил мюзикл «Эвита», который позже лег в основу одноименного фильма Алана Паркера с Мадонной в главной роли.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments