Чат неактивен

22 марта родились …

Антонис Ван Дейк
фламандский художник, мастер парадного портрета
22 марта 1599 — 9 декабря 1641
419 лет назад 377 лет назад


Ван Дейк (Фрагмент автопортрета)

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене, в семье купца. У него рано проявились художественные способности, и в возрасте 10 лет он был отдан для обучения живописи, а в 1618 году его приняли в гильдию живописцев Святого Луки.


“Самсон и Далила” (1618-1620)

Ранний период его творчества отмечен отходами от шаблонов и поисками самостоятельных решений. К этому периоду относятся картины «Пьяный Силен», «Самсон и Далила», «Св. Мартин и нищие», «Семейный портрет».

В 1621-1627 годах Ван Дейк побывал в Италии, посетил крупные итальянские города, изучая итальянскую живопись. Он пишет портреты крупнейших аристократов Генуи: «Маркиза Улена Гримальди», «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», «Паола Адорно с сыном», «Маркиза Бальбиани» и другие. Также ему близки церковные и мифологические мотивы.


“Портрет Карла I, короля Англии”

В 1632 году Антонис Ван Дейк становится главным королевским живописцем Англии, получает рыцарский титул. Он пишет портреты королевского семейства, придворных (Филиппа Уортона, Томаса Уортона, Артура Гудвина, Карла I и других).

Искусство парадного портрета достигает в этот период своего расцвета, Ван Дейк использует в этом жанре также символику и аллегорию. В это время у Ван Дейка работает несколько помощников, которым он доверяет написание одежды, фона и аксессуаров.

В последние годы жизни Ван Дейк вынашивал идеи создания масштабных работ – шпалер для Уайтхолла в Лондоне, росписи галерей Лувра. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

В возрасте 42 лет в Лондоне 9 декабря 1641 года Ван Дейк умер и был похоронен в соборе Святого Павла согласно завещанию.

Григорий Козинцев
советский режиссер театра и кино, сценарист, педагог, Народный артист СССР
22 марта 1905 — 11 мая 1973
113 лет назад 45 лет назад


Григорий Михайлович Козинцев

Выдающегося мастера и теоретика советского кино, талантливого режиссера Григория Козинцева называли совестью «Ленфильма», ведь, по словам коллег, он никогда не шел на уступки, когда дело касалось профессии.

Григорий Михайлович Козинцев родился (9) 22 марта 1905 года в Киеве, в семье врача. Творчеством он начал заниматься будучи студентом Киевской школы живописи – принимал участие в оформлении спектаклей в театре Соловцова и в декорировании киевских улиц. Григорию нравилась работа в театре, и в 1919 году, еще учась в гимназии, он вместе со своими друзьями организовал в Киеве экспериментальный театр «Арлекин», где ставил спектакли.

В 1920 году Козинцев переехал в Петроград, где два года обучался живописи в Петроградской академии художеств и одновременно работал режиссером Студии Театра Комической оперы, ища свои пути в искусстве. В 1922 году начала работать знаменитая театральная мастерская ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера, где обучение актеров сочеталось с постановкой спектаклей), основанная Козинцевым и Л.Траубергом и воспитавшая плеяду замечательных актеров и режиссеров кино (Я.Жеймо, Е.Кузьмина, С.Герасимов, О.Жаков и др.). Постановкой эксцентрической переработки «Женитьбы» Н.В. Гоголя Козинцев и Трауберг дебютировали в художественной жизни Петрограда 1920-х годов.

Уже через год они решили перенести свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кинематограф, преобразовав театральную мастерскую в «Киномастерскую ФЭКС», и с 1924 года начали работать в кино (до 1946 года все фильмы Козинцев ставил совместно с Траубергом).

Первые их режиссерские работы в «немом» кино – «Похождения Октябрины» (1924) и «Мишки против Юденича» (1925) – отличались эксцентризмом, а первый полнометражный фильм – романтическая мелодрама «Чертово колесо» (1926) – был уже зрелой работой. Следующий фильм, созданный силами ФЭКС, «Шинель» (1926) стал одним из шедевров советского немого кино. А комедия «Братишка» (1927) и историческая мелодрама «С. В. Д.» (1927) пользовались большим успехом у зрителей.

С началом звукового кино начался и новый период в творчестве режиссеров – их картина «Одна» (1931) обозначила переход к реалистическому искусству. Следующее десятилетие они посвятили работе над трилогией «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1939), вошедшей в золотой фонд отечественного киноискусства. Хотя картины были сняты в жанре историко-революционной эпопеи, чем режиссеры отдали дань официальному искусству, но это не помешало им сделать эти ленты зрелищными и новаторскими.

В годы Великой Отечественной войны Козинцев выпускал короткометражные сюжеты «Боевых киносборников». В 1946 году режиссер попал в опалу из-за своего фильма «Простые люди» (он вышел на экраны СССР только в 1956 году), который был включен в число «порочных, неудачных и ошибочных» лент. Но все же ему позволили снимать, и он обратился к биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» (1947) и «Белинский» (1953). Возвращение Козинцева в широкий кинематограф состоялось только после смерти Сталина – в середине 1950-х годов Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил Григорий Михайлович для съемок фильма «Дон Кихот».

Хотя за последующие два десятилетия он снял всего три фильма, но все они стали событием не только в российском, но и в мировом кино. Его «Дон-Кихот» (1957) стал классическим образцом экранизации, получил высокую оценку во всем мире и Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере (1958). Испанцы называли его самой испанской из всех многочисленных киноверсий этого романа. Важнейшим этапом творчества Козинцева этих лет стала работа над трагедиями У.Шекспира – фильмами «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). Еще в 1962 году он выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к этим выдающимся экранизациям.

Параллельно с работой в кино Козинцев выступал и как театральный режиссер. На сценах различных ленинградских театров он поставил спектакли «Опасный поворот» (1939), «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлет» (1954). Также он является автором ряда книг.

Не менее важной сферой деятельности для Григория Михайловича была и педагогика. Еще в 1926 году он начал преподавать в Ленинградском институте сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС, с 1944 года вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 – профессор), а в 1965-1971 годах руководил режиссерской мастерской на «Ленфильме». Среди его учеников известные сегодня режиссеры – И.Авербах, А.Герман, И.Масленников, А.Орлов, С.Ростоцкий, Э.Рязанов и многие другие.

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР – Григорий Михайлович награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и другими наградами, в том числе и различных международных кинофестивалей.

В начале мая 1973 года с режиссером случился инфаркт. 11 мая 1973 года в Ленинграде Григорий Михайлович Козинцев скончался, он был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Георгий Жженов
советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР
22 марта 1915 — 8 декабря 2005
103 года назад 13 лет назад

Георгий Степанович Жжёнов родился в Петрограде (9) 22 марта 1915 года. Окончил Эстрадно-цирковой техникум в Ленинграде в 1932 году, учился на акробатическом отделении. В 1935 году окончил актерское отделение Ленинградского государственного театрального училища.

В 1931 году Жжёнов дебютировал в фильме «Путёвка в жизнь». После убийства Кирова был осуждён его старший брат Борис. Семью выслали в Казахстан. Георгий проявил упрямство и отказался от высылки, и был арестован, но по ходатайству Сергея Герасимова он был освобождён и отправлен на киностудию Ленфильм.

В 1949 году Георгий вновь был арестован и освобожден лишь в 1954 году.

С 1954 по 1962 годы работал в Ленинградском областном драматическом театре им. Ленсовета. В 1969 году стал актером театра им. Моссовета.

Судьба Жжёнова драматична. Долгое время у него не было ролей, в которых он мог бы раскрыть свой творческий потенциал. Но затем он начал много сниматься и был восстребован. Зрители запомнили его по роли автоинспектора в фильме «Берегись автомобиля» (1966, режиссер Эльдар Рязанов), Бессонова в фильме «Горячий снег» (1973, режиссер Гавриил Егиазаров), командира экипажа Андрея Тимченко в фильме-катастрофе «Экипаж» (1979, режиссер Александр Митта) и многих других.

В 1975 году актер стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, получил серебряную медаль им. Довженко, стал Народным артистом СССР.

В 1990-х годах он получает ряд наград: приз за вклад в отечественное киноискусство на кинофестивале «Созвездие» (1992), премию кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1995), премию ассоциации деятелей культуры «Хрустальная Турандот», премию «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1997), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и II степени (1996, 2000).

Георгий Степанович Жжёнов скончался 8 декабря 2005 года на 91-м году жизни от рака легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Эндрю Ллойд Уэббер
английский композитор
22 марта 1948
70 лет назад

Эндрю Ллойд Уэббер (англ. Andrew Lloyd Webber) родился 22 марта 1948 года в Лондоне. С детства начал сочинять музыку, писал мелодии для школьных постановок. Получал стипендии Челленджа и Оксфордского колледжа Магдалины. После знакомства с поэтом Тимом Райсом он посвятил себя музыке в соавторстве с ним.

Первая их совместная работа, замеченная критиками, – мюзикл «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» (1968). Следующей крупной работой стала рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (1971). Смешение классики и рока в этом произведение было признано удачным. Последней успешной работой Райса и Уэббера стал мюзикл «Эвита» (1978), который получил премию «Тони». В 1996 году в экранизации мюзикла главную роль сыграла Мадонна. Также Уэббер и Райс писали песни.

Мюзикл «Кошки» (1981) Уэббер написал на либретто Томаса Элиота. Он был признан самым новаторским мюзиклом, получил премию «Тони» и был поставлен в 15 театрах разных стран мира.

Самый грандиозный успех ожидал мюзикл Уэббера «Призрак Оперы» (1986), по всеобщему признанию, это было самое талантливое произведение композитора. Среди его работ нового тысячелетия – мюзиклы: «Женщина в белом», «Любовь не умрёт никогда», «Волшебник из страны Оз» и другие. В России Уэббер известен по постановкам рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в Театре имени Моссовета.

В 1992 году Уэббер получил титул рыцаря, а в 1997 году стал пэром. Сегодня он является обладателем множества престижных наград, в том числе и Оскара, а также входит в сотню самых состоятельных жителей Великобритании.

Валерий Сюткин
российский певец и музыкант, Заслуженный артист России
22 марта 1958
70 лет назад

Валерий Миладович Сюткин родился в Москве 22 марта 1958 года. Начал заниматься музыкой в подростковом возрасте, играя в нескольких школьных ансамблях одновременно, на бас-гитаре или барабане. Эти группы исполняли песни известных иностранных групп: Beatles, Deep Purple, Smokie, Led Zeppelin, Slade.

Вскоре Сюткин стал вокалистом, а в 1982 году пришел в группу «Телефон», ставшую вскоре профессиональной. В 1985 году Валерий Сюткин создал свою группу под названием «Фэн-о-мен», выпустил два альбома – «Твист-каскад» и «Икра зернистая».

Популярность к Валерию Сюткину пришла, когда он стал солистом группы «Браво» в 1990 году. С этой группой он проработал пять лет и стал вторым ярким солистом коллектива после Жанны Агузаровой, покинувшей “Браво” в середине 80-х. В этот период Сюткин выработал свой собственный стиль, подражающий «стилягам». В этом стиле он и выступает до сих пор. За эти годы Сюткин выпустил альбомы «Стиляги из Москвы», «Дорога в облака» и «Московский бит».

Уйдя из «Браво», Валерий Сюткин организовал новую группу «Сюткин и Ко». Песня «7000 над землёй» была признана лучшей песней 1995 года. Певец принял участие в шоу «Звёзды на льду» на Первом канале, его партнершей была фигуристка Ирина Лобачёва. Также он снялся в новогоднем телемюзикле «Старые песни о главном-2».

В марте 2008 года Валерий Сюткин был удостоен звания «Заслуженного артиста Российской Федерации».

Сегодня он продолжает свою творческую карьеру, а также является профессором кафедры вокала и художественным руководителем эстрадного отделения МГГУ имени М.А. Шолохова.

Александр Цекало
российский музыкант, актер, продюсер, телеведущий
22 марта 1961
57 лет назад

Александр Евгеньевич Цекало родился 22 марта 1961 года в Киеве, в семье инженеров-теплоэнергетиков. В 7 лет поступил в специализированную школу с углубленным изучением английского языка. В школе Александр пробовал себя в концертной деятельности и образовал группу «ОНО». Участвовал в театральных постановках.

В 1978 году Цекало окончил школу и поступил на заочное отделение Ленинградского технологического института. Учёбу совмещал с работой слесарем в Киеве.

В 1979 году он создает квартет «Шляпа», по приглашению Киевского эстрадно-циркового училища поступает на 2-ой курс, одновременно оканчивает экстерном техникум и работает в Киевском театре эстрады монтировщиком сцены. В 1985 году оканчивает училище и едет на работу в Одесскую филармонию.

В 1986 году на эстраде появляется кабаре-дуэт «Академия» в составе Александра Цекало и Лолиты Милявской. В 1995 году Цекало с Лолитой начинают вести программу «Доброе утро, страна», а вскоре Лолита и Саша заключают брак.

В 2000 году кабаре-дуэт «Академия» распадается, и Александр начинает свою деятельность в различных телевизионных проектах. Он снимается в кино («Ландыш серебристый», «Спецназ по-русски 2», «Красота требует» и другие), ведет разнообразные передачи, в том числе популярную программу «Старые песни о главном», принимает участие в озвучивании фильмов и мультфильмов.

До февраля 2003 года Александр – исполнительный продюсер первого в России классического мюзикла «Норд-Ост». Позже он стал Генеральным продюсером компании «Русский мюзикл». С сентября 2002 года он был продюсером Первого развлекательного канала СТС.

Начиная с 2006 года Цекало ведет несколько передач на телевидении («Две звезды», «Минута славы», «Большая разница», «Прожекторперисхилтон» и другие). Кроме того, он выступал как режиссёр-постановщик творческих вечеров Игоря Крутого, фестиваля «Кинотавр», сольных концертов Анжелики Варум и Алсу.

Помимо продюсерской деятельности и работы на телевидении Александр Цекало сегодня успешен и в бизнесе.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments