22 Февраля нас покинули…
Америго Веспуччи
итальянский путешественник, исследователь Америки
- 9 марта 1454 567 лет назад
- 22 февраля 1512 509 лет назад
Америго Веспуччи
Америго Веспуччи (итал. Amerigo Vespucci) родился (по одной из версий) 9 марта 1454 года во Флоренции (Италия), его отец был нотариусом. Получив хорошее домашнее образование, Америго в течение нескольких лет работал в торговом доме Медичи.
В 1490 году он переехал в Севилью (Испания), где продолжал работать на ту же фирму агентом. Работа заключалась главным образом в оснащении кораблей. Естественно, что при такого рода работе Америго детально изучил устройство кораблей. Также он освоил астрономию и навигацию.
В 1492 году Америго перешел на морскую службу Испании, участвовал в снаряжении второй и третьей экспедиций Христофора Колумба, и сам поддерживал с ним дружеские отношения. В 1499-1500 годах Веспуччи совершил плавание с экспедицией Алонсо Охеды в роли штурмана, под его командованием находились два корабля, снаряженные за его же счет.
Летом 1499 года Веспуччи открыл дельту Амазонки, исследовал большую часть побережья Южной Америки. Затем, в июне 1500 года вернулся в Испанию.
Америго Веспуччи продолжал участвовать в экспедициях, посвященных исследованиям Южной Америки в 1501–1502 и 1503–1504 годах. В 1505 году Веспуччи стал кастильским подданным. В 1508 году он был назначен на пост главного пилота Испании. На этом посту Веспуччи и оставался до самой своей смерти.
По рассказам современников Америго был исключительно справедливым, умным и наблюдательным человеком. Обладал талантом писателя, довольно часто преувеличивал, рассказывая о природе открытых им стран, о внешнем виде и быте индейцев и о многих еще увиденных им удивительных явлениях. Но при этом никогда не говорил о начальниках экспедиций и своей роли в этих экспедициях.
Умер Америго Веспуччи 22 февраля 1512 года в Севилье.
Иероним Мюнхгаузен
немецкий барон, знаменитый рассказчик
- 11 мая 1720 301 год назад
- 22 февраля 1797 224 года назад
Иероним Мюнхгаузен
Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен (нем. Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von Münchhausen) — это не выдуманный, а вполне реальный человек. Он родился 11 мая 1720 года в Боденвердере (Германия) и был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать.
В 1735 году 15-летний Мюнхгаузен поступает пажом на службу к владетельному герцогу. В 1737 году в качестве пажа отъезжает в Россию к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны. До 1752 года он находится на военной службе у герцога. Получив чин ротмистра, Мюнхгаузен берет годовой отпуск для раздела с братьями семейных владений и уезжает в Боденвердер. Отпуск перерастает в отставку.
До самой смерти Мюнхгаузен живет в Боденвердере, общаясь по преимуществу с соседями, которым рассказывает поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. По округе гуляет молва о боденвердеровском помещике, потчующем гостей удивительными историями. Мюнхгаузен рассказывал их талантливо и остроумно. Для того, чтобы послушать его, люди приезжали издалека.
В рассказах Мюнхгаузена был не только вымысел. В них была жизнь страны, неведомой и загадочной для многих земляков. Его истории сокрушали предрассудки, высмеивали чванливое невежество и местечковый национализм бюргеров.
Мюнхгаузен был простым солдатом и честным человеком. Барон любил Россию и до самых своих последних дней сохранил в воспоминаниях о ней теплоту и сердечность.
Прижизненная слава рассказчика и выдумщика принесла Мюнхгаузену лишь одни огорчения и неприятности. Родственники, обвинив барона в том, что он опозорил их имя, отвернулись от него.
Иероним Мюнхгаузен умер 22 февраля 1797 года в своем родном городе одиноким и всеми покинутым. Но он остался в литературе и в нашем сознании никогда не унывающим, веселым человеком.
Камиль Коро
французский художник и гравер
- 17 июля 1796ти 225 лет назад
- 22 февраля 1875 146 лет назад
Камиль Коро (фрагмент автопортрета)
Камиль Коро — выдающийся французский живописец, еще при жизни признанный критиками и зрителями «королём пейзажа» — считается одним из предшественников импрессионистов и реалистического пейзажа 20 века. Большинство его картин находится в Лувре.
Жан-Батист Камиль Коро (фр. Jean-Baptiste Camille Corot) появился на свет 17 июля 1796 года в Париже. Он рано увлёкся живописью. Вначале он рисовал в основном этюды с натуры, затем учился академическому направлению в живописи, а в 1826 году Камиль Коро отправился в Италию, где осваивал в основном пейзажи.
Знаменитые пейзажи Рима, созданные художником в этот период, поражают восприятие красотой итальянской природы и архитектуры, изысканностью красок и форм: «Вид Форума у сада Фарнезе» (1826), «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826), «Санта Тринита деи Монти» (1826-1828) – дышат свежестью восприятия природы и архитектуры Италии.
Вернувшись во Францию, Коро продолжает рисовать пейзажи. Он работал в Провансе, Нормандии, в окрестностях Парижа и в Фонтенбло. Постепенно живописец становится известным. Несмотря на то, что критики упрекали его в сентиментальности, публике нравились его идиллические пейзажи, от которых веяло покоем и умиротворённостью.
Впоследствии Камиль Коро ещё несколько раз посетил Италию и создал прекрасные картины с видами не только Рима, но и Венеции: «Утро в Венеции» (1843). Художник часто изображал на своих картинах и библейские или просто фантастические фигуры, которые зачастую выглядели призрачно и нереально.
Его лучшими работами можно назвать «Вид Ривы» (1835), «Воспоминание об озере Неми» (1865), «Нимфы и сатиры приветствуют пляской восход солнца» (1851), «Восход солнца в Виль-д’Авре» (1868), «Воспоминание о Мортефонтене» (1864), «Церковь Моризель» (1866). В более поздний период своего творчества художник создал несколько прекрасных портретов: «Женщина с жемчужиной» (1869), «Дама в голубом» (1874) и другие.
Талантливый живописец Камиль Коро умер 22 февраля 1875 года в Париже.
Фердинанд Соссюр
швейцарский лингвист, основоположник структурной лингвистики
- 26 ноября 1857 164 года назад
- 22 февраля 1913 108 лет назад
Фердинанд Соссюр
Фердинанд де Соссюр (фр. Ferdinand de Saussure) родился 26 ноября 1857 года в Женеве (Швейцария), в семье французских эмигрантов. В 18 лет поступил в Лейпцигский университет в Германии, в 1880 году получил степень доктора. Затем переехал во Францию, в 1881–1891 годах преподавал санскрит в Школе высших исследований в Париже.
В те же годы Соссюр исполнял обязанности секретаря Парижского лингвистического общества и в этом качестве оказал весьма значительное влияние на развитие лингвистики. В своих исследованиях Соссюр подчеркивал коллективную природу языка, указывая на то, что подобно культуре язык является коллективно производимой и разделяемой всеми системой смысла.
В своем «Курсе общей лингвистики» Соссюр проводит различие между речью или языковым поведением и языком как системой закономерностей. Язык – это система знаков. Структурализм занимается лишь структурой и историей языка. Смысл языка заключается в существовании взаимно детерминирующих единиц, которые вместе составляют самореферентную и условную систему. Лингвистическая единица или знак имеет два измерения: означающее и означаемое.
Радикальность соссюровской лингвистике придает утверждение, согласно которому природа отношений между означающим и означаемым основывается на случайности, то есть не существует необходимой, естественной или какой-либо глубинной связи между лингвистическими формами и приписываемыми им значениями.
Идеи ученого стимулировали пересмотр традиционных лингвистических методов и заложили теоретический фундамент нового направления лингвистических исследований.
Фердинанд де Соссюр умер 22 февраля 1913 года в Вюфлан (Швейцария).
Стефан Цвейг
австрийский писатель, драматург
- 28 ноября 1881 140 лет назад
- 22 февраля 1942 79 лет назад
Стефан Цвейг
Стефан Цвейг (нем. Stefan Zweig) родился 28 ноября 1881 года в Вене, в семье владельца текстильной мануфактуры. После гимназии он поступил в Венский университет. Студентом начинает интересоваться поэзией и публикует первый сборник стихов «Серебряные струны».
Окончив университет со степенью доктора, Цвейг много путешествует по Европе, Индии, США, Кубе, Панаме. В это время из-под его пера выходят эссе, посвященные Горькому, Томасу Манну и другим писателям. Во время Первой мировой Цвейг создает очерк «Совесть Европы», в котором рассказывается о Ромене Роллане.
После окончания войны писатель перебрался жить в Зальцбург, который покинет с началом Второй мировой войны. Поскитавшись по свету, писатель оседает в бразильском городе Петрополисе.
В сборниках новелл «Первые переживания», «Амок», «Смятение чувств» писатель обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая сложные коллизии личной жизни героев. В мемуарной книге «Вчерашний мир» Цвейг подчеркнуто скупо рассказывает о своем детстве и отрочестве. Когда заходит речь о родительском доме, гимназии, а затем университете, писатель сознательно не дает волю чувствам, подчеркивая, что в начале его жизни было все точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков.
Известность Цвейгу принесли его новеллы «Звёздные часы человечества», «Мендель-букинист» и другие. Пробовал писатель и романы – «Нетерпение сердца» и «Угар преображения», но чаще всего творил в своем любимом жанре новеллы. Многие из них позже были экранизированы.
Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто упрощённо трактующие жизнь и деятельность исторических лиц (например, Стендаля, Льва Толстого, Фрейда, Ницше), беллетризованные биографии Цвейга подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности.
Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах «Магеллан» (1938) и «Америке» не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга.
Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом Второй мировой войны, писатель покончил жизнь самоубийством 22 февраля 1942 года в Петрополисе (Бразилия).
Надежда Кошеверова
советский кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств РСФСР
- 23 сентября 1902 119 лет назад
- 22 февраля 1989 32 года назад
Надежда Николаевна Кошеверова
Надежда Николаевна Кошеверова родилась (10) 23 сентября 1902 года в Петербурге. В 1923 году Надежда окончила актерскую школу «Вольная комедия» при петроградском театре. До 1928 года она играла в спектаклях. С 1925 года обучалась в киномастерской Фабрики эксцентрического актера.
С 1929 года Надежда Кошеверова работает на «Ленфильме». Свою карьеру она начала с должности ассистента режиссера. Ее первые работы в этом качестве – картины о Максиме – «Возвращение Максима», «Юность Максима», «Выборгская сторона».
Свой первый фильм под названием «Однажды осенью» она сняла в 1937-м, к сожалению он не сохранился. А первый успех пришел к Кошеверовой в 1939-м, после выхода на экраны картины «Аринка» – эксцентричной комедии, которую она снимала совместно с Ю.Музыкантом. Еще одна ее лента тех лет – фильм о финской войне «Галя» – была запрещена к показу, что и стало причиной «перехода» режиссера в детское кино.
С жанром сказки, который позже стал ее основным творческим направлением, Надежда начала работать в 1944 году. В этом жанре она дебютировала с фильмом-оперой «Черевички» по Чайковскому. В 1947 году оглушительный успех получил фильм «Золушка», с Яниной Жеймо в главной роли.
Продолжив работу как комедиограф – «Укротительница тигров» (1954, совместно с А.Ивановским), «Шофёр поневоле» (1958), «Осторожно, бабушка!» (1960), «Сегодня новый аттракцион» (1966) и другие, – Кошеверова старалась сохранять верность столь любимому ею жанру традиционной волшебной сказки для детей. Среди созданных ее сказок-фильмов: «Каин XVIII» (1963), «Старая, старая сказка» (1968), «Тень» (1972), «Царевич Проша» (1974), «Как Иванушка—дурачок за чудом ходил» (1977), «Соловей» (1979), «Ослиная шкура» (1982), «И вот пришел Бумбо» (1984).
Во многих сказках Кошеверовой играла неповторимая Фаина Раневская, а еще такие известные актеры как: Олег Даль, Эраст Гарин, Василий Меркурьев, Валерий Золотухин, Татьяна Пельтцер, Георгий Вицин, Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Владимир Этуш и многие другие.
Всего Надежда Николаевна создала более 20 кинофильмов, многие из которых вошли в сокровищницу отечественного кинематографа. Ее последней режиссерской работой стала картина «Сказка про влюбленного маляра» (1987).
Умерла Надежда Николаевна Кошеверова 22 февраля 1989 года в Москве.
Людмила Касаткина
советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР
- 15 мая 1925 96 лет назад
- 22 февраля 2012 9 лет назад
Людмила Ивановна Касаткина
Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в небольшом селе под Вязьмой. Обучалась в оперной студии имени Шацкого в Москве, где закончила хореографическое отделение. На сцену Людмила Ивановна вышла в качестве балерины, но слабое здоровье заставило её бросить занятия балетом.
Закончив в 1947 году Государственный институт театрального искусства имени Луначарского, Касаткина стала выступать в Центральном театре Советской Армии, где продолжала свою работу до последних дней. В своём театре она исполнила более сорока ролей, участвуя в таких популярных спектаклях как «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и многих других.
Главная роль Лены Воронцовой в художественном фильме «Укротительница тигров» в 1954 году принесла ей всенародную известность и популярность. По ходу съёмок этой кинокартины Касаткина сама заходила в клетки к тиграм без дублеров.
Также характерные и запоминающиеся роли она сыграла в картинах своего супруга Сергея Колосова, это фильмы – «Укрощение строптивой», «Душечка» и «Вызываем огонь на себя».
Юные зрители хорошо знакомы с голосом актрисы по анимационному фильму «Маугли», над озвучиванием которого она работала в 1961-1971 годах.
В последние годы великая советская и русская артистка работала преподавателем в ГИТИСе, выступала на творческих встречах и играла на сцене театра Советской Армии.
Народная артистка СССР, Заслуженная артистка РСФСР, лауреат государственных премий, Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника» – Касаткина награждена многими орденами и медалями, она является обладателем призов различных международных кинофестивалей и других наград.
Людмила Касаткина умерла в Москве после длительной болезни 22 февраля 2012 года, пережив своего мужа всего на полторы недели.
Аркадий Хайт
советский и российский писатель-сатирик и сценарист
- 25 декабря 1938 83 года назад
- 22 февраля 2000 21 год назад
Аркадий Иосифович Хайт
Аркадий Иосифович Хайт родился 25 декабря 1938 года в Москве. У него была прекрасная наследственность – колоритные родители-одесситы. Особенно отличался юмором папа. Да и сам Аркадий был чрезвычайно одарен и очень эрудирован.
В 1961 году он окончил Московский инженерно-строительный институт по профессии инженер-строитель и затем работал в ряде строительных организаций. Тогда же Хайт профессионально занялся литературой. Печатался в журнале «Юность» и «Литературная газета», начал писать для Лившица и Левенбука.
Аркадий Хайт — автор многочисленных эстрадных миниатюр, исполнявшихся Аркадием Райкиным, Геннадием Хазановым, Владимиром Винокуром и другими известными артистами эстрады.
Ему принадлежат сценарии многих популярных мультфильмов, в том числе всеми любимых «Ну, погоди!» и «Приключения кота Леопольда», а также детской радиопередачи «Радио-Няня». Еще он писал сценарии для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш».
В 1986 году в Москве открылся еврейский театр «Шалом», где сразу же состоялась премьера пьесы Хайта, по которой был поставлен спектакль «Поезд за счастьем», а затем и другие пьесы. Сам же Аркадий Иосифович стал ведущим автором этого театра.
Хайт являлся лауреатом двух Государственных премий и премии «Ника» (за сценарий фильма «Паспорт»).
В последние годы писатель жил в Германии.
Умер Аркадий Иосифович Хайт 22 февраля 2000 года в Мюнхене после тяжелой болезни.
Алексей Петренко
советский и российский актер театра и кино, Народный артист РСФСР
- 26 марта 1938 83 года назад
- 22 февраля 2017 4 года назад
Алексей Васильевич Петренко
Алексей Васильевич Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области. После окончания школы, он два года пробовал поступить в Киевский театральный институт, но проваливал вступительные экзамены, а чтобы не сидеть на шее у родителей, работал кузнецом.
В третий раз, в 1957 году, Петренко все же поступил, но уже в Харьковский театральный институт на курс И.Марьяненко, который окончил в 1961 году. Затем Алексей несколько лет работал в драматических театрах Украины.
Наигравшись маленьких и случайных ролей, Петренко по приглашению И.Владимирова в 1964 году перебрался в ленинградский Театр имени Ленсовета. На сцене этого театра он играл в спектаклях — «Солдат и змея», «Ромео и Джульетта», «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой», «Хождение по мукам», «Преступление и наказание», «Левша» и другие. Мастерство талантливого актера росло стремительно.
В 1977 году он переехал в Москву, где стал актером Московского драматического театра на Малой Бронной. В последующие годы театры столицы он постоянно менял — в 1978-1982 годах Алексей работал в МХАТе, затем в «Школе драматического искусства», в 1990-х годах – был актером Театра на Таганке, в «Школе современной пьесы»… Петренко предпочитал сам выбирать материал и сцену. Причем роли он играл самые разные, как трагедийные, так и комедийные, в спектаклях: «Женитьба», «Месяц в деревне», «На дне», «Веранда в лесу», «Утиная охота», «Обвал», «Серсо», «Дон Педро» и многих других.
Параллельно с работой в театре он много снимался в кино. Его дебютом стала роль в картине «День солнца и дождя» в 1967 году, а с 1991 года – он был актером Киностудии имени М.Горького. Первой большой работой Петренко в кино стала роль Распутина в фильме Э.Климова «Агония» (1974), ставшего классикой кинематографа (к сожалению, долгое время эта картина пролежала «на полке» и вышла в прокат лишь в 1985 году).
Затем была целая череда ярких и запоминающихся работ в кино. Среди них роли в картинах — «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Ключ без права передачи» (1976), «Женитьба» (1977), «Прощание» (1982), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Жестокий романс» (1984), «Давыдов и Голиаф» (1985), «Узник замка Иф» (1988), «Пиры Валтасара» (1989), «Сибирский цирюльник» (1998) и многие другие.
Среди киноработ Петренко в новом тысячелетии — роли в картинах – «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», «Чорна Рада», «В августе 44-го», «Коллекционер», «Идиот», «Шахматист», «Доктор Живаго», «12 разгневанных мужчин», «Ветка сирени», «Двенадцать», «Похороните меня за плинтусом», «Вольф Мессинг», «Утомленные солнцем 2», «Ёлки 2», «Уходящая натура» и другие.
За годы творческой карьеры актер снялся более чем в 50 фильмах, блестяще играя и царственных особ, и простых мужиков. У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного желания работать. Часто он сам отказывался от ролей, будучи уверен, что «лучше немного и толково, нежели всеядно». Зато в те роли, на которые он соглашался, актер вкладывает всю душу, работая с полной самоотдачей.
Петренко очень любил украинские песни, и сам пел их с удовольствием, участвуя в концертных программах и хоровых представлениях. Вообще, петь он мог все — увертюры, русские народные песни, духовные песнопения, арии, также он выступал с симфоническим оркестром под руководством Федосеева. Еще Алексей Васильевич записал диски с русскими народными сказками, которые боготворил, самостоятельно изучил церковнославянский язык.
Народный и Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ и премии Президента России в области литературы и искусства, Петренко награжден орденами Почёта, «За заслуги перед Отечеством» IV степени и многочисленными премиями различных международных и отечественных кинофестивалей.
Он трижды был женат. Его первая супруга — певица Алла Петренко, с которой они поженились в 1960 году. В этом браке родилась дочь Полина. Вторая жена актера — известный журналист Галина Кожухова-Петренко, с которой он познакомился в конце 1970-х. Они много лет прожили в счастливом браке, но в 2009 году Галина умерла. Сын актера в этом браке — журналист Михаил Кожухов. В 2010 году Петренко женился на Азиме Абдумаминовой, журналистке.
Известный и любимый актер Алексей Васильевич Петренко до конца дней продолжал много и успешно играть на сцене, сниматься в кино. Он скончался 22 февраля 2017 года в Москве, на 79-м году жизни.