21 июня

21 июня 1547 г.
470 лет назад

В Москве вспыхнул грандиозный пожар, в котором погибло более 2500 человек


Во время пожара 1547 года сильно пострадал Кремль

Предание гласит, что пожар был предсказан Василием Блаженным. Накануне бедствия юродивый пришел в Воздвиженский монастырь и долго там молился в молчании со слезами. На следующий же день именно это место стало очагом пожара. От огня сильно пострадали Кремль, Китай-город, большая часть посада, погибло более 2,5 тысяч человек. Большинство москвичей остались без крова.

Сразу же после пожара царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то же время появились первые ручные насосы для тушения пожаров. Трагедия 1547 года заставила москвичей подумать о том, как обезопасить свои жизни в случае нового бедствия.

В 1591 году началась постройка четвертого кольца московских укреплений — Деревянного города (Скородома), охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города. Его стены продолжали свое кольцо за Москвой-рекой, охватывая центральные части Замоскворечья. При Михаиле Романове на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома был насыпан земляной вал, в результате чего возник Земляной город. А в апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», заложивший организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.

21 июня 1893 г.
124 года назад

Посетители Всемирной выставки в Чикаго впервые в истории прокатились на колесе обозрения


Современное колесо обозрения в Лондоне

В 1891 году организаторы Всемирной выставки в Чикаго, запланированной на 1893 год, объявили конкурс на лучший проект сооружения, которое могло бы стать «визитной карточкой» будущего мероприятия и по своим масштабам затмило бы Эйфелеву башню — «гвоздь» Всемирной выставки 1889 года в Париже. Организаторы получили немало писем от инженеров со всего мира. Однако их проекты были не оригинальны. В основном предлагалось построить еще более высокую башню.

Тогда молодой инженер из Иллинойса Джордж Феррис предложил построить гигантское колесо обозрения с кабинками для людей. На эту идею его натолкнуло воспоминание о колесах водяных мельниц, которые он видел в детстве на реке Карсон в Неваде. Коллеги посчитали идею Ферриса абсурдной. Но он не сдавался. Инженер потратил $25 000 своих собственных средств на создание чертежей и разработку точных спецификаций сооружения, и в результате администрация выставки согласилась. Было, правда, одно условие: в отличие от Эйфелевой башни, строительство которой частично финансировало правительство Франции, Джордж Феррис должен был сам найти деньги для сооружения своего детища.

Большинство деталей будущего колеса было изготовлено в Детройте, а потом на поездах доставлено в Чикаго. Колесо Ферриса имело диаметр 80 м и сидело на оси длиной почти 14 м и диаметром в 2 м. 36 кабинок вмещали по 60 посетителей каждая. Масса всего сооружения составляла 4100 тонн. Всего на постройку колеса было затрачено $250 000. 21 июня 1893 года аттракцион открылся для публики. За все время выставки на колесе прокатились почти 1,5 млн. посетителей, заплатив за 10-минутную поездку 50 центов. Это принесло организаторам почти $730 000 прибыли — по тем временам огромные деньги!

21 июня 1925 г.
92 года назад

В Москве появились первые такси


Один из первых таксомоторов

21 июня 1925 года по московским дорогам начали ездить первые такси. Таксомоторы быстро полюбились горожанам, поскольку стоили дешевле привычных извозчиков. Первое время функции такси выполняли иномарки — «Рено», «Форды» и «Фиаты». Когда же в стране появилась своя автомобильная промышленность, таксопарки быстро переориентировали на отечественные машины: «ГАЗ-А» и «M-1» («эмка»). В 1920-1930 годы в России активно развиваются таксопарки.

Уже к 1935 году в столице ездило около 500 машин, а в 1939 году – свыше 3000! По сравнению с главными европейскими столицами эта цифра, конечно, была просто смехотворной. В одном только Париже в 1925 году было 16 000 такси, а в Лондоне – 8 000. После окончания Великой Отечественной войны в СССР начинают появляться первые «маршрутки». Для этих целей использовали грузопассажирские «ГАЗ-АА» с открытой грузовой платформой, которые перевозили пассажиров с вокзала на вокзал. В 1950-х годах в такси начали работать «ЗИС-110» и «Победы». В конце 1940-х — начале 1950-х годов на бортах всех советских такси появились «шашечки» и зеленые огоньки.

С 1960-х годов главной машиной таксопарков становится «Волга-24». К 1971 году в Москве уже ездило около 14200 легковых такси. Они приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. В середине 1980-х в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку. После распада Советского Союза большую роль по перевозке пассажиров взяли на себя индивидуальные «частники», но с середины 1990-х годов таксопарки стали возрождаться.

21 июня 1948 г.
69 лет назад

В нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория» прошла презентация долгоиграющей пластинки

В нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория» прошла презентация долгоиграющей пластинки Грампластинка 21 июня 1948 года компания «Columbia Recording Corporation» (CRC) пригласила на презентацию полсотни корреспондентов ведущих американских газет. Рядом с колонной высотой 2,5 метра, сложенной из обычных пластинок со скоростью вращения 78 оборотов в минуту, стояла 40-сантиметровая стопочка дисков нового типа, на 33,3 оборота. На них была записана музыка всех носителей первой колонны.

После того как отзвучала первая мелодия — ми-минорный концерт Мендельсона, — зал взорвался аплодисментами. 23-х минутный концерт уместился на одной стороне новой пластинки 12-дюймового диаметра, тогда как старых потребовалось бы не менее трех, причем с переворачиванием. Долгоиграющие пластинки предназначались для электроакустического воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов, а впоследствии и более компактных радиол.

Это изобретение дало возможность значительно расширить полосу записываемых частот от 50 до 16000 Гц, полностью сохранить тембр звука, а также увеличить динамический диапазон записи до 50-57 дб, снизить уровень шумов, намного продлить качественное звучание. С появлением долгоиграющих грампластинок стали сокращаться тиражи быстрых (78 об./мин.), и в конце 1960-х годов их производство окончательно свернули. А сегодня все грампластинки уже стали раритетом…

21 июня 1978 г.
39 лет назад

В Лондоне состоялась премьера мюзикла «Эвита»

Мадонна во время исполнения песни «Dont Cry for Me Argentina”
Мюзикл «Эвита» стал третьей совместной работой композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. В основу сюжета положена биография Эвы Перон — супруги аргентинского диктатора Хуана Доминго Перрона, прожившей короткую, но захватывающую жизнь.

Мюзикл имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается эпизодом похорон главной героини. В ходе спектакля аргентинский студент Че повествует зрителям о жизни главной героини, ее стремительном взлете на олимп славы и успеха, популистской политике, принесшей ей любовь аргентинцев, взаимоотношениях с мужем, ее болезни (Перон умерла от скоротечного рака) и смерти.

Роль Эвиты исполнила Элейн Пейдж — будущая королева британской сцены. На роль Че пригласили знаменитого рок-певца Дэвида Эссекса.

Мюзикл, премьера которого состоялась 21 июня 1978 года на сцене Лондонского Prince Edward Theatre, имел огромный успех и получил награду Уэст-Эндского Театрального Общества в номинации «Лучший мюзикл 1978 года». Диск с записью оригинального лондонского состава «Эвиты» в первые же недели продаж стал золотым.

В 1996 году американский режиссер Алан Паркер снял фильм «Эвита» по одноименному мюзиклу Эндрю Ллойда Вебера. Фильм был благосклонно принят и зрителями, и критиками. Сборы от проката только в США составили порядка 50 миллионов долларов, сумма сборов по всему миру – 143 миллиона долларов. «Эвита» стала главным фильмом в фильмографии Мадонны. Впервые ее работа была высоко оценена: за свою роль артистка была удостоена престижной премии «Золотой глобус».

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments