Чат неактивен

21 Февраля ушли из жизни

Бенедикт Спиноза
нидерландский философ-рационалист, натуралист
24 ноября 1632 — 21 февраля 1677
385 лет назад 340 лет назад

Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист, материалист и атеист, родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма.

Однако в 1656 году, после конфликта с городскими властями, Спиноза был подвергнут «великому отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений с властями), а в 1660 году был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена.

Спиноза зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими учеными того времени.

Годы жизни Спинозы совпали с началом эпохи Нового времени. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией.

Главной сферой интересов Спинозы является философская антропология, исследование человека в его отношении к обществу и всему мирозданию. Оригинальность его идей заключалась в попытке распространить революционность подходов Коперника на сферы метафизики, психологии, этики и политики.

21 февраля 1677 года Бенедикт Спиноза умер в Гааге от туберкулеза. «Самый чистый мудрец» – так назвал Спинозу Фридрих Ницше.

Владимир Маковский
русский художник-передвижник, академик
7 февраля 1846 — 21 февраля 1920
171 год назад 97 лет назад


Владимир Маковский

Владимир Егорович Маковский родился (26 января) 7 февраля 1846 года в Москве, в семье видного деятеля искусств Е.И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.


«Посещение бедных»

Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством В.А. Тропинина. В 1861 году поступил в основанное отцом училище. В 1871 году выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».

Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников».

Со временем в тонких психологических мизансценах Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея).


«Допрос революционерки»

Наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера».

В 1893 году Маковский был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем («Вечеринка», «Осужденный», «Оправданная», «Допрос революционерки»).

Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка», 1896-1901). Совершив в 1896 году поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого Максима Горького.

Успешно выступал также как портретист, книжно-журнальный иллюстратор и педагог.

Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года в Петрограде.

Бронислава Нижинская
русская балерина, хореограф и педагог
8 января 1891 — 21 февраля 1972
126 лет назад 45 лет назад

Бронислава Фоминична Нижинская родилась (27 декабря 1890) 8 января 1891 года в Минске. Она была третьим ребенком в семье танцовщиков-поляков Томаша (Фомы) Нижинского и Элеоноры Береды.

В 1902 году Брониславу приняли в Императорское театральное училище в Петербурге, где она училась танцевальному мастерству у известного педагога Энрико Чекетти. В 1908 году, по окончании училища, Нижинская вошла в состав труппы Мариинского театра, затем в 1909 году вместе с братом приняла приглашение Сергея Дягилева и выступала в организованных им «Русских сезонах» – так назывались гастроли русского балета во Франции.

В 1911 году, после увольнения брата из Императорского балета, Бронислава вслед за ним покинула Мариинку и спустя три года открыла балетную школу в Киеве. Одним из её учеников был Серж Лифарь – будущий известный танцовщик Русского балета Дягилева и хореограф.

В 1921 году Нижинская эмигрировала за границу и стала главным хореографом в труппе Дягилева. За три года сотрудничества с ним она, не прекращая танцевать на сцене, поставила балеты «Лиса» и «Свадебка» на музыку Стравинского, «Искушение пастушки», «Лани», «Голубой экспресс» и другие.

Тем не менее, её работа, по-видимому, не вполне соответствовала требованиям Дягилева, увлеченного поисками более экспериментальных танцевальных форм, и в 1925 году он заменил Нижинскую на молодого хореографа Леонида Мясина. Несмотря на это, Нижинская периодически гастролировала с Русским балетом, представляя зрителям самостоятельные постановки.

В начале 1930-х годов балерина работала во Франции, затем в 1932 году основала собственную балетную компанию. В 1935 году Нижинская ставила танцы на музыку Феликса Мендельсона для кинофильма «Сон в летнюю ночь».

В 1938 году она переехала в США, где вновь занялась преподавательской деятельностью, открыв школу балета и впоследствии сотрудничая с разными балетными компаниями.

Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе (США).

Михаил Шолохов
советский писатель, Нобелевский лауреат
24 мая 1905 — 21 февраля 1984
112 лет назад 33 года назад

Михаил Александрович Шолохов родился (11) 24 мая 1905 года на Дону, в станице Вешенской, в семье крестьянина.

Достойного образования не смог получить из-за революции и гражданской войны. Читать и писать научился в церковно-приходской школе, поступил в гимназию, но не успел ее окончить.

В 1920 году вступил в продовольственный отряд. Участвовал в боях с белогвардейцами на Дону. В конце 1922 года приехал в Москву, где познакомился с литераторами сообщества «Молодая гвардия». С 1923 года появляются его первые публикации: «Испытание», «Родинка».

В 1925 году Шолохов знакомится с А.Серафимовичем, который впоследствии стал его литературным наставником. В прессе того времени появляются различные рассказы Михаила, сформированные позднее в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

С 1926 года начинается его грандиозная работа над произведением «Тихий Дон», которое не только получило положительные отзывы великих писателей А.Серафимовича и М.Горького, но и было отмечено высшей наградой – Нобелевской премией в 1965 году.

1932 год ознаменовался для Шолохова выходом романа «Поднятая целина», который также получил хорошие рекомендации. В 1939 году он был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР.

Великую Отечественную войну он прошел военным корреспондентом, часто бывал на фронте и свои впечатления изложил в таких очерках, как «На Дону», «На Смоленском направлении», «Наука ненависти» и других. Тогда же он начал работу над романом «Они сражались за родину».

После войны Шолохов писал много публицистических произведений в духе официозной государственной идеологии, однако были и настоящие, глубокие работы – например, рассказ «Судьба человека» (1956).

Многие произведения великого писателя были не раз экранизированы и стали классикой российского кино. А он был награжден многими государственными и литературными наградами.

Скончался выдающийся писатель Михаил Александрович Шолохов в родной станице 21 февраля 1984 года после тяжелой болезни.

Владимир Мотыль
советский и российский кинорежиссер
26 июня 1927 — 21 февраля 2010
90 лет назад 7 лет назад

Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в местечке Лепель в Белоруссии, в семье польского эмигранта.

В 1948 году Владимир окончил Театральный институт в Свердловске, а в 1957 году заочно — исторический факультет Свердловского госуниверситета. Был режиссёром драматического театра в Свердловске, актёром и режиссёром театра в Новомосковске и в Нижнем Тагиле.

В 1955 году стал главным режиссёром театра юного зрителя в ставшем ему родным Свердловске. В этом же городе в период с 1957 по 1960 годы работал на киностудии режиссёром.

Свой первый фильм «Дети Памира» Владимир Мотыль выпустил в 1963 году на киностудии Таджикской ССР, а в 1967 году снял картину «Женя, Женечка и «Катюша»». Известность и настоящую любовь зрителя режиссёр обрёл после выхода на киноэкраны ленты «Белое солнце пустыни». Также очень удачной стала и картина «Звезда пленительного счастья», вышедшая в 1975 году.

С 1976 по 1985 годы Мотыль являлся художественным руководителем Студии художественных фильмов ТО «Экран».

Владимир Мотыль – почётный гражданин Душанбе, заслуженный деятель искусств Таджикистана, обладатель Государственной премии России. В 1999 году был председателем жюри IX Международного кинофестиваля «Послание к Человеку».

Его последней киноработой стал фильм «Багровый цвет снегопада», съемки которого режиссер закончил к своему 80-летнему юбилею.

21 февраля 2010 года Владимир Мотыль скончался в Москве. Ему было 82 года. Похоронен на Востряковском кладбище столицы.

Алексей Герман
советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер, Народный артист России
20 июля 1938 — 21 февраля 2013
79 лет назад 4 года назад

Талантливый режиссер Алексей Герман снимал кино авторское, камерное, он не шел на компромиссы, не боялся при любых обстоятельствах сохранить свою точку зрения и был по-настоящему великим мастером и выдающимся деятелем отечественной культуры, во многом определившим лицо современного кинематографа.

Алексей Юрьевич Герман родился 20 июля 1938 года в Ленинграде, в семье известного советского писателя Юрия Павловича Германа. Он мечтал стать врачом и даже самостоятельно начал изучать медицину. Но по настоянию отца после школы, в 1955 году, поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (в мастерскую Г.Козинцева), который окончил в 1960 году.

Еще будучи студентом Алексей начал сотрудничать с Георгием Товстоноговым, который тогда руководил Большим драматическим театром им. Горького. И после получения диплома, проработав некоторое время в Смоленском драмтеатре, Герман, по приглашению Товстоногова, стал режиссером БДТ (1961-1964). Именно сотрудничество с Товстоноговым и его «школа» сыграли огромную роль в формировании кинематографического мышления Алексея Юрьевича.

В 1964 году Герман переходит работать на киностудию «Ленфильм», где начал свою режиссерскую карьеру на картине «Рабочий поселок» (1965) в качестве помощника режиссера у В.Венгерова, а затем в качестве сорежиссера Г.Аронова на его картине «Седьмой спутник» (1967). Первый самостоятельный фильм Алексея – «Проверка на дорогах» (1971) по повести его отца – был запрещен и вышел на экраны только в 1985 году и получил Государственную премию СССР.

Вторая картина режиссера (первая, дошедшая до зрителей) «Двадцать дней без войны» по повести К.Симонова вышла в 1976 году и принесла ему широкую известность. Затем были не менее известные фильмы «Мой друг Иван Лапшин» (1984) и «Хрусталев, машину!» (1998), отмеченные многими кинематографическими наградами, но и вызвавшие неоднозначную реакцию у зрителей.

Практически во всех своих картинах Герман выступил и как сценарист. Причем над сценариями он работал вместе со своей женой – Светланой Кармалитой, известной сценаристкой. Также он является автором сценариев к фильмам других режиссеров, и, кроме того, сыграл несколько ролей в различных картинах: «Рафферти» (1980), «Канувшее время» (1989), «Замок» (1994), «Трофимъ» (1995), «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (1996) и других.

В 1990 году Алексей Герман организовал «Киностудию Первого и экспериментального фильма» (где был художественным руководителем), на которой снимали свои первые картины начинающие режиссеры, например, Алексей Балабанов, Лидия Боброва и другие. Также, с 1998 года, он руководил режиссерской мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино России, а с 2010 года был президентом Санкт-Петербургского Международного Кинофорума.

Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственных премий, премий «Золотой Овен», «Триумф», «Колея» имени В.Высоцкого, премий имени Сергея Довлатова, Жоржа Садуля, Царскосельской художественной премии – Алексей Юрьевич награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Почета и другими наградами за вклад в развитие кинематографа. Его фильмы во всем мире отмечены престижными наградами и призами различных МКФ.

Известный режиссер Алексей Герман был яркой и разносторонней личностью, остро реагировал на все происходящее в стране, болел за судьбу Ленфильма, вдохновлял коллег и друзей. Он хорошо знал новинки современного кино, но в то же время обладал уникальной, близкой к документальной, манерой черно-белой съемки художественных фильмов. За полувековой период творчества режиссер создал 7 фильмов – о его скрупулезности ходили легенды… Он чрезвычайно внимательно относился к малейшим деталям, чтобы выстроить один кадр, иногда уходили недели.

Он не разменивался на суету, въедливость, предельная требовательность, доскональность – вот отличительные черты всех его работ. Сам Герман говорил, что из кинематографа уходят «”штучные изделия”, требующие особого ритма», а еще, что он больше всего на свете боялся снять плохое кино…

К съемкам своей последней картины по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» Алексей Герман приступил в 2000 году. Из-за проблем с финансированием работа над фильмом шла с перерывами, причем сам режиссер снимал его, уже будучи сильно больным, но все же продолжая работать. По словам его сына Алексея Германа-младшего (тоже режиссера), эту картину он считал главной работой жизни. И ее он успел закончить – лента «Трудно быть богом» фактически завершена, однако на экраны при жизни режиссера она так и не вышла…

21 февраля 2013 года великий кинорежиссер Алексей Юрьевич Герман скончался в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments