20 Февраля

20 февраля 1872 г.
144 года назад

В Нью-Йорке открылся Метрополитен-музей


Метрополитен-музей

В 1872 году в Нью-Йорке был открыт музей искусства. Инициаторами создания столичного Метрополитен-музея были американские художники. В самом начале музей не имел ни здания, ни коллекций, ни средств. Первые полотна были куплены на деньги корпорации во главе с Советом опекунов, специально учрежденной для организационной работы создания музея.

20 февраля 1872 года в небольшом здании на пятой авеню состоялось открытие первой экспозиции картинной галереи. Экспозиция включала в себя 100 полотен, купленных в Брюсселе, 74 полотна, приобретенных в Париже и Бельгии. Это были картины итальянских, французских, испанских, голландских, английских, фламандских художников.

Позже в Центральном парке было построено собственное трехэтажное здание музея с двенадцатью залами для экспозиций. Здание Метрополитен-музея достраивалось, дополнялось новыми пристройками, и сейчас это центр архитектурного комплекса.

Экспозиции современного Метрополитен-музея – частные коллекции, переданные в дар музею коллекционерами, пожелавшими внести свой вклад в развитие культуры Америки.

20 февраля 1909 г.
107 лет назад

Опубликован «Первый манифест футуризма»


«Женщина с ведрами» К.Малевича – одного из представителей русского футуризма
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название литературно-художественных авангардистских движений в искусстве 1910-х – начала 1920-х годов. Это течение зародилось в Италии, было теоретически обосновано и получило широкое распространение в Европе, а также и в России.

20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты «Фигаро» был напечатан текст в виде платного объявления под названием «Обоснование и манифест футуризма», подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944). От этой даты и принято отсчитывать историю футуризма – одного из крупнейших течений европейского искусства начала 20 века.

В манифесте футуризма, который стал основополагающим документом этого авангардистского течения, была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Основатель движения и главный идеолог футуризма Маринетти заявил, что: «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт».

Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей 11 основополагающих пунктов-тезисов футуристической идеи. В нем провозглашался культ будущего и разрушение прошлого; восхвалялось стремление к скорости, бесстрашие, необычные формы; отвергались страхи и пассивность; отрицались все логические, любые синтаксические связи и правила. Основной целью ставилось напугать и встряхнуть обывателя: «Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!».

Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом 20 века. Для них характерно преклонение перед действием, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; упоение войной и разрушением.

Текст манифеста вызвал бурную реакцию в обществе, но, однако, положил начало новому «жанру». Футуризм быстро нашел единомышленников – сначала в литературной среде, а потом и практически во всех сферах художественного творчества – в музыке, живописи, скульптуре, театре, кино и фотографии – как самой Италии, так и далеко за ее пределами.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью, строя «искусство будущего» при отрицании всего предшествующего художественного опыта и традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями.


Основатель и главный идеолог футуризма – Филиппо Томазо Маринетти

Футуризм начинался с манифестов и деклараций, а вскоре стал важным политическим движением. Очень быстро новые манифесты появились буквально в каждом кружке футуристов разных направлений искусства Италии, России и других странах Европы. А приемы эпатажа широко использовались всеми модернистскими школами, поскольку футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера скандала.

В России направление футуризма носило название – кyбoфyтypизм, оно было основано на соединении принципов французского кубизма и общеевропейских установок футуризма. Русский футуризм весьма отличался от своего западного варианта, унаследовав лишь пафос строителей «искусства будущего». А учитывая общественно-политическую ситуацию в России тех лет, зерна данного течения упали на благодатную почву.

Хотя для большинства кубофутуристов «программные опусы» были важнее самого творчества, но русские авангардисты начала 20 века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. 1912-1916 годы – это период расцвета футуризма в России, когда прошли сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. Стоит отметить, что кубофутуризм не вылился в целостную художественную систему, и этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда.

Футуристами называли себя члены петербургского «Союза молодежи» – В.Татлин, П.Филонов, А.Экстер; поэты – В.Хлебников, В.Каменский, Е.Гуро, В.Маяковский, А.Крученых, братья Бурлюки; художники-авангардисты – М.Шагал, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова и другие.

20 февраля 1940 г.
76 лет назад

Впервые на экранах появилась мультипликационная пара Том и Джерри


Знаменитый мультсериал о взаимоотношениях кота Тома и мышонка Джерри был создан в 1940 году мультипликаторами Уильямом Ханной и Джозефом Барберой, позднее создавшими студию Ханна-Барбера, и впервые на экране появился 20 февраля 1940 года.

Сюжет большинства серий мультфильма сосредоточен на безуспешных попытках Тома поймать мышонка, а также на увечьях и разрушениях, которые из всего этого следуют. Поскольку в некоторых сериях персонажи довольно мирно уживаются между собой, остаётся непонятным, за что Том постоянно преследует Джерри.

Том – тёмно-синий антропоморфный кот впервые появляется под именем Джаспер. Вопреки общественному мнению, Джаспер – вовсе не фамилия Тома. Кот постоянно гоняется за мышонком Джерри и ставит для того ловушки, однако часто попадает в них сам. Изначально Том не настроен на то, чтобы съесть Джерри, однако он постоянно соревнуется или ведёт с ним своеобразные поединки. Иногда они забывают о своей вражде и ведут себя, как лучшие друзья. Достаточно вспыльчивый и в то же время ранимый, Том старается слушаться свою хозяйку, однако живёт одновременно по правилам домашнего и уличного кота.

Джерри (полное имя Джеральд Маус) коричневый антропоморфный мышонок – изначально был известен как Мышь или Джинкс. Является основной целью в различного рода погонях и схватках для кота Тома, и старается постоянно устроить тому какую-нибудь пакость. Ведёт независимый и приспособленческий образ жизни, в промежутках между стычками с Томом пополняет свои продовольственные запасы, используя холодильник на кухне, либо отдыхает.

Мультсериал создавался голливудской студией MGM с 1940 года до закрытия мультипликационной студии в 1958 году. В 1961 году MGM продала права на производство мультфильма пражской студии Рембранд Филмс, во главе которой стоял Джин Дейч. Рембрандт Филмс выпустила 13 серий, признанных наихудшими за всю историю мультфильма.

В 1963 году производство мультфильма вернулось в Голливуд, в студию Чака Джонса «Сиб-Тауэр 12 Продакшнс» и длилось до 1967 года. Позднее Том и Джерри вновь появились в мультсериале, созданном Ханной-Барберой (1975-1977; 1990-1993) и Фильмэйшен Студиос (1980-1982).

Первоначальные мультфильмы Ханны-Барберы периода 1940-1958 годов признаны самыми выдающимися и являются обладателями семи наград кинопремии Оскар.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments