Чат неактивен

2 Мая нас покинули

Леонардо да Винчи

итальянский художник, ученый, изобретатель, «универсальный» гений эпохи Возрождения

  • 15 апреля 1452                        569 лет назад
  • 2 мая 1519                                 502 года назад

Сегодня Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник, но сам мастер считал себя ученым и инженером. А еще он был мыслителем и признавал единственным критерием истины опыт, приведенный к наглядному виду. Он отрицал пустые схоластические рассуждения. Леонардо был амбидекстром, владея левой и правой рукой одинаково талантливо. Известны его занятия и музыкой, и кулинарией… Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. А он был во всем гениален…

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci) родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции (Италия). Отец Леонардо был нотариусом, а мать – простой крестьянкой.

На брак с любимым мать не могла рассчитывать – отец мальчика вскоре женился на богатой и знатной девушке. Леонардо было 3 года, когда отец забрал его к себе, что было вполне в законах того времени. Попытки приобщить сына к семейному делу были безуспешны: Леонардо не интересовали законы общества. Зато были замечены его способности художника – и отец отправил его учиться в лучшую мастерскую Тосканы, к живописцу Андреа дель Верроккьо.

"Джоконда"

“Джоконда”

В мастерской художника Леонардо пробыл недолго: одна из совместных работ с учителем показала настолько явное преимущество ученика, что Верроккьо по преданию навсегда забросил кисть.

Сегодня Леонардо известен в первую очередь как художник. Его кисти принадлежат «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», и самая известная в мире картина, непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)… Леонардо отдавал живописи не слишком много времени, поэтому количество его работ не так велико. Он изучал природу, стремился охватить принципы реализма, законы восприятия – и вывел живопись на качественно другую ступень. Он не участвовал в теоретических дискуссиях и спорах – он просто творил шедевры… Благодаря Леонардо линия рисунка получила право на размытость, смягчились цветовые контрасты, рисунок и реальность стали ближе, но и таинственнее. И сегодня идет нескончаемый поток посетителей в Лувр, где хранится портрет Джоконды, чтобы взглянуть на бессмертное творение мастера.

Впрочем, сам мастер считал себя не художником, а ученым и инженером. Его «Витрувианский человек» до сих пор служит идеалом пропорций не только человеческого тела, но и Вселенной в целом. Ему принадлежат изобретения парашюта, велосипеда, прототипа танка, прожектора, катапульты… Множество других инженерных замыслов запечатлены в набросках, рисунках, чертежах и эскизах мастера.

"Витрувианский человек"

“Витрувианский человек”

В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселился в его замке Кло-Люсе, в официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора. За что получал годовую ренту в тысячу экю. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.

За два года до смерти у Леонардо серьезно ухудшилось состояние здоровья, и он передвигался с трудом.

2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе (герцогство Турень, Франция). Он был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Основным наследником мастера был сопровождавший Леонардо ученик и друг Франческо Мельци, который в последующие 50 лет оставался главным распорядителем наследства великого творца, включавшего кроме картин инструменты, библиотеку и не менее 50 тысяч оригинальных документов на различные темы, из которых до наших дней сохранилась лишь треть.

Василий Голицын

русский государственный и военный деятель, фаворит царевны Софьи

  • ?
  •  — 
  • 2 мая 1714                            307 лет назад

Василий Васильевич ГолицынВасилий Васильевич Голицын

Князь Голицын был несомненно выдающимся и передовым человеком своего времени. Он ясно понял основную задачу века – более тесное сближение с Западом. Он покровительствовал иностранцам, сочувствовал образованию русского юношества, хотел освободить крестьян от крепостной зависимости, отправить дворян за границу в военные школы, завести постоянные посольства при европейских дворах, даровать религиозную свободу. Отличие Голицына от Петра – в сочувствии западно-католической культуре, тогда как Петр был сторонником протестантской Европы.

Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны Софьи Алексеевны, сестры Петра I, родился в 1643 году (точная дата неизвестна) в Москве. Он происходил из старинного княжеского рода. Получил хорошее образование, знал иностранные языки.

Молодые годы провел в придворном кругу царя Алексея Михайловича в званиях стольника, чашника, государева возницы и главного стольника, заведовал Пушкарским и Владимирским судным приказами. В 1676 году, уже в звании боярина, Голицын отправлен был в Малороссию, принять меры для охранения Украины от набегов крымчан и турок, и участвовал в знаменитых Чигирянских походах.

Непосредственное знакомство с военным делом поставило Голицына лицом к лицу с недостатками тогдашней организации русского войска. Он убедился, что корень зла лежит в местничестве, и, вернувшись в Москву, сумел провести его уничтожение.

Ролью первого государственного человека в течении семилетнего правления царевны Софьи (1682-1689) Голицын, помимо личных дарований, обязан был еще близостью своею к правительнице, которая страстно его любила.

Внешняя политика его ознаменована заключением в 1686 году выгодного для России «вечного мира» с Польшей. По этому миру Киев, которым Россия владела доселе лишь фактически, переходил к ней и de jure. Обязательство польского правительства не притеснять своих православных подданных создало основание для последующего вмешательства России во внутренние дела Польши. Также он очень умело вел дипломатические переговоры со Швецией, продлив действие Кардисского мирного договора 1661 года.

Голицын был дважды женат. Его первая супруга – княжна Федосья Васильевна Долгорукая – умерла бездетной около 1685 года. Вторая жена – Евдокия Ивановна Стрешнева – родила ему четырех сыновей и двух дочерей.

Падение Софьи повлекло за собою и опалу Голицына. Он лишался боярства, всего имущества и вместе с семьей был отправлен в ссылку сначала в Каргополь, а затем в село Кологоры Архангельской губернии.

Последним местом ссылки стал Пинежский Волок, где Василий Васильевич Голицын умер (21 апреля2 мая 1714 года. Был похоронен в Красногорском Богородицком монастыре, возле Пинеги.

Джакомо Мейербер

немецкий композитор, создатель жанра французской большой оперы

  • 5 сентября 1791                             230 лет назад
  • 2 мая 1864                                       157 лет назад

Джакомо МейерберДжакомо Мейербер

Джакомо Мейербер (нем. Giacomo Meyerbeer) родился 5 сентября 1791 года в Тасдорфе недалеко от Берлина, в семье купца-еврея. Настоящее имя – Якоб Либман Бер (нем. Jacob Liebmann Beer). С детства он проявил огромный талант к музыке, выступал с игрой на пианино как юный вундеркинд, поражал окружающих тем, что начал рано сочинять оперы.

Своё обучение он продолжил в Венеции, изучая оперный итальянский стиль и язык. В Италии Джакомо Мейербер провёл десять лет, страну эту любил, написал четыре оперы в итальянском стиле, и даже имя для псевдонима взял с итальянским звучанием. Итог этого периода – «итальянские» оперы «Ромильда и Констанца» (1817), «Семирамида» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820), «Крестоносец в Египте» (1824).

С 1827 года в творчестве Мейербера наступает новый этап «французских» опер: это «Роберт-дьявол» (1831), «Гугеноты» (1836), «Пророк» (1849), «Динора», «Африканка» (1864).

Как можно заметить даже по названиям, Мейербер тяготел к романтизму; и действительно его музыка оказала серьёзное влияние на европейский музыкальный театр периода романтизма. Мейербер был известен в Германии, занимал пост художественного руководителя королевского оперного театра, дирижировал.

В 1850-е годы разразился его конфликт с Рихардом Вагнером. Неприязнь была личной, нападки же сводились к якобы присущему Мейерберу «еврейству в музыке». Вагнер в итоге вытеснил Мейербера из репертуаров; интерес к операм этого композитора возродился лишь через некоторое время.

Умер Джакомо Мейербер в Париже 2 мая 1864 года.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments