2 Июля

2 июля 1556 г.
460 лет назад

Иван Грозный присоединил Астрахань к Русскому государству и ликвидировал Астраханское ханство

После завоевания мусульманского Казанского ханства и штурма его столицы, царь Иван Грозный решил подчинить своему влиянию южного соседа, бывшего противника. Покорение Астраханского ханства позволило бы добиться контроля над всем бассейном Волги и получить прямой выход в Каспийское море. Поводом к началу военных действий стало пленение местным ханом Ямгурчеем московских послов в Астрахани. Весной 1554 года по Волге в сторону Астрахани отправилось войско во главе с князем Пронским. 29 июня 1554 года русский авангард под командованием князя А.Вяземского нанес поражение головному отряду астраханцев у Черного острова (ныне – район Волгограда). После этого Ямгурчей не стал вступать в новое сражение и при приближении русских к Астрахани бежал из города в турецкую крепость Азов.

Русские без боя заняли Астрахань. Там воцарился противник Ямгурчея и союзник московского царя – хан Дервиш-Али, обещавший поддержку Москве. Однако в 1556 году этот хан перешёл на сторону давних врагов России – Крымского ханства и Османской империи, спровоцировав этим новый поход русских на Астрахань. Его возглавил воевода Н.Черемисинов. Сначала донские казаки отряда атамана Л.Филимонова нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего 2 июля Астрахань вновь взята без боя. В результате этого похода Астраханское ханство было полностью подчинено Московской Руси.

После покорения Астрахани русское влияние распространилось до Кавказа. В 1559 году князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана Грозного прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры. Царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в Православие.

2 июля 1670 г.
346 года назад

Войско атамана Стеньки Разина овладело Астраханью

Весной 1670 года казачий атаман Степан Разин организовал поход на Волгу, который сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Разин рассылал письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он говорил, что не собирается свергать правящего царя Алексея Михайловича, однако объявлял себя врагом всей официальной администрации – воевод, дьяков, представителей церкви, которых обвинял в измене царю. Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.

(22 июня) 2 июля 1670 года 20-тысячное войско Разина овладело Астраханью. Казаки убили правителя города князя Ивана Прозоровского и двух его сыновей. Многие иноземные купцы, которым случилось быть там в ту пору, персы, индийцы, турки и армяне, были также преданы смерти наравне с прочими людьми. Захватив после Астрахани Царицын, Саратов, Самару и ряд других крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 года, был ранен и удалился на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке.

В апреле 1671 года Разин был пленён казачьими старейшинами, которые взяли Кагальницкий городок штурмом. Вместе с младшим братом Фролом его выдали царскому правительству, привезли в Москву и подвергли жестоким пыткам и 16 июня 1671 года четвертовали на Красной площади.

2 июля 1698 г.
318 лет назад

Томас Сейвери получил патент на первую в мире паровую машину

Первым применённым на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная в 1698 году английским военным инженером и изобретателем Томасом Сейвери (1650–1715). С дозволения короля Вильгельма III 2 июля того же года ученый получил патент на своё устройство.
Патентная заявка гласила: «Это новое изобретение для подъема воды и получения движения для всех видов производства при помощи движущей силы огня имеет большое значение для осушки рудников, для водоснабжения городов и как источник движущей силы для фабрик – тех, что не могут использовать силу воды или работу ветра».
Однако изобретение оказалось не слишком эффективным, так как тепло пара каждый раз терялось во время охлаждения контейнера. К тому же, насос был довольно опасным в эксплуатации, поскольку из-за высокого давления пара ёмкости и трубопроводы двигателя иногда взрывались. Тем не менее, вскоре паровая машина Сейвери нашла довольно широкое применение в промышленности: с ее помощью стали откачивали воду из угольных шахт.

Изобретатель в шутку называл свое детище «другом рудокопа». В 1707 году паровая машина Сейвери появилась в России. Царь Петр Первый приказал установить ее в Летнем саду, для того, чтобы качать воду из Фонтанки для парковых фонтанов. Машина поднимала воду на высоту 3 м от поверхности земли. Ее производительность была 3 бочки в минуту.

2 июля 1860 г.
156 лет назад

Был основан город-порт Владивосток

В 1859 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский открыл в заливе Петра Великого удобную бухту. Он предложил назвать ее Золотой Рог и приказал основать в ней военный пост, который получил название Владивосток. (20 июня) 2 июля 1860 года в бухту Золотой Рог вошел военный корабль «Маньчжур», которым командовал капитан-лейтенант Алексей Шефнер.

На берег высадились 3 офицера и 37 солдат, которые начали строительство поста. В 1871 году российское правительство решило перенести во Владивосток главный порт России на Тихом океане из Николаевска-на-Амуре. Город стал стремительно развиваться: строились административные и жилые здания, стала зарождаться промышленность, росла торговля. В 1872 году в бухте Золотой Рог встали корабли Сибирской военной флотилии. Появились крупные торговые компании, лесопильный и кирпичные заводы, мельница, пивоваренный завод. В гавань Владивостока заходили голландские, английские, американские, японские, немецкие суда.

В 1880 году Владивосток официально получил статус города. В его территорию вошли также полуостров Муравьева-Амурского и остров Русский. В конце 19 века Владивосток уже был большим портовым и промышленным городом, главной базой военно-морского флота России на Тихом океане. В советское время, начиная с 1958 года, Владивосток стал морской базой советского флота и в течение 30 лет был закрыт для посещения иностранцев.

В 1959 году, после посещения США, во Владивосток прибыл Никита Хрущев. Находясь под впечатлением от визита в Америку, он решил сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. В 1960-х во Владивостоке началось бурное жилищное строительство, которое стало сильнейшим импульсом в развитии города за весь советский период. 20 сентября 1991 года президент России Борис Ельцин подписал указ «Об открытии Владивостока для посещения иностранными гражданами», и, начиная с нового 1992 года, Владивосток перестал быть закрытым городом. А в 2010 году ему было присвоено почетное звание «Город воинской славы».

2 июля 1900 г.
116 лет назад

Первый полет совершил дирижабль жесткой конструкции, построенный графом Цеппелином

Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» Строительство первых жестких дирижаблей-цеппелинов началось в 1899 году на плавающем сборочном цехе на Боденском озере в Заливе Манзелл, Фридрихсхафен. Оно было предназначено для того, чтобы упростить процедуру старта, поскольку цех мог плыть по ветру. Жесткие дирижабли отличались от мягких и полужестких тем, что их прорезиненная оболочка не раздувалась подъемным водородом, а была натянута на прочный и легкий металлический каркас. Воздушный корабль стал крупнее, брал на борт больше водорода (в 17 внутренних камерах). В результате увеличились его подъемная сила, число двигателей и вес транспортируемого груза. 62-летний граф Фердинанд фон Цеппелин построил первый корабль на собственные средства. Опытный дирижабль «LZ 1» («Luftschiff Zeppelin») имел длину 128 м, два двигателя мощностью 14.2 л.с. (10.6 кВ) и балансировался путём перемещения веса между его двумя гондолами.

2 июля 1900 года состоялся первый полёт, посмотреть который на берегу Боденского озера собралась тысячная толпа. Из плавучего эллинга небольшой пароход вывел дирижабль, и на середине озера экипаж из четырёх человек, в том числе и граф Цеппелин, занял свои места в гондолах дирижабля. Под восторженные крики зрителей дирижабль оторвался от воды и поднялся в воздух. Цеппелин сам пилотировал корабль, но из-за неисправностей, возникших в системе управления, полет продолжался лишь 18 минут. Аппарату удалось преодолеть всего 6 километров со скоростью 60 км/ч, после чего он упал в воду Боденского озера.

После ремонта аппарата технология жёсткого дирижабля успешно была испытана в последующих полётах, побив рекорд скорости – 6 м/с, против 3 м/с французского дирижабля «Франция». Однако этого ещё было недостаточно для привлечения значительных инвестиций в дирижаблестроение. Через несколько лет графу удалось получить необходимое финансирование. К 1906 году Цеппелин сумел построить усовершенствованный дирижабль, который заинтересовал военных. В военных целях применялись поначалу полужесткие, а затем мягкие дирижабли «Парсеваль», а также дирижабли «Цеппелин» жесткого типа.

2 июля 1976 г.
40 лет назад

Провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам


Здание Народного комитета в Хошимине

Спустя 15 месяцев после вывода из Южного Вьетнама американских войск, потерпевших поражение в войне с армией Северного Вьетнама и южновьетнамскими партизанами, общенародное Национальное собрание провозгласило воссоединение страны и создание Социалистической Республики Вьетнам. Летом 1954 года были подписаны Женевские соглашения, предусматривавшие полную независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, а также скорейшее проведение свободных и всеобщих выборов. До выборов территория Вьетнама временно разделялась по реке Бенхай на две половины. Однако данное положение дел не устраивало США, которые стремились помешать распространению коммунизма в Юго-Восточной Азии. При содействии Соединённых Штатов проведение выборов в стране было сорвано, на юге была провозглашена Республика Вьетнам со столицей в Сайгоне, которую возглавил Нго Динь Зьем.

В 1959 году лидеры северной Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) решили объединить страну силовым путём. Был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ, также известен как Вьетконг), который своими партизанскими операциями пытался подрывать влияние «сайгонского режима» на периферии. В ответ США воспользовались Тонкинским инцидентом (обстрел вьетнамскими катерами американского эсминца, якобы находившегося в нейтральных водах) для того, чтобы приступить к систематическим бомбардировкам ДРВ, и начали переброску войск в Южный Вьетнам для борьбы с НФОЮВ. Началась Вьетнамская война. Однако решительные действия партизан на юге и успешное противостояние ДРВ авианалётам (при значительной поддержке СССР) привели к значительным потерям среди американцев и вынудили Вашингтон в 1973 году подписать Парижские мирные соглашения, согласно которым американские войска выводились из Вьетнама. Без американской поддержки сайгонский режим, находившийся в глубоком кризисе, быстро пал в результате наступления северовьетнамских войск.

30 апреля 1975 года южновьетнамские войска сдали Сайгон, и объединение страны было завершено. Формально до 1976 года на территории Южного Вьетнама существовало Временное революционное правительство, однако оно было полностью подконтрольно правительству ДРВ. 2 июля 1976 года была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам и принята ее новая конституция. Одновременно в честь первого коммунистического вождя северян Хо Ши Мина бывшая столица южан Сайгон была переименована в Хошимин.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments